Одно их противоречий современного общества – настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этике, освоение, которого должно происходить с раннего детства. Поэтому так важно заложить обучать речевому этикету в дошкольном детстве.
В качестве средства гуманизации взаимоотношений дошкольников с окружающими людьми рассматривается процесс усвоения ими средств речевого этикета, способствующих доброжелательности общения со сверстниками и взрослыми. Дошкольный возраст – сенситивный период для того, чтобы ребёнок овладел основными средствами речевого этикета.
Речевой этикет – это не только система вербальных единиц, это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений. Речевой этикет – это также элемент национальной культуры, вырабатываемый народом не одно столетие.
В «Словаре по этике» понятие «этикет» определяется как совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. А именно: обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. В этикетных целях часто используются предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы и т.д.) Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. Если этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует поведение в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет регулирует правила речевого поведения.
Речевой этикет – это «микросистема национально-специфических вербальных единиц, принятых и предписываемых обществом для установления контактов собеседников, поддерживания общения в желательной тональности соответственно правилам речевого поведения (правилам этикета)».
Речевой этикет, так или иначе, привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения. Прежде всего, он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность говорящего также учитывается. Это может быть наилучшим образом продемонстрировано на употреблении Ты- и Вы- форм в общении. Общий принцип состоит в том, что Вы-формы употребляются как знак уважения и большей формальности общения; Ты-формы, напротив, соответствуют неформальному общению между равными. Однако реализация этого принципа может представать в различных вариантах в зависимости от того, как участники речевого общения соотносятся по возрастной или служебной иерархии, находятся ли они в родственных или дружеских отношениях; от возраста и социального положения каждого из них и т.д.
Речевой этикет обнаруживает себя по-разному также в зависимости от темы, места, времени, мотива и цели общения. Так, например, правила речевого общения могут различаться в зависимости от того, являются темой общения печальные или радостные для участников общения события; существуют специфические этикетные правила, связанные с местом общения (присутственное место, производственное совещание) и т.д.
К средствам, или единицам речевого этикета относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения.
Речевой этикет предусматривает правила речевого поведения в стандартизированных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения. Таких стандартизированных речевых ситуаций общения выделяется несколько:
- обращение и привлечение внимания;
- приветствие;
- знакомство;
- прощание;
- извинение;
- благодарность;
- поздравление;
- пожелание;
- соболезнование;
- сочувствие;
- приглашение;
- просьба;
- совет;
- одобрение;
- комплимент.
Каждая типизированная ситуация обслуживается группой формул и выражений, которые образуют синонимические ряды. Внутри каждого синонимического ряда различаются формулы:
- наиболее употребительные, стилистически нейтральные формулы (до свидания, спасибо, здравствуйте);
- формулы с оттенками значения (до завтра, до вечера, прощайте, доброе утро);
- формулы с различными стилистическими оттенками (позвольте попрощаться; пока; целую ручки; спасибо; благодарю вас).
Любая ситуация речевого общения приобретает своеобразные формы и содержание в зависимости от речевого и социального опыта собеседников. Каждый конкретный акт прощания, приветствия, благодарности, просьбы и т.п. добавляет к стандартным, устойчивым формулам речевого этикета множество частных «приращений».
Вежливость фраз речевого этикета происходит и за счет «приращения» к ним мотивировок: «Я очень благодарна вам за книгу, она мне очень помогла; До свидания, надеюсь, завтра увидимся». Дополнение формул речевого этикета обращениями и мотивировками вносит в них не только теплоту, но и подчеркивает индивидуальность говорящего. «Приращение» («развертывание») этикетных фраз делает их менее шаблонными, стандартными.
Важную роль играет и то, с какой интонацией произносятся фразы речевого этикета, какими жестами, мимикой и движениями они сопровождаются.
Овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить:
- разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и умение избирательно ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения и особенностями собеседника;
- доступные способы «развертывания» вежливых формул;
- умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами.
Обучение речевому этикету осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием в группе доброжелательных отношений детей друг к другу, каждая ситуация речевого общения предусматривает:
- обогащение словаря дошкольников вариантами формул речевого этикета,
- обучение детей способам их «развертывания»;
- развитие доброжелательности интонации и мимики.
Выделяются следующие формулы речевого этикета, необходимые дошкольникам для обслуживания наиболее типичных ситуаций общения и примерные фразы для мотивировки формул речевого этикета <Приложение 1>.
Наблюдения за повседневным общением детей показывают, что разные ситуации стандартизированного общения усвоены детьми не в одинаковой степени. Некоторые ситуации, а именно приветствие, прощание, благодарность, привычны детям, и в них они действуют автоматически. В других ситуациях им необходимо сосредоточиться, такие как извинения, просьба, знакомство, а третьи ситуации вызывают у них определённые трудности, сочувствие, приглашение, предложение, комплимент. Дети употребляют разное количество формул речевого этикета. В стандартных ситуациях речевого общения дошкольники предлагали 6-7 вариантов формул и выражений речевого этикета, что составляет значительную часть от существующих общеупотребляемых формул и выражений, в других ситуациях дети предлагали 4-5 формул, а в третьих 1-2 фразы. Развёрнутые формулы речевого этикета, а именно адресованность и мотивировка, встречались у детей не во всех ситуациях общения.
Далее предлагается поэтапная работа по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Для апробации методики были выбраны такие ситуации стандартизированного речевого общения как приглашение и предложение. Необходимость обучения умению пользоваться формулами речевого этикета в этих ситуациях (приглашение, предложение) обусловлена:
- во-первых, тем, что они часто встречаются в общении дошкольников, но детей не учат использовать в формулы речевого этикета, обслуживающие эти ситуации;
- во-вторых, усвоение правил речевого поведения в этих ситуациях благоприятно для установления дружеских контактов детей.
Для данной ситуации были подобраны варианты формул и выражений речевого этикета. Инициативные формулы: Давай (-те)…; Прошу…; Возьмите…; Садитесь, пожалуйста; Хотите (хочешь) я помогу?
Ответные формулы речевого этикета: Ладно, я согласен; Спасибо; Большое спасибо; Спасибо, не беспокойтесь; Спасибо, я сам (-а); Извините, но….
Работа по обогащению и активизации словаря детей за счет формул и выражений речевого этикета проводится в соответствии со следующей последовательностью:
Первый этап – восприятие формул речевого этикета. Для реализации поставленной задачи использовали художественную литературу, просмотр инсценировок и постановок.
Второй этап – репродуктивное воспроизведение формул речевого этикета, характерных для выбранной нами ситуации речевого общения.
Третий этап – обучение способам «развёртывания» формул речевого этикета.
Четвёртый этап – обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики.
Последовательность работы по формированию речевого этикета внутри каждого этапа определялась логикой усвоения речевого материала от восприятия средств речевого этикета – к их репродуктивному воспроизведению, затем к самостоятельному использованию средств речевого этикета в играх и перенос в повседневное общение.
Первый этап восприятие формул речевого этикета. Работа была направлена на обогащение и активизацию словаря детей за счёт формул и выражений речевого этикета. Она начиналась с организации восприятия формул и выражений речевого этикета.
Многократное восприятие детьми формул речевого этикета происходило, прежде всего, в повседневной жизни. Использовалась любая возможность, чтобы проговаривать вслух, по какому поводу педагог собирается обратиться к кому – либо и как именно это будет сделано. Ребёнку подсказывали, как ему предложить или пригласить старшего или сверстника; стремились поощрять попытки использования формул речевого этикета. Это позволяло активизировать их восприятие:
- Вы заметили, как встретил Гриша, Наталью Петровну? Он сказал…;
- Давайте пригласим ребят из приёмной в группу, скажем им: «Проходите, обед накрыт»;
- Сказать вам, как Глеб предложил мне поиграть с ним? Он сказал: «Татьяна Александровна, давайте с вами поиграем в эту игру».
Восприятие формул речевого этикета и выражений речевого этикета происходит в процессе чтения художественной литературы, когда внимание детей акцентируется на вежливых фразах, употребляемых героями произведений. Чтение поможет развивать положительное отношение к вежливости и её проявлениям, желание запомнить её средства. Использовались такие произведения как: «Азбука вежливости» Л.П. Васильевой-Гангус, «Бабушка угощает чаем», «В гостях у Нюши», «Звонит телефон» «Разговор по телефону», «Маша», «До свидания, приходите в гости» Н.Е. Богуславская, Э. Мошковская «Вежливое слово» <Приложение 2>.
Наблюдения за деятельностью и общением детей на этой ступени усвоения формул речевого этикета показали, что уже на этом этапе участились случаи использования формул речевого этикета в ситуации приглашения (предложения). Например: в игре, разговор по телефону:
- Алло! Полина, это ты? Привет. Это я, Катя. Я хочу пригласить тебя на день рождения.
- Спасибо за приглашение. Я скоро приду.
В умывальной комнате:
- Данил, пойдём руки мыть.
- Пойдём.
На втором этапе для воспроизведения формул речевого этикета использовалась система игр и упражнений, побуждающих детей к многократному проговариванию формул речевого этикета.
Вначале использовались игры, по правилам которых требовалось воспроизвести заданные речевые образцы.
После этого упражняли детей в самостоятельном выборе и использовании речевых формул.
В работе по организации воспроизведения формул использовались следующие игры:
- Словесная игра «Волшебник».
Цель: вызвать у детей репродуктивное воспроизведение различных формул в ситуации приглашения, предложения. - Дидактическая игра «Дети учат Незнайку».
Цель: продолжать упражнять детей в репродуктивном воспроизведении знакомых формул и выражений. - Игровая ситуация «Подбери слова».
Цель: выявить, какие формулы и выражения приглашения, предложения запомнили дети. - Игровые ситуации «В общественном транспорте», «В кино», «В гостях», «В магазине» <Приложение 3>.
После предложенного примера приглашения дети вспоминали свои ситуации приглашения и предложения и формулы, которыми они пользуются в этих ситуациях. По аналогии рассматривались другие игровые ситуации.
Задания постепенно усложнялись для воспроизведения вариативных формул. Игры, предлагающие самостоятельное воспроизведение формул детьми, показали, что дети значительно чаще и к месту стали использовать формулы в данной ситуации общения.
На третьем этапе формирующего эксперимента шло обучение детей развёртыванию формул и выражений формул речевого этикета. На этом этапе обучение предполагало восприятие развёрнутых формул и их воспроизведение в ситуации приглашения, предложения.
В ходе работы выявилась такая особенность: дети без особого затруднения в развёртывании формул пользовались адресованностью, а мотивированность в формулах вызывала затруднения. Это побудило использовать для закрепления формул с развёртыванием те же игры и упражнения, что на втором этапе, но задачи усложнялись.
Проведённая на этом этапе работа способствовала тому, что дети научились понимать смысл развёрнутых фраз. Использование приглашений, предложений помогало дошкольникам в повседневных контактах. Дети быстрее шли на контакт со взрослыми их приглашения и предложения были адресованными и со временем мотивированными. В совместных играх диалоги стали более индивидуальными.
Четвёртый этап предусматривал обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики.
Обучение доброжелательности интонации, приветливости мимики проводилась уже на предыдущих этапах обучения. Дошкольникам называли формулы речевого этикета и подсказывали, с какой интонацией её лучше произнести. Они с некоторым затруднением воспроизводили тон и мимику, требовалась дополнительная работа, позволяющая подчеркнуть привлекательность доброжелательной интонации и приветливой мимики.
Для обучения проявлению доброжелательности использовались игры и этюды:
- Игра «Физиономисты».
Цель: продолжать учить выражению разных видов эмоционального состояния. - Этюд «Эмоции».
Цель: учить детей выражать эмоциональное состояние мимикой по заданию ведущего. - Игра «Пантомимы».
Цель: развивать умение невербального общения.
Положительные эмоциональные проявления тона и мимики закреплялись во всех видах игр и заданий, используемых в процессе обучения, и в повседневном общении с окружающими людьми. Игры и этюды упражняли детей в доброжелательности тона и мимики, а привычка поддерживать доброжелательный тон в общении формировалась в повседневных делах и заботах ребёнка.
Старшие дошкольники иногда стеснялись повторять за воспитателем мимические движения или воспроизводить интонацию. По мере формирования речевого этикета дети учились управлять силой и тоном своего голоса, приветливой мимике.
Таким образом, методические приемы, используемые для обучения детей формулам речевого этикета в выбранной ситуации общения, оказались приемлемыми и эффективными.
В дошкольном возрасте, обучение речевому этикету осуществляется успешно. В процессе специально организованной работы формируются все три основных компонента речевого этикета: употребление разнообразных вариантов формул речевого этикета, их «развёртывания» и сопровождение их доброжелательной интонацией и приветливой мимикой.