Модель модульного урока "Закон Кулона" с применением новых информационных технологий

Разделы: Физика


Модульное обучение отличается от других систем обучения тем, что содержание изучаемого материала представляется в законченных, самостоятельных модулях, одновременно являющихся как банком информации, так и методическим руководством по его усвоению. Модули способствуют осознанному самостоятельному изучению учебного материала к каждому уроку, на котором взаимоотношения между педагогом и обучающимся носят паритетный субъект-субъектный характер.

Основным средством модульного обучения является модульная программа, состоящая из отдельных модулей.

Она довольно хорошо разработана для дисциплин гуманитарного цикла и практически не применяется для дисциплин естественно-научного цикла. Это связано с тем, что формирование модуля является процессом трудоемким и материалоемким, особенно в данной области научных знаний.

Однако, информатизация образования, и как следствие внедрение новых информационных технологий, позволило сделать процесс составления модуля и быстрее, и качественнее.

Используя компьютер, педагог может набрать текст, легко его отредактировать, составить схему, таблицу, нарисовать рисунок и т.п. При этом содержание модуля можно быстро изменять: переставлять местами информационные блоки, дополнять их новой информацией, заменять устаревшие данные новыми, вставлять схемы, таблицы, рисунки, фотографии и т.д.

Одним из основных средств модульной технологии обучения является информационная карта, содержащая в себе основной и дополнительный учебный материал, теоретические и практические задания, рекомендации по усвоению материала и выполнению задач, а также ссылки на учебно-методические пособия.

Ниже представлена модель модульного урока «Закон Кулона» с применением новых информационных технологий.

Цель урока: изучить и понимать закон Кулона, физический смысл коэффициента k, понятие электрической постоянной, понятие диэлектрической проницаемости среды, смысл принципа суперпозиции; научиться решать задачи на применение закона Кулона.

Урок начинается с входного контроля. На предыдущем уроке «Закон сохранения электрического заряда» учащимся выдавались информационные карты, в которых наряду с основными тезисами учебного материала содержалось домашнее задание в виде качественных и количественных задач.

После проверки домашнего задания идет объяснение нового материала.

Учащиеся получают информационную карту «Закон Кулона» (Приложение 1), по которой следят за объяснением учителя.

Объяснение нового материала проходит с использованием образовательного портала Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru.): Для ученика → 10 класс → Физика → «Физика. 10 класс» → Модуль для кабинета физики → 9.Электростатика → 9.1. Электризация тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Равновесие систем электрических зарядов → 22. Урок объяснения нового материала «Закон Кулона». Изображение необходимо вывести на экран.

Урок состоит из шести слайдов:

  1. Историческая справка.
  2. Крутильные весы.
  3. Конструктор.

На данном слайде изображена схема крутильных весов с указанием всех элементов и их функциональное назначение.

  1. Опыт № 1.

Цель опыта: выяснить, как сила взаимодействия зарядов зависит от величины одного из них при условии, что расстояние между зарядами сохраняется.

На данном слайде изображена интерактивная модель взаимодействия двух зарядов. Задавая различные значения заряда и сохраняя неизменным расстояние между ними, получаем значение кулоновской силы. После проведения опыта строится график и делается вывод.

  1. Опыт № 2.

Цель опыта: выяснить, как сила взаимодействия зарядов зависит от расстояния между ними, при условии, что величины зарядов не меняются.

На данном слайде изображена интерактивная модель взаимодействия двух зарядов. Меняя расстояние между зарядами, получаем значение кулоновской силы. После проведения опыта строится график и делается вывод.

  1. Выводы.

Урок заканчивается выходным контролем, в котором отрабатывается содержание формулы и рассматривается решение задач № 1, 2 из информационной карты (правая часть карты).

Учащимся выдается домашнее задание: § 89-90 [Мякишев Г.Я., Физика: Учеб. для 10 кл. ощеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – 14-изд. – М.: Просвещение, ОАО «Моск. Учеб.», 2005.], задачи № 3, 4 (правая часть карты).