В.Осеева "Печенье". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • продолжить работу над формированием навыка чтения;
  • формировать навык грамотного письма.

Учебные задачи:

  • формировать умение «видеть» букву;
  • умение прочитывать тексты, написанные разным шрифтом;
  • продолжить работу над формированием правильного чтения;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать связную речь, фонематический слух, моторику, мыслительные операции;
  • учить характеризовать героев (выделять признаки);
  • формировать понятия о дружбе, доброте, отзывчивости;
  • учить работать в парах, группами, сообща.

Учебные умения:

  • видеть орфограммы в словах;
  • правильно, грамотно формулировать предложения;
  • различать понятия «звук», «буква»;
  • анализировать произведение;
  • выражать своё отношение к положительным и отрицательным поступкам героев;
  • характеризовать героев произведения.

Воспитательные задачи:

  • прививать любовь к чтению, к книге;
  • формировать познавательный интерес;
  • воспитывать чувство сопричастности и сопереживания;
  • воспитывать умение слушать, учитывать мнение других.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Технологии: здоровьесберегающие технологии способом «подвижного» обучения.

Оборудование:

  • магнитная азбука, слоговая таблица;
  • таблица согласных, таблички с чертами характера;
  • раздаточный материал: (карточки с кроссвордами, с индивидуальными заданиями, с тестами);
  • картинки с изображением мальчиков, «пушистиков»;
  • указка, молоточек, портрет В. Осеевой.

Ход урока

I. Мобилизующее начало.

Стульчики стоят перед доской полукругом. Дети заходят в класс со звонком. Хоровое проговаривание.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.

Дети садятся на стульчики.

II. Сообщение темы урока.

На доске буквы перевернулись. Как только поставите их на место, сможете прочитать пословицу.

Хоровое чтение пословицы.

Дети объясняют, как понимают слово «скуп».

Учитель. Я предлагаю этой пословицей обозначить тему нашего урока. А в конце урока, я, думаю, нам удастся, как можно полнее раскрыть смысл этой пословицы.

Наш девиз: «Я хочу много знать!»

(Дети встают. Произносят ритмично, с движениями.)

Учитель. Откроем ладошки навстречу новым знаниям. Оглянитесь, как много интересного вокруг. Но, в любом путешествии необходимо соблюдать определенные правила.

(На стене справа висят таблички с правилами. Дети озвучивают их.)

Учитель. Я желаю вам успехов!

(Дети садятся.)

Учитель. Дети, возьмемся за руки, чтобы почувствовать помощь товарища. Закроем глазки и проговорим: «Я готов к уроку!». (В это время учитель включает запись: «Я тоже хочу все знать!», «И я хочу много знать!».)

Учитель. Хотите узнать, кто бы это мог быть? Может быть, они подают нам какой-либо сигнал?

(Дети, оглядываясь по сторонам, замечают цифры над буквами в табличках справа.)

III. Работа в группах. Постановка цели урока.

Учитель. Составим слоги: I группа составляет слоги из букв, над которыми написаны зеленые цифры, II группа – из букв, над которыми написаны цифры оранжевого цвета, III группа – из букв, над которыми написаны цифры синего цвета. (Работа в группах.)

Проверка. На доске перевернутые слоги маль ки чи

Дети. Это – мальчики.

(Вывешиваются картинки с изображением мальчиков.)

Учитель. Оставим мальчиков у нас в гостях? Они хотят посмотреть, чему вы научились, а еще просили вас по их поступкам определить, присущие им черты характера. Выполним их желание?

Дети. Да.

Учитель. И, так, цель урока…

Дети читают на доске справа: Цель урока: Повторить изученное. Определить черты характера мальчиков.

Учитель. Закроем глазки, проговорим: «Мы выполним поставленную перед нами цель».

III. Повторение изученного.

3.1. Различение звуков, букв.

Учитель. Из чего мы составили слово «мальчики»?

Дети. Из слогов.

Учитель. Слоги?

Дети. Из букв.

Учитель. Сколько в слове «мальчики» букв, звуков?

Дети. 8 букв, 7 звуков.

Учитель. Почему?

Дети. Мягкий знак не обозначает звука.

Учитель. Можно ли оставшиеся буквы разделить на группы?

Дети. Можно разделить на 2 группы: на буквы, обозначающие гласные, и на буквы, обозначающие согласные.

Учитель. Перед вами 2 инструмента: молоточек и указка. Для чего какой инструмент служит?

Дети. Указка, чтобы «пропевать» гласные.

Учитель. Гласными называются те звуки, которые … (продолжают дети, сопровождая свои слова поворотами головы) можно пропеть, протянуть и они не встречают во рту преграду.

Дети. Молоточек, чтобы стучать по согласным.

Учитель. Согласными называют те звуки, которые …(продолжают дети, сопровождая свои слова поворотами головы) нельзя пропеть, протянуть и они встречают во рту преграду.

(К доске выходит ученик-дирижер. Дети встают, подходят ближе к доске. Дирижер сначала берет указку, показывает в слове «мальчики» на буквы, обозначающие гласные. Дети «пропевают» их).

Учитель. Для расширения поля зрения выполняем следующее упражнение: Смотрим на красный прямоугольник и одновременно следим за указкой учителя, «пропевая» гласные. Таблица висит справа от доски.

(Дирижер молоточком стучит по буквам, обозначающим согласные звуки. Дети произносят их. Звук л – мягкий, так как мягкий знак смягчает согласный, звук к – мягкий, так как гласная «и» указывает на мягкость согласного.)

Учитель. Постучим молоточком по таблице согласных.

(Таблица висит на правой стене класса. Дети поворачиваются к стене. Учитель стучит молоточком сначала по горизонтали, затем по вертикали и по диагонали.)

Б К З Т Р М Н В З Р Ш Л Н С Х
Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т С Т К Л
М Н Д Г М К Т Ф Т Р М Г Н Ж З
В Д Ф Х Ф Г М Н Б С К Т Ф М Н
П Т К З Р М В Д Г Б Ф К З Р Ч
З С Ч К Т Ф Т Щ Д М Л Х В Д М
Д Г Р Ш К Т Б С Т Ц Т Р С Ч Ш
Т Р Г Х Л Д К В Ч Т Б Л М Н З
М Ф Т Ч С Б Н П Ж Л Ч Щ Г Х Р
Б С Л Н Р Г Л Ц М Б Д Ф Ж Ц Ж
Н Б С М Н П Р Л К Ф Х Ц Ч Ш П
Ф Щ М Ж Д Ш Х Ч М К Б П Р В Ц
К П Ш Л Ц З Ч К Л Н В Д Щ Ф Т
Р М Н П Ш Л Ж Ц С Х Р З Б Ч В
Ш Ч Ж Н Б В Д З Т Г П Ч Х Б К

(Дети садятся на стульчики.)

Учитель обращает внимание детей на буквы «м», «л», «ч», «к», обозначающие согласные звуки:

«Буквы на прогулку вышли,
Попробуй, узнай, кто из них лишний?»

Дети. Лишняя буква «ч», так как она обозначает только мягкий звук ч, а остальные буквы обозначают мягкий звук и твердый звук.

Учитель. Назовите еще буквы, обозначающие только мягкий звук.

Дети. Щ, Й.

Учитель. Буквы, обозначающие только твердый звук.

Дети. Ж, Ш, Ц.

3.2. Повторение изученных орфограмм. Чтение открытых слогов.

Учитель. А зачем нам это знать?

Дети. Нам необходимо это знать, чтобы писать грамотно, без ошибок. Мы знаем орфограммы: ЧА-ЩА – пиши с гласной «а». ЧУ-ЩУ – пиши с гласной «у». ЖИ-ШИ – пиши с гласной «и». (Опорные таблицы с орфограммами висят слева от доски.)

Учитель. А мальчики увидели в нашем классе орфограммы в словах. Ваши глазки такие же зоркие?

(Дети находят орфограммы в табличках с правилами.)

В слове сообща орфограмма «Ща – пиши с гласной «а», в слове слышим орфограмма «ШИ – пиши с гласной и», в слове друг – парный согласный, проверочное слово «нет друга», в слове работать орфограмма «ь».

3.3. Чтение закрытых слогов.

Учитель. Молодцы, ребята. Может быть, вы за 1 минуту и со слоговой таблицей справитесь? Закроем глазки, скажем себе: «Я прочитаю таблицу за 1 минуту».

Гимнастика для глаз (зажмурили глазки, открыли, повторить 8 раз).

Дети подходят к слоговой таблице с буквой «ч», прочитывают ее, следя за указкой учителя (таблица висит на левой стене класса.) Ученик-хранитель времени следит за временем по песочным часам.

Учитель. Молодцы, ребята, прочитали слоги менее чем за 1 минуту. Похвалим себя: «Мы молодцы!»

IV. Определение черт характера мальчиков.

Учитель. Садимся на стульчики Вернемся к цели нашего урока. Изученное повторяем. (Учитель указывает на написанную на доске цель.)

- А вот про черты характера мальчиков забыли. Мальчики не обманули родителей, а сказали правду, что пошли к нам на урок, значит они какие?

Дети. Они правдивые, честные.

(На доску вывешиваются таблички с чертами характера по мере их определения.)

Учитель. Какие аккуратные таблички мальчики сделали для нас, они старались. Значит, мальчики какие?

Учитель. Мальчики увидели, нашли все орфограммы. Значит, они какие?

Учитель. Слово «внимательные» употребляется и в другом значении.

Дети. Например: помогли перейти бабушке дрогу.

Учитель. Назовем еще раз все черты характера мальчиков. Эти черты характера какие, положительные или отрицательные?

Дети. Положительные, хорошие. Значит, и мальчики хорошие, воспитанные.

Учитель. Ребята, задумайтесь, кому из вас присущи эти черты характера? Похвалите себя.

Дети проговаривают: «Я, молодец!»

V. Физкультурная минутка «Четыре желания».

VI. Повторение изученного (продолжение).

Учитель. Хотите себя проверить, какие вы честные, наблюдательные, внимательные, аккуратные, трудолюбивые? В конце класса на партах лежат карточки с заданиями: надо вычеркнуть повторяющиеся буквы, напечатать оставшуюся букву и лишь после выполненного задания для проверки перевернуть карточку, на обратной стороне которой напечатана буква. Если все дети выполнят задание верно, то мы узнаем какие игрушки есть у мальчиков.

Учитель. Закроем глазки, проговорим: «Я с заданием справлюсь!»

(Звучит спокойная музыка. Дети переходят в конец класса, садятся за парты на корточках для выполнения задания (Приложение). После выполнения задания дети встают полукругом, в руках держат карточки с буквами.)

Ученик-грамотейка читает: Мы любим печенье.

Учитель. Что же у нас получилось?

Ученик-грамотейка. Это предложение, так как оно выражает законченную мысль. Но предложение написано с ошибкой, потому что мы знаем: начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка. (Грамотейка заменяет маленькую букву «м» на большую «М» и ставит точку. Получается предложение «Мы любим печенье».)

Учитель. К какой схеме подходит это предложение?

На доске схемы:

1. └ ---- ------.
2. └ ---- ------ ------.
3. └ ---- ------ ------ ------.

Дети. Предложение подходит к 1 схеме.

Проверка.

Учитель. Мальчикам нравится строить из схем предложений лестницу. Выполним их желание?

(Дети садятся по группам за парты и придумывают предложения ко 2, 3 схемам. Возможные предложения: Мы любим вкусное печенье. Мы любим очень вкусное печенье.)

Работа в парах.

Учитель. Вы думаете, мальчики действительно любят печенье? Каждой паре мальчики предлагают кроссворд с заданием: прочитать слова справа налево и сосчитать, сколько слов написано в кроссворде.

(Дети находят восьмое слово «печенье», прочитывают слова в обратном порядке. Например, правдивые прочитают еывидварп и т.д.)

Учитель. Вот теперь вы знаете, что мальчики любят печенье. А я знаю даже, как их зовут.

Из каких источников я могла узнать эту информацию? (Дети называют свои варианты.) Я прочитала рассказ В. Осеевой «Печенье». Он тоже у вас есть. Где же он может быть?

Дети. В Азбуке.

VII. Знакомство с рассказом В. Осеевой «Печенье»

(Учитель подходит к окну в конце класса, где оформлена выставка книг, прикреплен портрет В. Осеевой. Учитель сообщает краткие сведения о творчестве В. Осеевой, знакомит детей с выставкой, направляет детей в школьную и сельскую библиотеки.)

Учитель. Открываем «Азбуку», с. 220. Я прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте и ответите на вопросы: Как зовут мальчиков? Какая черта характера проявилась в данной ситуации? Как она их характеризует?

Дети. Мальчиков зовут Петя и Миша. Они оказались жадными.

VIII. Жужжащее чтение.

Учитель. Почему у мамы и бабушки изменилось настроение? Что предлагаете сделать Мише и Пете? (Попросить у мамы и бабушки прощения.)

IX. Чтение в группах по ролям.

Учитель. Мне так не хочется вешать табличку со словом «жадные».

(Дети предлагают простить мальчиков.)

X. Итог урока

Учитель. Вернемся к теме нашего урока. Как теперь понимаете смысл пословицы?

Дети. Чтобы в семье был лад, нельзя жадничать, надо со всеми делиться.

Учитель. Удалось ли нам выполнить намеченную цель урока? (Обращаемся к цели урока, написанной на доске.)

Дети. Цель урока выполнили.

Учитель. Что нового узнали на уроке?

Дети. Узнали, что по поступкам можно определить черты характера человека. Поступки бывают отрицательные и положительные.

XI. Рефлексия.

Детям предлагается тест, где написаны черты характера:

  • правдивые;
  • честные;
  • аккуратные;
  • трудолюбивые;
  • внимательные;
  • наблюдательные;
  • добрые.

Поставьте знак « +» около тех черт характера, которые присущи вам и допишите свои черты характера.

Учитель. Понравился ли вам урок? Раскрасьте того «пушистика», какое настроение у вас сейчас. (У каждого ребенка картинка с изображением «пушистиков».)

XII. Домашнее задание (по желанию).

  1. Прочитать рассказ.
  2. Прочитать рассказ, продолжить его.
  3. Придумать свою версию данной ситуации.