Урок русского языка "Мягкий знак на конце существительных после шипящих". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных в начальной форме после букв шипящих согласных.
  2. Научить решать данную орфографическую задачу с помощью определенного алгоритма.
  3. Развивать интерес к учебе.
  4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование:

  • карточки для индивидуальной работы;
  • учебный лист с таблицей ЗХУ;
  • рисунки корабликов;
  • ТСО – мультимедийный проектор для показа презентации.

Ход урока

Приложение

1. Самоопределение к деятельности.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайся все понять,
Будешь грамотно писать.

Учитель. Этот урок должен помочь вам подняться еще на одну ступеньку школьной грамотности. Девизом нашего урока будут слова: «Просит знаний настоящих мягкий знак после шипящих».

- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня на уроке речь?

Сегодня узнаем о приключениях мягкого знака, о его встречах с разными словами.

Перед нами стоит задача: узнать, когда пишется на конце существительных после букв шипящих согласных мягкий знак.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Работа в парах.

Мягкий знак – хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
А в слово часто просится.

Учитель. Для чего мягкий знак просится в слова?

Учитель. Прочитайте слова, подумайте о его работе в данных словах, то, что вам знакомо о написании мягкого знака, отметьте знаком (+), знаком (-) – этого я еще не знаю.

  • Пальто, шьют, беречь, ночь, рожь, вещь.

Проверка.

Учитель. Над какими словами поставили знак (+)? Заполним таблицу.

Знаю Хочу узнать Узнал новое
Ь – показатель мягкости согласных ночь  
Ь – разделительный рожь  
Ь – указывает на неопределенную форму глагола вещь  

3. Постановка учебной задачи.

Учитель. Над какими словами вы поставили знак (-)? (Заполняется второй столбик таблицы.)

- Мы видим, что есть группа слов, на конце которых пишется мягкий знак.

Учитель. Выскажите свое мнение, почему на конце этих слов написан мягкий знак?

4. Построение проекта выхода из затруднения. Наблюдение языкового материала, анализ.

Учитель. Мягкий знак отправился в страну Существительных совершать добрые дела. Как только он оказался там, то узнал, что в заточении находятся несколько слов, оканчивающихся на шипящий согласный звук, и поспешил к ним на помощь.

- Какие шипящие вы знаете? (Щ, Ш, Ч, Ж.)

Мягкий знак освободил некоторые из них и встал рядом с последней буквой:

Дочь   мяч
Вещь   плащ
Мышь   малыш
Речь   грач

И вдруг раздался шум, свист, шипение. Поднялся страж, в руках у него меч, на плечах черный плащ и говорит: - Если ты не уйдешь – от меча и погибнешь. Мягкий знак разумно решил уйти и часть слов остались без мягкого знака. Итак, нам теперь предстоит выяснить, каким словам успел помочь мягкий знак, а каким не успел.

- Проанализируйте слова как части речи (надписывают – сущ.).

- Назовите признак, который отличает слова. (ь)

- По какому признаку еще различаются слова? (М.р., ж.р.)

- Сделайте вывод: каким словам помог мягкий знак?

В отношениях людей действует такой же закон: помогать надо женщинам, мамам, бабушкам, т.е. женскому роду, а сильный мужской пол не требует защиты.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель. Расскажите этот вывод по схеме.

Ж, Ш, Ч, Щ Ж.Р. – Ь

М.Р. – ----

Учитель. Является ли мягкий знак на конце существительных с шипящими согласными орфограммой? Почему это опасное место? (Есть выбор букв.)

Учитель. Так существительные женского и мужского рода стали жить по разным законам и оповестили об этом специальными знаками.

-  О чем говорят эти знаки?

Учитель. Проверим, совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике на странице 64.

- Составим алгоритм решения этой орфографической задачи:

  1. Имя существительное.
  2. На конце шипящие – ш, щ, ч, ж.
  3. Женский род – ь, мужской род – ---.

Заполним третий столбик таблицы.

Знаю Хочу узнать Узнал новое
Ь – показатель мягкости согласных ночь Ночь – ж.р.
Ь – разделительный рожь Рожь – ж.р.
Ь – указывает на неопределенную форму глагола вещь Вещь – ж.р.

6. Физкультурная минутка.

Сейчас у мягкого знака отдых. В стране существительных есть цирк. Купив билет, он туда отправился. Хотите вместе с ним посмотреть представление? Значит, идем вместе с ним. Вы должны помочь мягкому знаку выбрать нужное ему место, чтобы в зале было тихо, не было переполоха. (Дети под музыку идут по классу, по пути берут «билеты» – дидактические карточки.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Самостоятельная работа учащихся по карточкам.

В цирке имен существительных.
В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… . На нем был плащ… . В руках он держал меч… . Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . Стояла тиш… .

Проверка с комментированием и сигнальными карточками – если учащиеся согласны – показывают зеленый круг, не согласны – красный.

8. Включение в систему знаний и повторений.

1. Дидактическая игра с раздаточным материалом и компьютерной версией «Найди свой причал». У каждого ученика на парте кораблик из бумаги, на нем написаны слова, он объясняет их написание, на экране кораблик «плывет» к нужному причалу: или с мягким знаком, или без мягкого знака.

  • Нож, речь, вещь, камыш, чиж, печь, еж, врач, душ, ключ, ночь, помощь, силач.

2. Работа над расширением словарного запаса, лексикой.

Запишите слова:

  • место, где купаются и загорают – ... ;
  • ароматный белый майский цветок – ... ;
  • черная птица – вестник весны – ... ;
  • растение, из зерен которого выпекают хлеб – ... .

Запишите предложение:

  • Хорошую речь хорошо слушать.

Сделайте звуко-буквенный анализ слова речь.

3. Прочитайте и запомните «запоминалку»:

Чтобы знать, как писать, надо род определять.
Если женский род, то надо мягкий знак употреблять,
Если род мужской у слова – нету знака никакого!

9. Рефлексия.

Учитель. Закончите предложение:

  1. Сегодня на уроке я узнал…
  2. Самым интересным было…
  3. Что получилось у меня? Что не получилось? Почему?

Комментирование домашнего задания, оценивание учащихся.

Прозвени – ка, дружок, голосистый звонок,
Переменку ждут ребята, поиграть, попрыгать надо.