Интегрированное занятие в старшей группе "Письмо в Африку"

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид деятельности. Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию в старшей группе.

Цель урока: продолжать развивать образное эстетическое восприятие, используя традиционные и нетрадиционные методы рисования.

Программное содержание

  1. Уточнить знания детей об изменениях, которые происходят осенью.
  2. Расширить представления детей о сезонных изменениях зимой.
  3. Продолжать развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты осеннего и зимнего пейзажа.
  4. Активизировать словарный запас, развивать связную речь. Закрепить навыки рисования методом тычка.

Активизации словаря: звери полиняли, уходят в спячку, перелетные птицы, страна. Африка.

Обогащение словаря: экзотические.

Структура занятия

I часть. Просмотр видеописьма детьми. Краткое обсуждение. (Приемы: сюрпризный момент, видеопоказ, вопросы детям.)

II часть. Беседа с детьми о временах года: признаках осени и зимы. (Приемы: чтение стихотворений, вопросы детям, показ.) Физкультминутка.

III часть. Рисование красками по выбору детей зимнего или осеннего сюжета. (Приемы: рисование методом тычка, объяснение воспитателя, показ приема рисования.) Физкультминутка.

IV часть. Анализ детских работ.

Материал к занятию: компьютер, почтовый ящик из бумаги, бумага цветная (голубая и желтая), краски, кисточки, салфетки.

Предварительная работа. Повторение знаний о явлениях природы, сравнение признаков осени и зимы. Рассматривание иллюстраций с изображением различных континентов, географической карты.

Подготовка воспитателя. Видеозапись письма, разработка и написание конспекта занятия, изучение специальной и методической литературы.

Ход занятия

I часть

Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам пришло необычное письмо. Его не принес почтальон. К нам пришло видео письмо. Вот на компьютер пришло видеописьмо, и вы знаете откуда? – Из далекой страны – Африки. Кто мне скажет, что это за страна?

Дети. Где постоянно жарко и растут бананы.

Воспитатель. Да, в Африке постоянно жарко и растут бананы и другие экзотические фрукты. Давайте посмотрим и послушаем от кого же это письмо. (Просмотр видеописьма по компьютеру.) “Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Лаура. Я живу в далекой стране-Африке, где много-много обезьян, попугаев, бегемотов и других животных. Где растут апельсины, лимоны, ананасы и бананы. У нас в Африке очень-очень жарко. Здесь никогда не бывает зимы и снега. Ребята, однажды я услышала стихотворение и не поняла, о каком времени года здесь говорится. Вот послушаете:

Миновало лето,
На полях и на рощах
Пусто и уныло,
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышко не видно,
Темны, темны ночи.

Объясните мне, пожалуйста. Я жду от вас ответа и рисунков. Пока, пока!”

Воспитатель. Письмо очень интересное, согласитесь ребята?!

Дети. Да.

Воспитатель. Конечно же, мы все знаем, какое время года описывается в этом стихотворений. А теперь, наш старший воспитатель, Миляуша Равиловна будет снимать вас, как вы работаете, на видеокамеру, а после тоже по компьютеру отправим ваши ответы и рисунки Лауре. (Воспитатель повторно читает стихотворение А.Плещеева.) Ребята, скажите, пожалуйста, о каком же времени года говорится в этом стихотворений?

II часть

Дети. В этом стихотворений говорится об осени.

Воспитатель. Скажите, какой самый первый признак осени.

Дети. Листья на деревьях начинают желтеть, идут дожди.

Воспитатель. Почему листья желтеют?

Дети. Потому что на улице холодно.

Воспитатель. Правильно. Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листья укрывают землю и защищают деревья от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух. Весной под опавшей листвой земля долго сохранит влагу. Осенью, какие дни и ночи?

Дети. Дни стали короче, ночи длиннее.

Воспитатель. Что делают осенью насекомые?

Дети. Насекомые уходят в спячку.

Воспитатель. Что делают птицы?

Дети. Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель. Какие птицы улетают в теплые края?

Дети. Перелетные птицы.

Воспитатель. Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети. Грачи, скворцы, ласточки и другие птицы.

Воспитатель. Правильно, а почему они улетают в теплые края?

Дети. Потому что холодно, не найти еды.

Воспитатель. Скажите мне, пожалуйста, после осени какое время года идет?

Дети. После осени идет зима.

Воспитатель. Давайте Лауре расскажем, какая же у нас зима. Зимой чем покрыта земля?

Дети. Земля покрыта снегом.

Воспитатель. Какие дни и ночи зимой?

Дети. Дни стали короче, а ночи длиннее.

Воспитатель. Как изменились деревья и кустарники?

Дети. Деревья стоят голые.

Воспитатель. Какие птицы зимуют?

Дети. Зимуют воробьи, голуби, вороны, сороки.

Воспитатель. Что происходит со зверями?

Дети. Заяц и белка поменяли шубки, медведь и еж уходят в спячку.

Воспитатель. Правильно, заяц и белка поменяли шубки, одним словом можно сказать полиняли медведь и еж уходят в спячку.

Физкультминутка. “Мы осенние листочки”

III часть

Воспитатель

Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.

(Дети стоят свободно, руки вверху. Покачивание. Разбегаются. Бегают, кружатся. Приседают на корточки. Вновь разбегаются, помахивая руками. Идут на место.)

IV часть

Воспитатель. Мы с вами поговорили об осени и зиме. А сейчас давайте нарисуем зиму и осень и наши рисунки отправим Лауре в Африку. Вы по желанию рисуете или осень или зиму. Перед вами 2 листа бумаги, как вы думаете зиму на каком листе можно рисовать? Дети. На голубом листе.

Воспитатель. Какие краски для зимы мы используем?

Дети. На белом.

Воспитатель. Какие краски используем, чтобы рисовать осень?

Дети. Желтый, оранжевый, красный, зеленый цвета.

Воспитатель. Сегодня мы будем рисовать методом тычка. Кто мне скажет, как это делается?

Дети. Тыкать кисточкой.

Воспитатель. Давайте возьмем кисточки и покажем, что при нанесение тычка кисть должна находится вертикально (прямо), тогда у нас получается пушистая точка. Когда рисуете осень, то листья рисуйте тоже методом тычка. Если зиму, – снег рисуете методом тычка. Приступаем к работе. (Дети рисуют.)

Физкультминутка

Ручки поднимаем,
Ручки опускаем.
Ножками потопаем.
Ручками похлопаем.
Птички прилетели
И тихонько сели.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, как красиво. Ведь осень у нас по-своему красива, со своими яркими красками. А зима красива тем, что все покрыто снегом, белым-бело.

Лес дремучий, до свидания!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес.

(Воспитатель рассматривает вместе с детьми работы.)

Теперь рисунки наши подсохнут, потом мы их положим в конверт и отправим Лауре.