Цели урока:
- показать разнообразие растений;
- ознакомить с ролью растений в природе и в жизни человека;
- систематизировать и расширить знания об основных группах растений;
- воспитание любви к природе, бережного отношения к окружающей среде.
Оборудование: таблица «Части растений», таблица «Группы растений», гербарий, картины деревьев.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Зоология. О чём эта наука?
- на какие группы делятся животные в зависимости от их питания? Приведите примеры.
- Нужно ли охранять хищных животных? Почему?
- Приведите примеры приспособленности животных к различным условиям жизни.
2. Письменная работа
- Дополни группы животных, объединённых по типу питания.
- Растительноядные: заяц, ...
- Насекомоядные: кукушка, ...
- Хищные: волк, ...
- Всеядные: медведь, ...
- Вписать недостающее звено в цепи питания:
- дерево - ................... -дятел
- кора дерева - ................ - лисица
- жёлуди - ................ - сова дуб,
- жёлуди - ................ - волк.
III. Сообщение темы урока.
- На прошлых уроках мы побывали в мире животных и узнали много интересного. Сегодня мы отправимся в мир растений.
- Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Что же нас тогда бы окружало?
- Как уныло стало за окном! Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожники. И дом сразу опустел. Нет больше деревянных шкафов. В которых хранилась одежда из хлопка и льна. А книги, бумага? Их тоже сделали из древесины. Без растений не было бы ни мячей, не резиновой обуви. Но это ещё не самое страшное. Что было бы, если бы вдруг не стало того, что мы не видим, но без чего мы не смогли бы жить - воздуха, кислорода: Ведь именно растения вырабатывают кислород, без которого невозможна жизнь.
IV. Изучение нового материала.
- Что же такое растение?
- Каждое растение - это живое тело, живой организм.
- Из чего состоит растение?
- И хотя растения очень разнообразны, многие имеют органы: Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами
- Но не у всех растений присутствуют все органы.
- Наука, которая изучает растения называется ботаника.
- Ученые насчитывают примерно 500 тысяч видов растений и делят их на несколько групп:
- Водоросли.
- Мхи.
- Папоротники.
- Хвойные растения.
- Цветковые растения.
- рассказ о каждой группе.
V. Физминутка
До чего цветы в садах
Буйно расцвели!
Распевают звонко в них
Песни соловьи.
И берёзы на лугах
В зелени густой.
VI. Природная флора Республики Башкортостан.
- Природная флора РБ богата - в её составе более 3 тысяч видов растений.
Представить себе разнообразие полезных растений Башкортостана можно по
таблице.
- Растения условно делят по группам: пищевые, декоративные, кормовые, технические, лекарственные, дающие древесину, медоносные.
- Древесину в нашей республике получают от 110 видов деревьев. Самая
ценная - древесина хвойных пород: сосны, ели, пихты, лиственницы.
Древесина этих деревьев пропитана смолой и потому построенные из
сосновых или еловых брёвен дома очень долговечны.
• Доклад о сосне.
- Знаменитый средневековый врач Парацельс писал: «Весь мир - аптека, а
Всевышний - фармацевт». И сегодня лекарственными растениями врачи
лечат многие болезни.
Какие лекарственные растения вы знаете?
• Доклад о калине.
В природе все растения являются кормовыми. Таких растений, которыми не питаются разные растительноядные животные, просто нет. Обгладывают кору растений и скусывают ветви молодых деревьев и кустарников лоси и зайцы, плодами питаются птицы, водными растениями - рыбы, листьями и цветками насекомые. Отмирающие ветки. Листья и корни потребляются дождевыми червями, бактериями, грибами.
Башкортостан всегда славился своим мёдом, и пчеловодство является древним промыслом башкир. Главный медонос Башкортостана - липа.
• Доклад о липе.
- К техническим растениям относятся растения, которые используются как
сырьё для промышленности. Главные технические растения республики -
ивы, из их коры на заводах добывают особые вещества - танины, которые
используют для обработки кожи.
• Доклад об иве.
- К пищевым растениям относятся растения, которые человек использует в пищу. Это плодово-ягодные растения (земляника, вишня, яблоня, смородина и т.д.), ароматические растения (душица, мята, тмин), злаки (пшеница, рожь, ячмень).
- Декоративные растения - это ярко цветущие растения. Самые красивые цветки у венерика башмачка, который встречается в лесах Урала, но относится к числу редких растений, находящихся под охраной. Красиво цветущих растений становиться всё меньше и потому они нуждаются в защите. Пусть они радуют глаз в природе, цветут и дают семена и каждый год создают многокрасочные ковры. Красоту природы нужно охранять.
- Что мы можем сделать для охраны природы?
У нас в республике созданы заповедники. Выпущена Красная книга. Человек делает все для того, чтобы сохранить природу.
VII. Заключение.
- Вашему вниманию я предлагаю игру «Узнай растение».
- Красива во время цветения. Особенно эффектна осенью своей красноватой листвой и ярко красными гроздьями сочных плодов. Плоды горькие, но полезные. Калина.
- У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. Сосна. - С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. Липа. - Плакучее дерево. Ива.
- Долгоножка хвалится:
- Я ли не красавица?
А всего-то - косточка
Да красненькая кофточка! Вишня.
VIII. Итог.
- Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.