Цель: формировать положительное отношение к членам семьи, воспитывать заботливое отношение к ним, чувство доверия и сплочённости и защищённости.
Ведущий
Сегодня внеклассное занятие. Тему занятия не буду называть. Вы сами догадаетесь. Слово предоставляется детям.
(Дети читают сказку о первой семье)
1-й ученик
Давным - давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.
2-й ученик
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
Куда ты идешь? - спросил старик
Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
3 -ученик
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
- Послушай! - сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью. а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
4-й ученик
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.
Ведущий: У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и родные. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это?
(Мама, папа, бабушка, дедушка)
Назовите их одним словом (Семья)
Сегодня мы будем говорить о семье. Но вы сегодня - не просто зрители.
Все вы мои - помощники.
Вместе мы будем искать ответ на один вопрос. Что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья?
Слово ученикам.
5-й ученик
Наша мама, как весна,
То как солнце засмеется,
То как легкий ветерок,
Головы моей коснется.
То рассердится слегка,
Будто тучка набежала.
То как радуга она -
Поглядишь - и засияла.
Как заботница - весна,
Не присядет, не устанет.
Вот придет она домой,
И тотчас светлее станет.
6-й ученик
Мой папа - красивый и сильный такой.
Мой папочка - самый – пресамый.
Он шляпу всегда приподнимет рукой,
Встречаясь на улице с дамой.
Ведущий: Ваши родители всегда будут любить вас и заботиться о вас. Но придет время, когда и вам придется ухаживать за своими родителями. Давайте посмотрим со стороны, как некрасиво поступают со своими родителями некоторые ребята.
Сценка
(Девочка собирается на вечер, примеряет наряды, небрежно бросая не понравившиеся.)
Мама - Света! Положи вещи на место!
Света - Мам! Отстань! Не видишь, я тороплюсь?
Мама - Ты, когда вернешься?
Света - А что?
Мама - Я сегодня устала на работе, хотела лечь спать пораньше. А ты свой ключ потеряла. Как дверь откроешь?
Света - Так тебе и надо! Может, побыстрее мне новый ключ закажешь! Ну ладно, некогда, мне.
Мама - До свидания, дочка
Ведущий
Понравилась ли вам Света? Почему? (Потеряла ключ, грубо разговаривает с мамой, вещи не собирает, уходит и не говорит, когда придет. А мама будет ждать, беспокоится.)
- Как нужно относиться к родителям?
(Уважать, не огорчать, радовать поведением, помогать дома)
А кто был с вашими родителями рядом, когда они были такие же маленькие, как вы?
Стихи о бабушках и дедушках.
7-й ученик
Две бабушки на лавочке
Сидели на пригорке.
Рассказывали бабушки:
“У нас одни пятерки”.
Друг друга поздравляли,
Друг другу жали руки ,
Хотя экзамен сдали,
Не бабушки, а внуки.
8-й ученик
Ходит в школу на собрание,
Варит бабушка бульон.
Ей за это каждый месяц
Носит деньги почтальон.
Если бабушка сказала:
“То - не трогай, то - не смей!”
Надо слушать, потому что
Дом наш держится на ней.
9-й ученик
Наш дедушка не любит тени
Он любит солнышка тепло.
Дрожат у старого колени,
Ходить бедняге тяжело.
Но без него мы жить не можем,
Он не чужой, он наш - родной.
Он выйдет, мы ему поможем:
Поставим стульчик раскладной,
И хорошенечко усадим.
Укроем ноги, а потом,
Седую бороду разгладим
Или косички заплетем.
Ведущий. Бабушки и дедушки очень любят своих внуков. Очень гордятся их успехами. Часто балуют их.
- Но все ли дети хорошо относятся к своим бабушкам и дедушкам? Посмотрим сценку о бабушке и внуке.
(Входит Борька с товарищем. Их в прихожей встречает бабушка.
Борька - Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка (одергивает кофту и поправляет платок)
- Обидеть, что ударить, приласкать надо слово искать.
(Уходит)
Товарищ -Ас нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.
Борька - Как это - главная?
Товарищ - Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей бабушкой так? Смотри, отец взгреет!
Борька - Не взгреет. Он сам с ней не здоровается.
Товарищ - (покачав головой) Чудно! Теперь старых все уважают. Вот у одних в нашем доме старичку плохо стало, так теперь они ему деньги платят дети ,суд постановил. А стыдно-то как перед соседями, жуть!
Борька (покраснев)- Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и здорова.
(Борька прощается с товарищем, но задерживает его у дверей)
Борька - Бабка! Иди сюда!
Бабка - Иду-иду.
Борька - Вот, попрощайся с моей бабушкой. (Обращается к своему другу)
Ведущий - Что можете сказать о Борьке? (Неуважительно относится к бабушке, не здоровается, называет бабкой)
(К родителям): Что можете сказать о воспитании в этой семье: ведь Борька говорит, что отец тоже не здоровается с бабушкой?
(Плохой пример подает отец)
-Что-то изменится в отношении Борьки к бабушке после этого разговора с товарищем?
(Ему стало стыдно. В конце он зовет бабушку, чтобы товарищ с ней попрощался.)
- Как надо относиться к бабушкам и дедушкам?
(Уважать их, быть терпеливыми к ним, они часто болеют. Стараетесь сделать для них что-то приятное, чаще общаться. Для них доброе слово как лекарство. Если нет возможности встречаться, то пишите письма, звоните.)
Ведущий; А теперь разговор о младших в семье.
10-й ученик
Папа ушел на работу,
Мама продукты ушла покупать.
И у меня есть забота-
Братика в люльке качать.
Песню спел я ему и головку погладил
Но оказались бессильны слова.
Он только одно заладил:
Уа, уа, уа.
Погода на улице - чудо!
Друзья зовут погулять!
Но я не могу - я буду
Братика в люльке качать.
Сценка
(Два брата дома одни, рисуют)
Старший - Дай - ка сюда красный карандаш!
Младший - Отдай, я же им рисую
Тебе все равно, чем калякать, а я картину рисую!
Младший - Ну ладно, возьми! А покажешь картину?
Старший - Отстань, мелюзга, не мешай.
Ведущий - Обсудим увиденное. Старший брат силой отбирает карандаш у братика, обижает его.
- Поднимите руку, у кого есть братик или сестренка? Как вы к ним относитесь? Что делаете вместе?
Правила отношения к младшим: заботиться, играть,общаться.
Ведущий; Итак, мы увидели, как некрасиво ведут себя некоторые дети в семье. Надеюсь, что таких нет среди вас. А сейчас прочитаем и запомним правила поведения в семье.
(На плакате) Три правила дружной семьи.
Уважай и люби старших.
Стих. Р. Сарби “Договорились”(Инсценирование)
Мая плачет:
Не хочу я кашу! Мая плачет:
Я себя измажу! Мая плачет
Не хочу котенку! Мая плачет:
Я хочу сестренку! Запихнула куклу в угол:
Мне не надо ваших кукол!
Мама плачет: Что ты за ребенок?
Мама плачет: Никаких сестренок!
Мама плачет: -Вдруг сестренка тоже Будет на тебя похожа!
Никогда! - сказала мама Хватит мне, что ты упряма Мая просит
- Больше я не буду! Мая сразу вымыла посуда Мусор вымела из кухни Мая косы расчесала кукле Грустно спрятала гребенку:
- Очень хочется сестренку Мама сразу улыбнулась Мае И сказала:
- Я не возражаю! Решено
Послушному ребенку
Просто надо подарить сестренку
Пусть растет такая
Как дочурка Мая!
Ведущий: В старые феодальные времена у каждой знатной семьи был свой герб. На нем символами изображались важные моменты истории семьи, ее традиции и ценности. Сейчас дети расскажут о своем семейном гербе.
(Дети рассказывают и показывают семейные гербы)
Ведущий: Семья сильна любовью, уважением, традициями и семейными реликвиями. Одной из них, по праву, считается семейный фотоальбом. Ребята принесли свои детские фотографии.
Игра “Узнай одноклассника по детской фотографии.”
(На стене стенд “А это я!”)
Ведущий: О семье много пословиц. Пословицы - это мудрость народа. Они, как жемчужины, украшают и оживляют речь.
Конкурс пословиц о семье.
Я буду начинать пословицы, а вы заканчивать.
1. Чти отца с матерью (будет все на скатерти)
2. Хорошие дети - радость,(плохие дети - в тягость)
Кто еще какую пословицу о семье знает?
(Домашнее задание)
Ведущий: У некоторых из вас есть брат или сестра или братишка или сестренка. И вы, конечно, счастливы. А у кого нет, наверное, хочется иметь их.
Песня “Я у бабушки живу”
Ведущий: Иногда между родителями могут быть ссоры. Как вы, дети, чувствуете себя при этом? Что делаете?
Послушайте стих А. Барто “Святая ложь”
Как решила помирить девочка своих родителей?
11-й ученик
Прихожу вчера домой,
Папа - как глухонемой.
Ну а мама скажет слово -
И у нас молчанье снова.
Если папа с мамой в ссоре,
Я на свете не живу.
То я прячусь в коридоре и реву.
Но вчера я слезы стерла:
-Папа, папа посмотри,
Что-то мне попало в горло
И в груди болит внутри!
Тут они вскочили оба:
- Ты больна?
- А нет озноба?
Мама шепчет: Неотложку...
Папа просит: “Дай мне ложку
Посмотреть гортань.”
- Не волнуйся, перестань...
Разберемся мы и сами –
Успокойся!- шепчет мама.
Помирились... Как я рада!
Ставить градусник не надо!
Ведущий: Скоро праздник - международный женский день 8 Марта. Вы, конечно, поздравите своих мама и бабушек, подарите им подарки, сделанные своими руками. Но при этом будет им приятно вдвойне, если скажете добрые слова
Пожелания мамам
12-й ученик
Без сна ночей прошло не мало
Забот, тревог не перечесть.
Земной поклон вам всем, родные мамы,
За то, что вы на свете есть!
13-й ученик
За доброту, за золотые руки.
За материнский ваш совет.
От всей души мы вам желаем
Здоровья, счастья, долгих лет!
Ведущий: Как понимаете “золотые руки”?
Действительно, мамы ваши не только добрые, заботливые, умные, но и умелые рукодельницы. Какие прекрасные работы мамины на выставке! Вы можете гордиться своими мамами. (Обращает внимание на выставку “Наша мама-мастерица”
А кто научил рукодельничать ваших мам? Наверное, их мамы - ваши бабушки. Значит, они вдвойне мастерицы.
Пожелания бабушкам
14-й ученик
Бабушка моя родная!
Я желаю тебе чая,
Пышных пирогов, конфет.
Знай, что лучше тебя нет!
15-й ученик
Желаем счастья много
Настроение отличного,
Чтоб здоровой ты была,
До свадьбы внуков дожила!
Ведущий: Занятие подходит к концу. Попробуем ответить на вопрос: Что же нужно чтобы ваша семья была крепкой и дружной?
(Ответы детей)
Недавно провела анкетирование среди ваших родителей: Что нужно для того, чтобы семья была крепкой и дружной? Сейчас мы узнаем, как на этот вопрос ответили ваши родители. Итак, родители ответили, что для этого нужны следующие условия (Читают хором слова на кирпичах дома: любовь, труд, дети, уважение, понимание, радость, заботы, здоровье, согласие, помощь.)
Когда вырастишь, построишь себе дом. В нем будет счастлива твоя семья. Ведь ты знаешь, что для этого нужно.
Песня “Под крышей дома твоего”