Моя семья

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: формировать положительное отношение к членам семьи, воспитывать заботливое отношение к ним, чувство доверия и сплочённости и защищённости.

Ведущий

Сегодня внеклассное занятие. Тему занятия не буду называть. Вы сами догадаетесь. Слово предоставляется детям.

(Дети читают сказку о первой семье)

1-й ученик

Давным - давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.

2-й ученик

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.

Куда ты идешь? - спросил старик

Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.

3 -ученик

Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

- Послушай! - сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью. а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

4-й ученик

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.

Ведущий: У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и родные. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это?

(Мама, папа, бабушка, дедушка)

Назовите их одним словом (Семья)

Сегодня мы будем говорить о семье. Но вы сегодня - не просто зрители.

Все вы мои - помощники.

Вместе мы будем искать ответ на один вопрос. Что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья?

Слово ученикам.

5-й ученик

Наша мама, как весна,
То как солнце засмеется,
То как легкий ветерок,
Головы моей коснется.
То рассердится слегка,
Будто тучка набежала.
То как радуга она -
Поглядишь - и засияла.
Как заботница - весна,
Не присядет, не устанет.
Вот придет она домой,
И тотчас светлее станет.

6-й ученик

Мой папа - красивый и сильный такой.
Мой папочка - самый – пресамый.
Он шляпу всегда приподнимет рукой,
Встречаясь на улице с дамой.

Ведущий: Ваши родители всегда будут любить вас и заботиться о вас. Но придет время, когда и вам придется ухаживать за своими родителями. Давайте посмотрим со стороны, как некрасиво поступают со своими родителями некоторые ребята.

Сценка

(Девочка собирается на вечер, примеряет наряды, небрежно бросая не понравившиеся.)

Мама - Света! Положи вещи на место!

Света - Мам! Отстань! Не видишь, я тороплюсь?

Мама - Ты, когда вернешься?

Света - А что?

Мама - Я сегодня устала на работе, хотела лечь спать пораньше. А ты свой ключ потеряла. Как дверь откроешь?

Света - Так тебе и надо! Может, побыстрее мне новый ключ закажешь! Ну ладно, некогда, мне.

Мама - До свидания, дочка

Ведущий

Понравилась ли вам Света? Почему? (Потеряла ключ, грубо разговаривает с мамой, вещи не собирает, уходит и не говорит, когда придет. А мама будет ждать, беспокоится.)

- Как нужно относиться к родителям?

(Уважать, не огорчать, радовать поведением, помогать дома)

А кто был с вашими родителями рядом, когда они были такие же маленькие, как вы?

Стихи о бабушках и дедушках.

7-й ученик

Две бабушки на лавочке
Сидели на пригорке.
Рассказывали бабушки:
“У нас одни пятерки”.
Друг друга поздравляли,
Друг другу жали руки ,
Хотя экзамен сдали,
Не бабушки, а внуки.

8-й ученик

Ходит в школу на собрание,
Варит бабушка бульон.
Ей за это каждый месяц
Носит деньги почтальон.
Если бабушка сказала:
“То - не трогай, то - не смей!”
Надо слушать, потому что
Дом наш держится на ней.

9-й ученик

Наш дедушка не любит тени
Он любит солнышка тепло.
Дрожат у старого колени,
Ходить бедняге тяжело.
Но без него мы жить не можем,
Он не чужой, он наш - родной.
Он выйдет, мы ему поможем:
Поставим стульчик раскладной,
И хорошенечко усадим.
Укроем ноги, а потом,
Седую бороду разгладим
Или косички заплетем.

Ведущий. Бабушки и дедушки очень любят своих внуков. Очень гордятся их успехами. Часто балуют их.

- Но все ли дети хорошо относятся к своим бабушкам и дедушкам? Посмотрим сценку о бабушке и внуке.

(Входит Борька с товарищем. Их в прихожей встречает бабушка.

Борька - Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка (одергивает кофту и поправляет платок)

- Обидеть, что ударить, приласкать надо слово искать.

(Уходит)

Товарищ -Ас нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

Борька - Как это - главная?

Товарищ - Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей бабушкой так? Смотри, отец взгреет!

Борька - Не взгреет. Он сам с ней не здоровается.

Товарищ - (покачав головой) Чудно! Теперь старых все уважают. Вот у одних в нашем доме старичку плохо стало, так теперь они ему деньги платят дети ,суд постановил. А стыдно-то как перед соседями, жуть!

Борька (покраснев)- Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и здорова.

(Борька прощается с товарищем, но задерживает его у дверей)

Борька - Бабка! Иди сюда!

Бабка - Иду-иду.

Борька - Вот, попрощайся с моей бабушкой. (Обращается к своему другу)

Ведущий - Что можете сказать о Борьке? (Неуважительно относится к бабушке, не здоровается, называет бабкой)

(К родителям): Что можете сказать о воспитании в этой семье: ведь Борька говорит, что отец тоже не здоровается с бабушкой?

(Плохой пример подает отец)

-Что-то изменится в отношении Борьки к бабушке после этого разговора с товарищем?

(Ему стало стыдно. В конце он зовет бабушку, чтобы товарищ с ней попрощался.)

- Как надо относиться к бабушкам и дедушкам?

(Уважать их, быть терпеливыми к ним, они часто болеют. Стараетесь сделать для них что-то приятное, чаще общаться. Для них доброе слово как лекарство. Если нет возможности встречаться, то пишите письма, звоните.)

Ведущий; А теперь разговор о младших в семье.

10-й ученик

Папа ушел на работу,
Мама продукты ушла покупать.
И у меня есть забота-
Братика в люльке качать.
Песню спел я ему и головку погладил
Но оказались бессильны слова.
Он только одно заладил:
Уа, уа, уа.
Погода на улице - чудо!
Друзья зовут погулять!
Но я не могу - я буду
Братика в люльке качать.

Сценка

(Два брата дома одни, рисуют)

Старший - Дай - ка сюда красный карандаш!

Младший - Отдай, я же им рисую

Тебе все равно, чем калякать, а я картину рисую!

Младший - Ну ладно, возьми! А покажешь картину?

Старший - Отстань, мелюзга, не мешай.

Ведущий - Обсудим увиденное. Старший брат силой отбирает карандаш у братика, обижает его.

- Поднимите руку, у кого есть братик или сестренка? Как вы к ним относитесь? Что делаете вместе?

Правила отношения к младшим: заботиться, играть,общаться.

Ведущий; Итак, мы увидели, как некрасиво ведут себя некоторые дети в семье. Надеюсь, что таких нет среди вас. А сейчас прочитаем и запомним правила поведения в семье.

(На плакате) Три правила дружной семьи.

  • Уважай и люби старших.
  • Позаботься о младших.
  • Помни, ты в семье помощник.

Стих. Р. Сарби “Договорились”(Инсценирование)

Мая плачет:
Не хочу я кашу! Мая плачет:
Я себя измажу! Мая плачет
Не хочу котенку! Мая плачет:
Я хочу сестренку! Запихнула куклу в угол:
Мне не надо ваших кукол!
Мама плачет: Что ты за ребенок?
Мама плачет: Никаких сестренок!
Мама плачет: -Вдруг сестренка тоже Будет на тебя похожа!
Никогда! - сказала мама Хватит мне, что ты упряма Мая просит

- Больше я не буду! Мая сразу вымыла посуда Мусор вымела из кухни Мая косы расчесала кукле Грустно спрятала гребенку:

- Очень хочется сестренку Мама сразу улыбнулась Мае И сказала:

- Я не возражаю! Решено
Послушному ребенку
Просто надо подарить сестренку
Пусть растет такая
Как дочурка Мая!

Ведущий: В старые феодальные времена у каждой знатной семьи был свой герб. На нем символами изображались важные моменты истории семьи, ее традиции и ценности. Сейчас дети расскажут о своем семейном гербе.

(Дети рассказывают и показывают семейные гербы)

Ведущий: Семья сильна любовью, уважением, традициями и семейными реликвиями. Одной из них, по праву, считается семейный фотоальбом. Ребята принесли свои детские фотографии.

Игра “Узнай одноклассника по детской фотографии.”

(На стене стенд “А это я!”)

Ведущий: О семье много пословиц. Пословицы - это мудрость народа. Они, как жемчужины, украшают и оживляют речь.

Конкурс пословиц о семье.

Я буду начинать пословицы, а вы заканчивать.

1. Чти отца с матерью (будет все на скатерти)

2. Хорошие дети - радость,(плохие дети - в тягость)

Кто еще какую пословицу о семье знает?

(Домашнее задание)

Ведущий: У некоторых из вас есть брат или сестра или братишка или сестренка. И вы, конечно, счастливы. А у кого нет, наверное, хочется иметь их.

Песня “Я у бабушки живу”

Ведущий: Иногда между родителями могут быть ссоры. Как вы, дети, чувствуете себя при этом? Что делаете?

Послушайте стих А. Барто “Святая ложь”

Как решила помирить девочка своих родителей?

11-й ученик

Прихожу вчера домой,
Папа - как глухонемой.
Ну а мама скажет слово -
И у нас молчанье снова.
Если папа с мамой в ссоре,

Я на свете не живу.
То я прячусь в коридоре и реву.
Но вчера я слезы стерла:
-Папа, папа посмотри,
Что-то мне попало в горло
И в груди болит внутри!
Тут они вскочили оба:
- Ты больна?
- А нет озноба?
Мама шепчет: Неотложку...
Папа просит: “Дай мне ложку
Посмотреть гортань.”
- Не волнуйся, перестань...
Разберемся мы и сами –
Успокойся!- шепчет мама.
Помирились... Как я рада!
Ставить градусник не надо!

Ведущий: Скоро праздник - международный женский день 8 Марта. Вы, конечно, поздравите своих мама и бабушек, подарите им подарки, сделанные своими руками. Но при этом будет им приятно вдвойне, если скажете добрые слова

Пожелания мамам

12-й ученик

Без сна ночей прошло не мало
Забот, тревог не перечесть.
Земной поклон вам всем, родные мамы,
За то, что вы на свете есть!

13-й ученик

За доброту, за золотые руки.
За материнский ваш совет.
От всей души мы вам желаем
Здоровья, счастья, долгих лет!

Ведущий: Как понимаете “золотые руки”?

Действительно, мамы ваши не только добрые, заботливые, умные, но и умелые рукодельницы. Какие прекрасные работы мамины на выставке! Вы можете гордиться своими мамами. (Обращает внимание на выставку “Наша мама-мастерица”

А кто научил рукодельничать ваших мам? Наверное, их мамы - ваши бабушки. Значит, они вдвойне мастерицы.

Пожелания бабушкам

14-й ученик

Бабушка моя родная!
Я желаю тебе чая,
Пышных пирогов, конфет.
Знай, что лучше тебя нет!

15-й ученик

Желаем счастья много
Настроение отличного,
Чтоб здоровой ты была,
До свадьбы внуков дожила!

Ведущий: Занятие подходит к концу. Попробуем ответить на вопрос: Что же нужно чтобы ваша семья была крепкой и дружной?

(Ответы детей)

Недавно провела анкетирование среди ваших родителей: Что нужно для того, чтобы семья была крепкой и дружной? Сейчас мы узнаем, как на этот вопрос ответили ваши родители. Итак, родители ответили, что для этого нужны следующие условия (Читают хором слова на кирпичах дома: любовь, труд, дети, уважение, понимание, радость, заботы, здоровье, согласие, помощь.)

Когда вырастишь, построишь себе дом. В нем будет счастлива твоя семья. Ведь ты знаешь, что для этого нужно.

Песня “Под крышей дома твоего”