Кто курит табак, тот сам себе враг

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели: предупреждение формирования у детей вредной привычки-курения; развитие творческих и художественных способностей учащихся.

Оборудование: костюмы для героев сказки С.Михалкова, рисунки детей на тему “Вредные и полезные привычки”,декорация лесной избушки медведя, плакаты о вреде курения

Ведущий: Здравствуйте! Так мы приветствуем друг друга при встрече. А что это слово означает? От какого слова оно произошло? (Здравие, здоровье, желаю здоровья).

Почему люди чаще всего желают друг другу именно здоровья?

Много пословиц о здоровье есть. Вот три из них Прочитаем вместе.

1.Здоров будешь- всё добудешь.

2.Было бы здоровье, а счастье найдётся.

3. Здоровье сгубишь- новое не купишь.

Какая главная мысль в этих пословицах?

(Здоровье - главное богатство человека. Здоровый человек –счастливый человек. Здоровье нельзя купить).

Здоровье зависит прежде всего от самого человека. От того, какой образ жизни ведёт. На своих рисунках вы изобразили, что помогает укреплять здоровье и что вредит здоровью. Давайте посмотрим. Распределим их в 2 колонки

Укрепляет здоровье Вредит здоровью
Физический труд Курение
Занятия физкультурой и спортом Чтение лёжа
Уход за зубами Неправильное питание(питание перед сном, плохое пережёвывание)
Закаливание организма Неправильный просмотр телевизора
Полезные привычки Вредные привычки

Сегодня на занятии разговор пойдёт об одной очень вредной привычке- о курении. Вы, ребята, замечаете, что вокруг нас много курящих людей. Анкетирование в классе показало, что среди наших родителей почти половина пап курит, есть 4 мамы курящие. В последнее время стало много молодых курящих людей., их и среди школьников немало. И курение становится серьёзной проблемой в нашей стране, так как оно вредит здоровью нашего народа.

Цель нашего занятия – узнать, почему так вредно курить.

Если вы внимательно послушаете, запомните, то дома сможете рассказать об услышанном родителям. Может быть, кому-то удастся убедить своих курящих родителей бросить. А главное - вы сделаете для себя выводы на будущее - курить или не курить.

Сначала посмотрите инсценирование по сказке С. Михалкова “Как медведь трубку нашел”.

Действующие лица; рассказчик, медведь, лиса, волк, дятел лесник.

Рассказчик (медленно, напевно) Расскажу я вам, ребята, что случилось недавно в нашем лесу, вы слушайте внимательно и подумайте хорошенько…

Потерял лесник свою трубку, кисет с табаком да самодельную зажигалку.

А медведь их нашёл. С этого всё и началось.

Стал медведь трубку курить, изо рта не выпускает. И так он привык к этой трубке, что когда лесников табак выкурил, то стал собирать в лесу сухой лист трубку им набивать. Раньше, бывало, проснётся медведь вместе с солнышком, в травке покувыркается –разомнётся да и на реку побежит.

Умоется холодной водой или искупается, а потом начнёт рыбу ловить на завтрак. Если захочет – или в малинник отправится за малиной или мёд в дуплах ищет, а теперь…

Появляется медведь, идёт медленно, едва ноги волочит, головой трясёт.

Медведь: Ой! Как трудно вставать поутру, кости ноют, голова болит, плохо что–то мне. Не пойду я никуда, лягу под кустом, отдохну немного и трубку покурю

Медведь опускается на пене. На поляну выбегает, напевая лиса.

Лиса:

Я – лисичка-хитричка,
Всех людей я хитрее.
Обману я медведя
И волка, ей-ей!
Ха-ха-ха,хи-хи-хи!
Это все пустяки!

Медведь: Здорово, лисичка-сестричка! Где была и что делала?

Лиса:

Я В крапиве пролежала,
Петуха за хвост поймала,
Сытно волка накормлю
Очень серого люблю.

Медведь: Хорошо тебе, лиса… А я вот захворал, мочи нет!

Лиса (оглядывая медведя, удивлённо)

Миша! Друг мой! Ты ли это?
Не видались мы всё лето.
Как ты, бедный, похудел
Будто целый год не ел!
Что с тобой?

Медведь (хрипло):

Сам не знаю что со мной!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем-
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться-
Да не сплю! Совсем не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь…

Лиса(сочувствующе):

Что ж ты к дятлу не пойдёшь?
К дятлу надо обратиться.
Он у нас такая птица:
Сразу скажет что к чему.
Не ленись, сходи к нему.

Медведь:

Вот недельку обожду,
Станет хуже - вот пойду!

(Лиса убегает)

Рассказчик Прошла неделя, прошла другая, а медведю всё хуже и хуже.

М вот однажды плетётся медведь по оврагу, едва лапой передвигая, а на встречу ему серый волк.

Появляется волк, напевает, пританцовывает.

Волк:

В гости я иду голодный,
Съесть могу я что угодно,
Так ужасно есть хочу,
Что любого проглочу!
Чем накормят, то и съем р-р-р!
Не побрезгую ничем р-р-р!

Рассказчик Увидел волк медведя, да так и присел от удивления на задние лапы.

Волк (удивлённо)

Слушай, Миша-Михаил!
Что ты делал? Как ты жил?
Провалились бока-
Шкура стала велика.
Ты хвораешь?...

Медведь (опустив голову, грустно)

Да, хвораю.

Волк: Что с тобой?

Медведь:(нездоровым голосом)

Я сам не знаю…
Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем-
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться-
Да не сплю! Совсем не спится!
Кашель душит по утрам
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь…
Пропадаю!...

Волк:

И пропадёшь, если к дятлу не пойдёшь!
Надо к дятлу обратиться!
Он у нас такая птица:
Разберётся, даст совет
,Да - так да, а нет - так нет!

Медведь: Завтра я к нему пойду!

Волк: А найдёшь его?

Медведь: Найду!

Рассказчик: Разыскал медведь дятла в лесу на сосне, подошёл медведь к дереву, поднял голову и говорит жалобным голосом.

Медведь: Дятел, дятел, старый друг! Ты спустись на нижний сук!

Дятел: Ба, Топтыгину привет! Ты здоров ли?

Медведь:

Видно нет.
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем-
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложится-
Да не сплю! Совсем не спится!
Кашель душит по утрам
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь…

Дятел: Верно, куришь, коль не пьёшь?

Медведь: Да, курю, откуда знаешь?

Дятел

Больно дымом ты воняешь!
Ну-ка сядь под этот сук
Дай-ка спину! Тук-тук-тук!!
Да-с! Выстукивать не просто
Медведей такого роста!
Не дышать и не сопеть!
Ты больной, хоть и медведь!
Ну-с!... Мне всё как будто ясно…

Медведь( испуганно) Не смертельно, не опасно?

Дятел (очень строго)

Накопилось в легких копоть
От куренья вся беда!
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!

Медведь:(жалобно)

Бросить трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не могу! Не брошу! Жалко!

Дятел (очень строг)

Выполняй-ка. Поблагодарил медведь дятла за совет и поплелся домой.

Всё лето и всю осень до самой зимы бросал медведь курить да не смог справиться со своим желанием баловаться табаком. Наступила зима.

Поехал лесник в лес за дровами…

Выбрался на поляну и видит: лежит поваленная большая ель. А у корней –большой бугор. Догадался лесник, что это берлога медведя. Но только вот что странно: из берлоги синий дымок вьётся. Удивился лесник. Вытащил медведя из берлоги, а тот от курения так ослаб, что стоять на четырёх ногах не может –качается. Глаза от дыма слезятся, шерсть клочками висит, а в зубах трубка дымит. Узнал лесник свою трубку, вынул её из медвежьей пасти, а в берлоге кисет с зажигалкой нашёл. Спрятал лесник находку в кар ман, медведя на сани повалил и отвёз в город, в цирк зверей, где и работает теперь наш мишка.

Дятел:

В нашем цирке есть медведь
Приходите посмотреть!
Смели ловок мишка бурый
И ребята говорят,
Что артист с мохнатой шкурой
Самый лучший акробат!
Если кто проходит мимо
С папиросою во рту или с трубкой
Мишка чует за версту
И, топчась на задних лапах
Начинает вдруг реветь
Потому что…

Рассказчик: Почему же медведь начинает громко реветь, учуяв запах табака? Как вы думаете? Ответы детей)

Ведущий: А теперь послушаем, что же происходит со здоровьем человека при курении?

Выступают ученики. В руках у них плакаты.

1 ученик Курение замедляет развитие и рост некоторых органов. Болеют лёгкие, становится трудно дышать, особенно после физических нагрузок.

2 ученик Воспаляются голосовые связки, поэтому у курильщиков хриплый и неприятный голос.

3 ученик Ухудшается работа сердца

4 ученик У курильщика часто болит живот, печень, Продолжительность жизни сокращается.

1 ученик Цвет лица у них становится немного жёлтоватый, так как частички дыма проникают в кожу и там задерживаются.

2 ученик Курение вызывает у школьников снижение памяти. При выполнении письменных работ ученики допускают массу ошибок. Курильщики глупеют, они плохо запоминают материал. Учатся такие дети Как правило, очень плохо.

3 ученик Человек, который начал курить с детства, не сможет никогда стать космонавтом, подводником, настоящим спортсменом.

4 ученик Но опасно не только курить самому, но и дышать табачным дымом. .В нём содержится более 30 различных вредных веществ.

1 ученик Во многих странах зарплата у курящих людей меньше, чем у некурящих. Потому что работоспособность у некурящих людей выше: они быстрее решают поставленные задачи. Некурящий человек не тратит время на “перекуры”,реже болеют.

2 ученик Особенно неприятно смотреть на курящих девушек. Девушки должны помнить, что они станут матерями. Курение вредит не только женскому организму, но и будущему ребёнку.

Вопросы после прослушивания 4-х учеников:

1. Какие же внутренние органы страдают?(Лёгкие, сердце, желудок, печень)

2. Как меняется голос у курильщика?(Хриплый, так как страдают голосовые связки)

3. Какая становится кожа? Почему?

4. Как курение влияет на успеваемость школьников (глупеют, плохо запоминают, много ошибок, память плохая, так как страдает мозг)

Курение особенно опасно для детей, так как организм неокрепший, растущий. Курящих детей можно определить и внешне : они физически слабые, хилые, плохо растут.

5. Почему во многих странах зарплата у некурящих выше, чем у курящих?

6. Сколько вредных веществ в табачном дыме? (30) Из них самое ядовитое вещество-никотин. Учёные подсчитали, что никотин, извлечённый из 5 сигарет, убивает кролика, а из 100 сигарет - лошадь.

Таблица на доске

От курения страдают:

  1. Мозг
  2. Лёгкие
  3. Сердце
  4. Печень
  5. Желудок.
  6. Голосовые связки

 Итак, сделаем вывод: на сколько вредно курение для человека:

 Много людей умирают от страшной болезни- рака лёгких. Причина- курение. Продолжительность жизни курящих меньше, чем у некурящих.

А почему ребята в школьном возрасте начинают курить?

Послушайте.

1 ученик. Вот одна короткая, но грустная история. “ Три мушкетёра” -так называли ребята трёх неразлучных друзей из 5 “Б”.

2 ученик Однажды на перемене Вася авторитетно заявил: “Настоящий мужчина должен курить!” Сказано, сделано!

3. Десять лет спустя…Не приняли в мореходное училище! Не прошли медицинскую комиссию.

4. Двадцать лет спустя… Тогда считать мы стали раны. Дорога в больницу…

- Почему три мальчика – три друга стали курить? (Захотели почувствовать себя настоящими взрослыми).

- А почему после окончания школы их не приняли в мореходное училище? (К этому времени испортили здоровье. Слабое здоровье. Они не смогут стать и настоящими спортсменами. И некоторые другие профессии для них лишь мечтой останутся.)

- А почему через 20 лет они считали раны? (Начались болезни, рано состарились, погубили здоровье.

- Ребята, а ещё какие могут быть причины того, что школьники начинают курить?

(Из-за любопытства, а также попав в курящую компанию, поддаются влиянию окружающих)

- А вы будете курить из любопытства или оказавшись в курящей компании?

Послушайте стихотворение.

У бабули юбилей,
Полон дом у нас гостей.
Гости много говорили,
Ели, пили и курили.
Тяжело мне потому,
Задыхаюсь я в дыму.
Дым вокруг от сигарет
Мне в дыму там места нет!

- Почему мальчик говорит Что ему там места нет? (Ему неприятно)

- Что происходит, если кто-то курить, а вы находитесь рядом?

(Вдыхаете часть табачного дыма. Становитесь пассивным курильщиком, тоже отравляете свой организм.)

- Что можно сделать, если рядом курят? Выбери правильный правит:

- отойти в сторону

- попросить не курить

- подойти как можно ближе к курящему

Послушайте притчу о мудреце.

Притча – это короткий поучительный рассказ. (Педсовет № 5, 2004 год, стр. 9)

Пословицы

1. Кто курит табак, тот сам себе враг.

2..Если хочешь долго жить, брось курить.

- Почему курящий себе враг? (Губит своё здоровье, убивает себя сам)

- К счастью, многие даже длительно время курившие вовремя осознают вред курения и бросают курить.

Начать курить легче, чем бросить. Так не стоит начинать.!

Стихотворение читает ученик:

Люблю я землю, солнце, небо
Вкус замечательного хлеба,
Люблю свой дом, свой класс и школу
И матчи по хоккею и футболу.
Люблю играть, шутить, смеяться,
В реке без устали плескаться.
Люблю я петь и рисовать,
И книги умные читать,
Люблю на свете всех людей,
Друзей, соседей и учителей.
Люблю я всю свою семью,
А больше всех себя люблю

- Как понимаете “себя люблю”?

Уважаю, ценю, забочусь о своём здоровье.

- Если заботиться о своём здоровье, какие привычки надо в себе воспитывать?

(Вести здоровый образ жизни, жить без вредных привычек.)

- Какой же вывод вы сделали из сегодняшнего занятия? (Нельзя курить. Это вредно и опасно)

- Давайте вместе скажем курению…Нет!!!