Внеклассное мероприятие "Рыцарский турнир"

Разделы: История и обществознание


Цель и задачи: закрепить, систематизировать и расширить знания обучающихся по истории средневекового рыцарства. Включить обучающихся в активную познавательную и творческую деятельность.

Форма проведения мероприятия: турнир, состязание 2 команд.

Ход мероприятия

Ведущий: Внимание! Внимание! Начинаем рыцарский турнир. Сегодня в турнире участвуют две команды обучающихся 6 классов.

Приветствуем команду “Щит” и команду “Белый дракон”.

Чтобы в рыцарском турнире победить
Очень умным и любезным надо быть.
За щитами не скрываться!
Шпаги острой не бояться!
Думать, речь держать уметь.
А если надо даже петь.

Уважаемые рыцари! Сегодня вы должны продемонстрировать свои знания по истории средних веков. На 40 минут перенестись в средневековую эпоху. Да, далеко от нас сегодня и сами рыцари и все, что было связано с ними. Но как видите – живет о них память. Рыцарские состязания, увлечения, рыцарский образ жизни являются одними из самых интересных эпизодов средневековой истории.

Прошу участников турнира пожать друг другу руки и пожелать удачи. Помните, победа приходит лишь к тем, кто к ней готов.

Помните, что вы – команда. И ваш успех во многом будет зависеть от сплоченности и согласованности ваших действий.

Ведущий представляет жюри и объявляет порядок оценивания команд.

1 тур: “Кодекс рыцарской чести”

Ведущий: Любая игра начинается с правил. Рыцари средневековья строго следовали правилам “Кодекса рыцарской чести”. Вот некоторые из них: рыцарь должен искать подвиги, защищать честь дамы, защищать слабых и обиженных.

Продолжите этот список. На выполнение задания дается 2 минуты.

2 тур: “Конкурс герольдов”.

Ведущий: Распорядителями и судьями на рыцарских турнирах были герольды. Это люди, которые знали все тонкости геральдики, хорошо разбирались в гербах и даже сами создавали их. Слово “герб” означает (в нем. языке) “наследство”. По форме герба, символам, изображенным на нем, цвету можно было узнать о заслугах рыцаря и его семьи. И именно герольды по гербам, которые выставлялись перед турниром, и девизам, которые обычно писали на ободке щита, изучали историю каждого рыцаря и решали, достоин ли он принять участие в состязании.

Капитаны команд должны представить свои гербы, зачитать девиз (при этом объясняя символику).

3 тур: “Доспехи и оружие”

Ведущий: Каждого состоятельного рыцаря окружали оруженосцы. Обычно ими являлись представители знатных родов, подростки в возрасте 14 – 15 лет. Они обязаны были не только возить оружие и доспехи рыцаря, но и выполнять все его поручения. Это была хорошая военная подготовка для юношей – оруженосцев.

Каждой команде необходимо назвать как можно больше доспехов и оружия, которыми владели рыцари.

4 тур: “Конкурс силачей”

Ведущий: Чтобы одержать победу рыцарь должен быть сильным, ловким, выносливым. Почти все свободное время рыцарь посвящал тренировкам, увлечениям, которые были связаны с физической подготовкой.

Командам предлагается участие в спортивном состязании, эстафете и т.д. Можно организовать “скачки”, где управлять нужно не конем, а воздушным шаром или мячом.

5 тур: “Обед в рыцарском замке”.

Ведущий: Перед вами накрыт стол (скатерть, столовые приборы, посуда и т.д.). Командам предлагается познакомиться с правилами поведения за столом в средние века.

(“Пальцы надо держать в чистоте, и коротко стричь ногти. Во время еды не чесать себе руками ни шеи, ни ушей, ни носа. Не макать в общую чашу кусков хлеба. Не бросать назад обглоданных костей. Дамы могут брать куски кончиками пальцев, пить маленькими глотками, не обливаться и каждый раз обтирать жир с губ”.)

Продемонстрируйте обед в рыцарском замке, какие предметы на этом столе лишние.

6 тур: “Пиши правильно”

Ведущий: Командам предлагается выбрать правильный вариант написания слова.

Ва(с,сс)ал, м(о,а)рхия, г(е,и)рольд, Ж(а,о)керия, п(а,о)рламент, ер(и,е)тик, и(и,и)рархия, крест(о,а)носцы.

7 тур: “Узнай героя”

Ведущий: Командам предлагаются тексты с описанием деятельности исторических личностей.

Он провел военную реформу, хотя являлся всего лишь одним из управляющих королевским домом. Создал конное войско и жаловал воинам участки земли с живущими на них крестьянами. Позднее, такие земельные владения, за которые необходимо было нести военную службу, стали передавать по наследству. (К. Мартелл).

Почти ежегодно во главе большого войска он выступал в далекие походы. Самой длительной и тяжелой для него была война с племенами саксов. Против них он совершил 8 походов. По тем временам этот человек прожил долгую жизнь и умер в возрасте 70 лет. (К. Великий).

8 тур: “История вещей”

Ведущий:

Продемонстрируйте, как работали в средние века за письменным столом, учитывая, что этот стол назывался столом для коленного письма. (на столе находились лишь письменные принадлежности, а лист для письма лежал на коленях).

На руки в холодную погоду европейцы надевали рукавицы с одним пальцем, т.е. варежки. Но вскоре появились перчатки. И это открытие в моде принадлежит рыцарям. Подумайте, почему именно благодаря рыцарям, варежки превратились в перчатки. (чтобы удобнее было пользоваться оружием).

9 тур: “Что означают эти выражения”

1. “Что с воза упало, то пропало”.

2. “Городской воздух делает людей свободными”.

Жюри подводит итоги турнира. Объявляются победители, отмечаются лучшие участники, вручаются грамоты.

Ведущий:

Ах, эти Cредние века!
Они глядятся в наши воды,
И мчится времени река
И улетают в вечность годы.
Но очень часто музыкант,
Склоняясь над нотными листами
Рассыплет памяти талант,
Забывшись средними веками.