Цель игры – пропаганда правовых знаний среди учащихся школ города, воспитание уважения к закону и чувства ответственности за свои поступки.
Задачи.
1. Сплотить коллективы учащихся в процессе игры.
2. Актуализировать и повысить уровень правовых знаний участников игры.
3. Повысить ИКТ-компетентность участников игры.
Время проведения игры – 1,5-2 часа.
Оборудование: мультимедийный проектор – 2 шт., интерактивная доска, компьютер (ноутбук) – 4 шт.
Игра проводится в 3 этапа:
I этап - представление команд и разминка.
II этап - путешествие по станциям.
III этап - подведение итогов, награждение победителей.
Содержание игры
I этап. Представление команд и разминкаПо одной команде от школы (5-6 человек) находятся в актовом зале.
Выступление представителей волонтеров школы, показ презентации (Приложение 1)
Ведущий 1. Здравствуйте! Мы приветствуем учащихся школ города в нашей школе. Сегодняшняя наша встреча посвящена тому, без чего нормальная жизнь общества невозможна.
Ведущий 2. Итак, жизнь человека состоит из больших и малых событий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу, другие проходят почти бесследно.
Ведущий 1. Большинство житейских ошибочных действий и их последствия нельзя назвать роковыми, так как многое можно исправить. Практически любое ошибочное действие можно объяснить и оправдать. Но вспоминать и говорить о нём неприятно. Тем более, что бывают случаи, когда мелкие шалости и проступки в будущем перерастают в более крупные, иногда непоправимые вредные для общества дела.
Ведущий 2. Перед тем, как приступить к нашей игре, давайте познакомимся с командами. Сделаем это просто: представитель от команды со своим плакатом в руках встанет, назовет свою команду и опишет словами свою эмблему, чтобы присутствующим стал понятен ее смысл, а жюри оценит представление.
Представление команд.
Ведущий 1. Чтобы суть нашей игры стала более понятна, давайте сразу перейдем к первому нашему заданию. На столах у вас появились листки с заданием, в котором зашифровано прилагательное. В поле для ответа необходимо вписать правильный ответ и рядом существительное (юридический термин), к которому это существительное относится. (Приложение 2)
Ответ:
I вариант – дисциплинарная.
II вариант – административная.
Термин – ответственность.
Критерии оценивания: 2 балла за прилагательное, 2 балла за существительное.
На слайде появляется часть схемы.
Ведущий 2. Ответьте на вопрос: Какие еще виды ответственности существуют?
Ответы: гражданско-правовая, материальная, уголовная.
Ведущий 1. Отдельно в нашей схеме мы поместили такой вид ответственности, как моральная ответственность.
Ведущий 2. Слово мораль пришло к нам из французского языка, а во Францию это слово пришло из Древнего Рима. Мораль определяется часто как общепринятое понятие о том, что такое “хорошо” и что такое “плохо”.
Ведущий 1. Есть ученые, которые считают, что нравственность бывает добрая, положительная и злая, отрицательная (как бывают поступки добрые и злые). Добрая мораль противостоит злой морали. Народная мудрость гласит: мораль начинается там, где один человек позаботился о другом человеке. Это сказано, конечно, о доброй морали. Добрая мораль созидательна: она строит мир, соединяет людей.
Ведущий 2. В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. О чем говорит поверье? О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце.
Ведущий 1. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого человеку необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни.
Ведущий 2. Все наши поступки имеют определенные последствия. Есть такая философская притча: о старательном дровосеке. Он честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только от него скрывали, что хворост идет на костры инквизиции, где сжигали людей.
Дальнейшая наша игра пройдет в виде путешествия по станциям, на которых вы выполните ряд заданий, касающихся различных видов ответственности.
II этап. Путешествие по станциям
Команды-участников получают маршрутные листы (приложение 3). Далее игра проходит в форме путешествия по станциям. На каждой станции ответственные - представители волонтерского отряда, которые объясняют суть задания, отмечают количество баллов, заработанных командой, на маршрутных листах. Содержание заданий для каждой станции представлено на таблице ниже.
№ | Название станции | Описание задания |
1 | Моральное право | Команде предлагается ситуация из жизни вымышленного персонажа. Задача команды – найти случаи нарушения моральных норм персонажем и назвать их. За каждую правильно названную норму присуждается 1 балл (Приложение 4). |
2 | Преступление и наказание (используется интерактивная доска) | На экране интерактивной доски представлены “карточки” с описанием конкретных правонарушений, рядом расположены две колонки таблицы: “преступления” и “проступки”. Представитель от команды с помощью пера передвигает “карточки” с ситуациями в соответствующие колонки таблицы. Остальные члены команды имеют право помогать. За каждую правильно расположенную карточку команда получает 1 балл (Приложение 5). |
3 | Мыслители о законе (используется компьютер) | На экране компьютера изображен ребус, в котором зашифровано высказывание о законе. Под картинками находятся формы для записи слов. Если слово напечатано верно, то ниже его появляется соответствующая надпись. На выполнение дается 3 минуты. За полностью расшифрованное высказывание команда получает 10 баллов (Приложение 6). |
4 | Человеческие качества | Команде выдается листок с кроссвордом, в вопросах которого зашифрованы определенные человеческие качества. Время на выполнение задания – 3 минуты. Максимальное количество баллов – 10 (Приложение 7). |
5 | Детективы | Команде предлагается решить логическую задачу. Время на выполнение – 3 минуты. Если участники затрудняются в решении, то ответственный на этапе задает наводящие вопросы. Максимальное количество баллов – 10. (Источник: Федин С.Н. Логические задачи для юного сыщика. -М.: Айрис-пресс, 2007). |
6 | Правовой эксперт (используется компьютер) | В программе MS Excel командам в виде таблицы предлагается 10 утверждений, касающихся правовых норм, часть из которых заведомо неверные. Задача участников – проставить рядом с утверждениями соответственно “+”, если утверждение верное, или “-”, если нет. Подсчет количества правильных ответов производится автоматически на втором листе. Максимальное количество баллов – 10 (Приложение 8). |
После прохождения всех станций команды собираются в актовом зале, сдают маршрутные листы жюри, которое производит подсчет баллов, объявляет результаты и награждает победителей Грамотами и Дипломами участников.