Цели:
- закрепить основные теоретические знания по теме “Литосфера”;
- выполнить задания для проверки и закрепления знаний в соответствии с требованиями госстандарта образования по географии;
- воспитывать в учащихся чувство патриотизма, любовь к родному краю, родной природе.
Оборудование: физическая карта мира, физическая карта России, атласы, карточки-задания для проверки знаний и умений, контурные карты.
Тип урока: урок-зачет
План урока:
- Разминка. Устные ответы на вопросы учителя.
- Работа со схемой “Строение литосферы”
- Работа с заданиями на карточках, контурных картах, определение географических координат вулканов.
- Работа с атласами и настенной географической картой.
- Сообщение о рельефе Волгоградской области (при помощи учителя).
- Кроссворд “Литосфера”.
- Итог урока.
Литосфера.
Долгое, долгое время
Она грохотала, дымилась,
В складки сминалась.
В других же местах –
В равнины она превращалась.
Ход урока
- Разминка. Устные ответы на вопросы учителя.
- Каково внутреннее строение Земли?
- Что такое горные породы и на какие группы они делятся?
- Что такое землетрясение? Каковы его причины?
- Чем отличаются действующие вулканы от потухших?
- Что такое рельеф?
- Какие основные формы рельефа вам известны?
- Чем гора отличается от холма?
- Какие равнины бывают по форме?
Работа со схемой “Строение литосферы”
- Что такое литосфера? Из чего состоит?
- Какова средняя толщина?
- На какие части разделяется?
а – осадочные породы
б – гранитный слой
в базальтовый слой
- Какие характерны природные явления?
Работа с заданиями на карточках, контурных картах, определение географических координат вулканов.
Класс делится на четыре группы и каждой группе предлагается задание на карточках, в контурных картах и атласах.
Карточка 1.
На контурной карте обозначьте горы: Анды, Кавказ; равнины: Русскую и Амазонскую.
Карточка 2.
Определите координаты вулканов: Везувий, Этна, Ключевская Сопка. (41° с. ш. 16° в. д., 38° с. ш. 14° в. д., 56° с. ш. 161° в. д.)
Карточка 3
Определите формы рельефа и проставьте цифры, обозначенные на рисунке против названия соответствующей формы рельефа.
Горы – (3)
Низменность – (1,5)
Возвышенность – (2,7)
Плоскогорье – (4)
Впадина - (6)
Карточка 4.
На рисунке соответствующими цифрами обозначьте формы рельефа дна океана: 1) материковая отмель (шельф), 2) материковый склон, 3) котловина, 4) срединно-океанический хребет, 5) глубоководный желоб.
Работа с атласом и настенной географической картой.
Найти в картах атласа следующие объекты: Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Уральские горы, Гималаи, Марианский желоб. Показать на настенной карте с комментарием их географического положения.
Рассказ о рельефе Волгоградской области (сообщение). Приложение1
Кроссворд “Литосфера”
1э | л | ь | б | р | у | с | |||||||||||
2р | а | в | н | и | н | а | |||||||||||
3г | о | р | с | т | |||||||||||||
4п | о | л | е | з | н | ы | е | ||||||||||
5п | л | о | с | к | о | г | о | р | ь | я | |||||||
6 ф | и | з | и | ч | е | с | к | о | е | ||||||||
7г | е | й | з | е | р | ы | |||||||||||
8к | о | р | д | и | л | ь | е | р | ы | ||||||||
9м | а | г | м | а |
- Самая высокая гора на Кавказе.
- Бывает Западно-Сибирская и Русская…
- Приподнятый, обычно вытянутый участок земной коры, образовавшийся вследствие тектонических движений.
- Ископаемые горные породы, используемые человеком в его хозяйственной деятельности.
- Обширные выровненные участки с абсолютной высотой более пятисот метров.
- Выветривание под действием колебания температуры.
- Горячие источники, вытекающие или бьющие из земли.
- Горная система, протянувшаяся с севера на юг в западной части Северной Америки.
- Расплавленная каменная масса в недрах земли.
Подведение итога. Нужно ли изучать литосферу и какое она имеет значение для человека?