Знакомство дошкольников с Гимном России

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время всё больше говориться о воспитании у детей дошкольного возраста культуры гражданственности. Это понятие гораздо шире, чем гражданское воспитание.

Оно включает в себя:

  • Патриотическое воспитание.
  • Отношения между людьми.
  • Поведение граждан.
  • Воспитание чувств собственного достоинства.
  • Знакомство с культурой и историей страны через язык символов.
  • Воспитание причастности к судьбе своей Родины.

Приобщение детей к Государственной символике – одна из приоритетных задач воспитания. Она решается в каждом дошкольном учреждении.

Как же научить ребёнка уважительно относиться к символике, понимать и осмысливать символы, их значения и образы?

Сделать это не просто. В дошкольном возрасте для ребёнка характерны кратковременность интересов и неустойчивое внимание. И лишь неоднократное обращение к одной и той же теме, с использованием разнообразных методов и приёмов, могут способствовать длительному сохранению интереса.

Китайская мудрость гласит:

«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь».

Для того чтобы символы всегда были на виду у детей, у нас в группе созданы уголки «Моя Россия», «Мой город».

Я расскажу о том, как мы знакомим детей с одним из символов нашего государства - Гимном России.

Гимн – это не просто музыка – это торжественное музыкально – поэтическое произведение, Главная песня. Обращаю внимание на слова песни, в которой отражены любовь к Родине, красоте её природы, гордость за страну, надежды на будущее. Обращаясь к личному опыту детей, предлагаю вспомнить моменты, когда они слышали Гимн.

Знакомство с самим гимном провожу поэтапно:

1. Люди, создавшие гимн.

Все дети знают и любят такие произведения для детей, как:

  • «Дядя Стёпа».
  • «А что у вас?»
  • «Праздник непослушания».
  • «Мой щенок» и д.р.

Знают, что автором этих замечательных книг является детский писатель Сергей Михалков.

Какого же их удивление, когда они узнают, что их любимый «Дядя Степа» написал слова Гимна;

(мы тем самым расширяем представление о людях разных профессий, о значимости труда одного человека для общества, для всего государства).

Гимн – это песня, а, в старшем дошкольном возрасте дети знают, что в песне кроме слов, есть музыка. Рассказываю детям, что музыку для Гимна написал композитор, организатор и руководитель единственного во всём мире Ансамбля песни и пляски Российской Армии, Александр Александров.

Просматривая слайды об этом ансамбле, мы углубляем знания детей о Российской Армии, а учитывая региональный компонент, воспитываем чувство гордости к Армии, интерес к людям военной профессии.

Гимн есть у каждого государства. Наш новый гимн родился в канун нового года, в канун нового века.

Рассказываю детям,

2. Как слушают ГИМН:

  • Исполняют и слушают гимн стоя, повернув голову в сторону флага.
  • Мальчики и мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь.
  • Слушают гимн молча или подпевая.

Объясняю, что во время официального исполнения Гимна нельзя сидеть или лежать.

Каждый день в нашей стране начинается и заканчивается Гимном, который звучит по радио и телевидению.

В каких же случаях ещё исполняется гимн?

3. Гимн и правительство:

  • При поднятии Государственного Флага.
  • Во время встречи глав государств.
  • Во время новогоднего обращения президента к народу.
  • На заседании государственной думы.
  • При вручении государственных наград.
  • На торжественных собраниях и концертах.
  • При возложении венков.
  • Во время принятия присяги.

4. Гимн и спорт:

  • Во время проведения футбольных и хоккейных матчей.
  • Открытие и закрытие Олимпийских игр.
  • На спортивных соревнованиях и чемпионатах (если побеждает Россия).

5. Гимн и молодёжь:

  • На школьных линейках, посвященных 1 сентября.
  • На выпускных вечерах в школах.
  • На выпускных вечерах в военных училищах.
  • Во время проведения молодёжных форумов.

Очень важно дать детям почувствовать, что они являются частью огромной и богатой страны, что они граждане России.

Одним из условий эффективности работы по ознакомлению детей с символами, с Гимном, - просвещение родителей.

(Если семья адекватно понимает происхождение символов, то и у ребёнка сформируется положительное отношение к ним.) Проводим для родителей консультацию «Символы нашей страны».

Вместе с ними оформляем выставку «Россия – любимая наша страна ». В своих рисунках дети отображают содержание текста гимна, как они его понимают.

Обычно, пока жизнь идёт своим чередом, люди не очень часто вспоминают о государственных символах, не ходят ежедневно по улицам с флагами, не любуются гербом, и, собираясь вместе, не поют Гимн России, поют другие песни.

Но если появляется серьёзная, угрожающая опасность (пример войны) или случается наоборот, всеобщая радость (сборная России по футболу стала чемпионом) вот тогда видно, что именно Государственная символика, и есть, то самое, что помогает гражданам России почувствовать общность, единство, то есть сплотиться в одно целое. Люди выходят на улицы с государственным флагом, и даже со слезами на глазах могут спеть Гимн России. Дети становятся участниками многих событий окружающей жизни и то, что в них было заложено в детстве, обязательно даст свои положительные ростки, поможет стать настоящим гражданином, научит не только любить Россию, но и заботиться о ней. Научит уважать ее символику и законы, гордиться могуществом Российской державы, то есть стать настоящим россиянином.