Необходимость формировать познавательный интерес к химии возникает с самого начала её изучения в школе. Интерес к химии, возникший в начальный период обучения, характеризуется большой неустойчивостью. Лишь постепенно, при дальнейшем изучении предмета, ясном понимании учащимися сущности изучаемых химических процессов, овладении углубленными знаниями по предмету, интерес приобретает устойчивость и определенность [1, 5]. При этом большую роль играют ситуация психологического комфорта на уроке и переживание успеха [3]. Кроме того, чем успешнее учащийся занимается химией, тем больший интерес он к ней проявляет [2].
Один из эффективных путей решения этих задач на уроках химии, это широкое использование в образовательной практике различных видов игровой деятельности учащихся. С одной стороны, игры способствуют созданию психологически комфортной атмосферы, вызывают массу положительных эмоций; с другой, в рамках игр возникает возможность рассмотреть некоторые реальные ситуации, примерить на себя профессиональные обязанности специалистов различного рода, то есть более подробно ознакомиться не только с предметом выбираемого профиля, но и возможностями его дальнейшей реализации в конкретной профессии.
В химической образовательной практике игровой метод используется учителями лишь эпизодически, о чём говорят исследования [2, 4, 6]. Более часто игры применяются при проведении внеклассных или открытых мероприятий. Отмечают также, что если учителя используют игровые компоненты обучения в процессе преподавания химии, то чаще всего в виде игр-упражнений, способствующих запоминанию (довольно распространенные виды игр на уроках химии: учебное лото, химические шашки, домино, кроссворды, викторины). Характерная особенность этих игр в том, что они предполагают деятельность школьников на репродуктивном уровне при применении знаний и наиболее эффективно используется при проверке знаний.
Для того чтобы учащиеся заинтересовались химией не только в плане академического знания, но и практического её назначения необходимо как можно чаще проводить параллели с реальными объектами и их свойствами, обращаться к уже накопленным знаниям по другим предметам, жизненному опыту.
Предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру, которая поможет заинтересовать учащихся на любом этапе изучения предмета. При этом листы вопросов могут быть составлены для любого предмета и возраста участников. Также данную разработку можно использовать при проведении интегрированных уроков или внеклассных мероприятий.
Дидактическая игра “Р.В.С.” (Разведай. Выясни. Сообщи.)
Цели игры: знакомство учащихся с различными темами курса химии; ориентация на дальнейшую исследовательскую работу учащихся.
Правила игры:
В игре принимают участие все желающие, из которых формируются команды, выбираются капитаны.
Капитан получает листок с заданиями для команды (Примерные листки представлены в Приложении 1).
На выполнение заданий и представление результатов ученикам класса отводится 2 недели.
Команда-победитель определяется суммированием баллов, присуждаемых за выполнение определённых требований (Критерии оценки презентаций и публикаций представлены в Приложении 2 и Приложении 3 соответственно).
Капитанам предлагается самим сформировать команду из желающих.
Решать задания можно коллективно или позволить выбрать каждому интересующий его вопрос.
Задания представляют собой практический опыт, который можно осуществить в домашних условиях, и вопросы по темам, наиболее знакомым школьникам по их представлению о предмете и окружающем мире в целом (яды, взрывчатые вещества, косметические средства, драгоценные металлы и камни и др.).
Области поиска информации, её источники не ограничиваются.
Представить результаты своей деятельности можно различными путями: выступить с докладами, оформить газету, создать презентацию и т.д.
Необходимое оборудование и программное обеспечение:
- Бланки с заданиями команд
- В случае представления презентаций:
- Компьютер (ноутбук или системный блок)
- Мультимедийный проектор
- Экран
- MS Power Point (любая версия, лучше более новая).
Время проведения:
10 минут – предварительный этап (выбор команды, объяснение правил);
2 недели – подготовительный этап (решение вопросов, подготовка материалов к презентации);
1 урок (40 минут) – заключительный этап (демонстрации решений, презентаций, публикаций, их оценка).
Список использованной литературы
- Емельянова, Е. О. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах: Опорные конспекты с практическими заданиями, тестами [Текст] : В 2 ч. / Е.О. Емельянова, А.Г. Иодко.– М.: Педагогика-пресс, 2002. – 158 с.
- Исаев, Д.С. Система дидактических игр при обучении химии [Текст] // Химия в школе. – 2003. – №6. – с. 46–49.
- Кучинский, В.Ф. Создание эмоционально комфортной среды на уроках химии / В.Ф. Кучинский // Химия в школе. – 2004. – №10. – с. 16 – 22.
- Пичугина, Г.А. Дидактическая игра как средство повышения эффективности обучения базового курса химии [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. Наук / Г.А. Пичугина. – М. : ПроСофт, 2003. – 25 с.
- Сакович, Г.В. Изучение условий возникновения и развития интересов учащихся к химии [Текст] / Г.В. Сакович // Химия: Прил. к газ. “Первое сентября”. – 2002. – №32. – с. 12 – 17.
- Штремплер, Г.И. Дидактические игры при обучении химии [Текст] : Пособие, предназначенное для учителей и студентов педагогических вузов / Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с. Изд. 2-е, стереотип.