Цели урока:
- продолжать знакомство с биографией и творчеством К.Д.Ушинского;
- познакомить учащихся с идейным замыслом автора, произвести анализ данного произведения.
Образовательные задачи:
- продолжать формировать навыки чтения на примере произведения К.Д. Ушинского “Столица и губернский город”;
- развивать речеведческие навыки;
- учить работать со справочной литературой, понимать замысел автора, анализировать текст.
Развивающие задачи:
- совершенствовать умение ориентироваться во времени и в пространстве;
- устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, развивать представления о средствах создания описываемого автором объекта (столицы и губернского города).
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство любви, уважения и гордости к родной земле, к родному городу;
- развивать эмоционально-волевую сферу учеников.
Оборудование:
- портрет К.Д.Ушинского;
- толковый словарь русского языка С.И.Ожегова;
- презентация “Кострома – губернский город (конец XVII – середина XIX в.в.);
- звукозапись песни М.Матусовского, М.Бернеса “С чего начинается Родина”;
- иллюстрации с изображением Санкт-Петербурга;
- иллюстрации с изображением Костромы;
- иллюстрации сел, деревень, пейзажи;
- звукозапись “Птичьи трели”;
- краеведческий фотоальбом “Кострома в фотографиях – через 100 лет”, Кострома, 2006 год;
- персональный компьютер, проектор, экран;
- инструментальные среды: Microsoft Office Excel, Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office PowerPoint.
ХОД УРОКА
I Организационный момент
II Актуализация знаний:
– Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает для себя что-то новое, знакомится с интересными людьми, с прошлым и настоящим своей земли.
Чтобы стать вдумчивыми читателями, какие задачи мы поставим перед собой на уроке литературного чтения?
(Делиться своими впечатлениями о прочитанном, работать с текстом, подтверждать свои ответы текстом, учиться правильно строить ответ на поставленный вопрос, понять замысел автора)
– Послушайте песню в исполнении М.Бернеса “С чего начинается Родина” (звучит I куплет песни) Презентация учителя.
– С чего начинается Родина… А что такое Родина? (высказывания детей)
– Верны ли ваши высказывания, обратимся к толковому словарю. (Работа с толковым словарем С.И. Ожегова, зачитывается толкование слова “Родина”)
– Тема нашего урока “Родина бывает разная, но у всех она одна”.
– Как вы понимаете данные слова?
– Подберите синонимы к слову “Родина”.
(РОДИНА ОТЧИЗНА ОТЕЧЕСТВО) Слайд 1 (презентация учителя)
– У вас, где Родина?
– Для многих из нас Родина – костромская земля. На земле одно поколение людей сменяется другим: и каждое волнует вопросы: кто ходил по этой земле? Чем занимались наши предки? Что дальше произошло с этими людьми?
– С каким произведением вы познакомились дома? Слайд 2 (презентация учителя)
III. Предварительная работа с текстом до чтения, постановка проблемного вопроса:
– С какой целью авторы учебника указали хронологические рамки жизни К.Д.Ушинского?
(Нам легче ориентироваться во времени, автор описывает жизнь России в середине XIX века, легче представить эпоху, в которой жил и трудился автор)
– Объясните значение ремарки “из книги “Детский мир и хрестоматия” (учебная книга)
– Как Ушинский озаглавил свою книгу? (“Приспособленная к постоянным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы”)
– Как бы мы сегодня назвали эту учебную книгу? (Энциклопедией)
– Для чего писал эти книги К.Д.Ушинский? (версии учащихся)
Какую учебную задачу ставил автор в своих книгах для детей? В ходе урока нам предстоит дать ответ на поставленные вопросы.
IV. Мини-проект “Создание путеводителя по губернскому городу”
:1. “Путешествие” по улицам Санкт-Петербурга.
– Итак, первое знакомство с Родиной – “Столица и губернский город”
Чем отличается столица от губернского города? (Дети работают со словарем С.И.Ожегова)
– Кто герои произведения? Что мы узнаем о детях? Какой сюрприз ожидал ребят? Вот и мы вместе с ними отправляемся в путешествие. Где жили Володя и Лиза?
– О какой столице идет речь? Докажите словами из текста, что это большой и красивый город. Какую часть речи часто употребляет автор при описании столицы? Найдите все имена прилагательные.
(Демонстрация иллюстраций с изображением достопримечательностей Санкт-Петербурга) Слайд 3 (презентация учителя)
– Почему “великолепие” столицы не удивило ребят?
– Все ли жили хорошо в Петербурге? (Работа с текстом)
2. Создание мини-проекта:
I этап. Подготовка
– После столицы, где оказались путешественники?
– Какое впечатление о городе сложилось у ребят? Найдите все имена прилагательные, с помощью которых автор рисует картину губернского города. В чем разница? Можете ли вы сказать, в какой именно город приехали Володя и Лиза? Почему? Могут ли они оказаться в Костроме? Докажите свое мнение.
Мы отправляемся в путешествие в наш губернский город – Кострому.
Этапы II–V проектной деятельности осуществляются в группах
II этап. Планирование
Учащиеся делятся на группы. Каждая группа анализирует проектную карту, происходит распределение ролей в группе, вырабатывается план действий, формулируются задачи, уточняется источник информации.
III этап. Принятие решения
“Мозговой штурм”
IV этап. Выполнение проекта
1. группа – создание образа столичного города (задание Microsoft Office Word), Проектная карта для группы 1
2 группа – создание образа губернского города (задание Microsoft Office Word) Проектная карта для группы 2
3 группа – создание путеводителя по губернскому городу Костроме (задание Microsoft Office Publisher) Проектная карта для группы 3
4 группа – создание путеводителя по губернскому городу Костроме (задание Microsoft Office PowerPoint) Проектная карта для группы 4
5 группа – создание фотогалереи (задание Microsoft Office Publisher) Проектная карта для группы 5
Vэтап. Оценка результатов:
Подведение итогов работы в группах
VI этап. Защита проекта
Презентация продукта своей деятельности.
Отчеты групп 3,4 можно объединить: группа 3 в устной форме излагает ответ, а группа 4 сопровождает устный ответ своих одноклассников презентацией (Microsoft Office PowerPoint)
– Жителю губернского города понравился ли бы Петербург? (Да, но он бы чувствовал себя не уютно среди этой роскоши).
– С какой целью К.Ушинский непроизвольно заставляет сравнивать столичный город и губернский город между собой? (Показать читателю разный уровень жизни).
3. “Путешествие” по почтовой дороге.
– Дальше куда лежал путь наших героев?
– Что поразило путешественников за городом?
– Прочитайте описание пейзажа. Найдите слова, которые употреблены в переносном значении. С какой целью автор использует данные слова в произведении?
(Демонстрации иллюстрации с изображением пейзажа, звукозапись “Птичьи трели”) (слайд 4 презентация учителя)
– Представьте, что перед вами учебник “Окружающий мир”. Что нового вы узнали из него о сельской жизни?
(– Крестьяне использовали севооборот “…полосы разноцветных нив, то покрытых зеленеющими хлебами, то черных, отдыхающих под паром”.
– Горизонт – “…где небо сходится с землею”.
– Село – небольшой населенный пункт, в котором есть церковь, в деревне – “…не было церкви”.)
V. Подведение итогов
.– Итак, наше путешествие подходит к концу. Какую учебную задачу ставил К.Ушинский в своих книгах для детей? Почему К.Д.Ушинский избрал для этого форму путешествия?
Конечно, нельзя заставить человека полюбить свою Родину, родную землю. Но можно помочь ее полюбить. Как это делает К.Д.Ушинский?
Итоговый тест Microsoft Office Excel
VI. Рефлексия
.VII. Домашнее задание
:Мини-сочинение “Мой любимый уголок города”.