Цели:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- реализация интеллектуальных способностей учащихся в комфортной для них обстановке;
- развитие навыков групповой деятельности;
- привитие интереса к предмету, углубление и расширение знаний.
Задачи:
- дать учащимся возможность продемонстрировать творческие и интеллектуальные способности, эрудицию, таланты, чувство юмора;
- обеспечить условия для установления хороших взаимоотношений;
- способствовать развитию умения принимать коллективное решение.
Подготовительная работа:
- разработка сценария;
- согласование видов конкурсов и заданий;
- разработка презентации игры;
- формирование команд, выбор капитанов;
- подготовка эмблем, приветствия, домашнего задания;
- создание инициативной группы;
- подбор членов жюри;
- подготовка рабочего материала для членов жюри;
- оформление помещения для проведения мероприятия;
- подготовка реквизита;
- проведение репетиций.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, оценочные листы, карточки с оценками, плакаты с фотографиями учёных, чёрный ящик, песочные часы.
Участники: команды-участницы, болельщики, учителя, члены жюри.
Форма проведения: интеллектуально-познавательная игра (КВН).
Перед началом мероприятия командам-участницам сообщаются правила проведения игры.
В конкурсе участвуют 2 команды по 6 человек. Жюри – 3 человека (учителя). После каждого конкурса объявляется счёт игры.
Ход мероприятия
Звучит музыка «Мы начинаем КВН».
Ведущий.
Физика! Какая ёмкость слова!
Физика! Для нас не просто звук.
Физика! Опора и основа
Всех без исключения наук!
Сегодня в этом зале
Все физиками стали.
Задачи не из лёгких
Придётся нам решать.
Пусть победят всезнайки –
Пытливые ребята.
Кто учится серьёзно
Стремится много знать.
Итак, мы начинаем КВН «Странички физики».
Сегодня в конкурсе весёлых и находчивых принимают участие две команды – команда девушек и команда юношей. Оценивать правильность ответов будет компетентное жюри (представление жюри). Командам предстоит пройти испытания в 10 конкурсах.
Конкурсы:
- Разминка.
- Пословицы и поговорки.
- Блиц-турнир.
- Музыкальный вопрос.
- Самый зоркий.
- Конкурс загадок.
- Четвёртый лишний.
- Конкурс капитанов.
- Чёрный ящик.
- Домашнее задание.
Приветствие команд.
Звучит музыка, командам предлагается тянуть жребий. На одно выступление команды наложен регламент 3 минуты, за нарушение которого снимаются баллы.
Конкурс оценивается по критериям:
- Оригинальность – 1 балл.
- Музыкальное оформление – 1 балл.
Защита эмблем. (Капитаны вывешивают напротив своей команды эмблему. У каждого члена команды такие же маленькие эмблемы на груди.)
Команда «Свет»
Девиз: «Ученье – свет, а неученье – тьма».
Команда «Звук»
Девиз: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь».
I. Разминка.
Команды по очереди отвечают на вопросы. Побеждает команда, ответившая правильно на большее количество вопросов. Правильный ответ на вопрос – 1 балл. Максимум – 10 баллов.
- Электрический ток – это…(упорядоченное движение заряженных частиц)
- Все потребители находятся под одним и тем же напряжением, если они соединены… (параллельно)
- Единица измерения электрического сопротивления. (Ом)
- Назовите основное действие электрического тока. (магнитное)
- Отношение работы ко времени есть…(мощность)
- Прибор для измерения электрического напряжения. (вольтметр)
- Электрическое сопротивление зависит от длины проводника, площади поперечного сечения и… (рода вещества)
- Условием существования электрического тока является наличие свободных зарядов и… (наличие электрического поля)
- Причиной сопротивления является взаимодействие движущихся электронов с … (ионами кристаллической решётки)
- Единица измерения мощности тока. (ватт)
II. Конкурс «Пословицы и поговорки».
Подобрать к пословицам и поговоркам физическое явление или понятие. Ответ обе команды пишут на листках и предоставляют жюри. Максимум – 5 баллов. Время работы – 5 минут.
- Клин клином вышибают. (3 закон Ньютона)
- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. (акустика)
- Всякому терпению бывает конец. (предел упругости)
- Как аукнется, так и откликнется. (эхо)
- Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. (сила взаимодействия)
III. Блиц-турнир.
Команды отвечают на вопросы на перегонки. Побеждает команда, правильно ответившая на большее количество вопросов. Максимум – 1 балл.
Закончите фразу:
- Азбука … (Морзе)
- Гиперболоид… (инженера Гарина)
- Градус… (Цельсия)
- Броуновское…(движение)
- Северный…(полюс)
- Молярная…(масса)
- Дмитрий Иванович…(Менделеев)
- Поваренная… (соль)
- Озоновый…(слой)
- Электрическое…(поле)
IV. Музыкальный вопрос.
Максимум – 1 балл. Время работы – 20 секунд.
Звучит песня А.Б. Пугачёвой «А ты такой холодный, как айсберг в океане».
Вопрос: Назвать состояние вещества, в котором находится виновник песни.
Ответ: Вода находится в твёрдом состоянии – лёд.
V. Конкурс «Самый зоркий».
Максимум – 2 балла. Время работы – 1 минута.
Задание 1: Всё ли правильно на этом рисунке с точки зрения физики?
Ответ: Лучи Солнца, проходя через призму, разлагаются на 7 цветов и отклоняются не в ту сторону. Должны отклоняться к основанию призмы.
Задание 2: Перечислите цвета спектра в нужной последовательности.
Ответ: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
VI. Конкурс загадок.
Команды отвечают по очереди на вопросы. Побеждает команда, ответившая правильно на большее количество вопросов. Максимум – 10 баллов.
- Чего в шкаф не спрячешь? (Луч света)
- Горя не знаем, а горько плачем. Что это? (Облака)
- В воде не тонет и в огне не горит? (Лёд)
- Что с земли не поднимешь? (Тень)
- Заревел медведь на все горы, на все моря. Что это такое? (Гром)
- Что идёт не двигаясь с места? (Время)
- Днём спит, ночью глядит. Что это? (Луна)
- В воде искупался, а сух остался? (Месяц)
- Летит жар-птица, хвостом гордится. Что это? (Комета)
- Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)
VII. Конкурс «Четвёртый лишний».
Уберите лишнее слово из ряда понятий, фамилий и т. п. Ответ обе команды пишут на листках и предоставляют жюри. Максимум – 7 баллов. Время работы – 1 минута.
- А.С. Попов, Ч. Дарвин, И. Ньютон, Г. Ом (Ч. Дарвин)
- Икс, игрек, зет, гамма (гамма)
- Манометр, амперметр, вольтметр, омметр (манометр)
- Конденсатор, ёмкость, фарада, генри (генри)
- Молекула, атом, протон, кислород (кислород)
- Изобара, изотерма, изохора, изоморфизм (изоморфизм)
- Кислород, водород, азот, железо (железо)
VIII. Конкурс капитанов.
Каждый капитан должен раньше своего соперника определить имя и фамилию учёного. Каждому даётся 5 подсказок. Если правильный ответ получен после первой информации, то игроку присуждают 5 баллов, после второй – 4 балла, после третьей – 3 балла, после четвёртой – 2 балла, пятой – 1 балл.
Задание 1.
- Этот английский учёный уже в 24 года сделал свои первые открытия в области физики и математики.
- Он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании в 1695г., а через 4 года – стал его директором. Ему выдалась честь отчеканивать все монеты страны.
- Уже в 26 лет он стал профессором.
- Он обосновал три закона механики.
- Существует легенда о том, что благодаря яблоку он открыл известный физический закон.
Ответ: Исаак Ньютон.
Задание 2.
- Он был одним из первых учёных, работавших на войну, и первой жертвой войны среди людей науки.
- Его изобретения весьма популярны.
- С его главным открытием мы сталкиваемся, когда принимаем ванну.
- Он говорил: «Дайте мне точку опоры , и я переверну Землю!»
- После сделанного открытия, он закричал: «Эврика!»
Ответ: Архимед.
IX. Чёрный ящик.
Ответ на вопрос обе команды пишут на листках и предоставляют жюри. Максимум – 5 баллов.
Время работы – 30 секунд.
Вопрос: Отгадать вещество, про которое китайский философ древности Лао-Цзы написал: «самое мягкое и самое слабое вещество, но в преодолении твёрдого и крепкого оно непобедимо и ему нет равного в мире».
Ответ: вода.
X. Конкурс «Домашнее задание».
«Пояснительные выражения объясняют тёмные мысли».
Козьма Прутков
Звучит музыка, капитанам предлагается тянуть жребий. На одно выступление команды наложен регламент 3 минуты. Конкурс оценивается по критериям:
- Содержание – 2 балла.
- Оригинальность – 1 балл.
- Подготовка презентации – 1 балл.
- Музыкальное оформление – 1 балл.
Задание: Объяснить физический закон в форме стиха, пантомимы, сказки, сценки и т. д.
Закон Ома.
Видишь: лампочка горит,
Это о чём нам говорит?
Что в цепи есть ток,
Малых электрончиков поток,
Кто толкает электрон,
Ведь не живой же он?
Причина твоего недоумения,
Электрического поля напряжение.
А ещё ведь наблюдается явление:
Быстрых электронов торможение.
Причина электронов торможения
Проводников сопротивление,
А немецкий физик Ом
Вывел формулу притом:
С лампочкой ведь будет толк.
Потечёт в ней сильный ток.
При высоком напряжении
И при малом сопротивлении.
Закон Кулона.
Есть в электростатике закон,
Его вывел француз Кулон.
Если тело одно «минус»,
А другое тело «плюс»,
Тела притягиваться будут.
Примерный ученик об этом не забудет.
Ну а суть закона в том,
Смело говори при том:
От расстояния зависит притяжение,
И в этом нет никакого сомнения.
От величины зарядов данных тел,
Скажет ученик, который смел.
Если их заряд большой
Сила возрастает: – «Ой!»
Ведущий: И последнее состязание команд. Каждая команда должна составить четверостишие под названием «Звук» и «Свет».
Команда «Звук»
Свет – это волна,
Электромагнитная она,
А без звука и света
Не жила б наша планета.
Команда «Свет»
Звук – это волна,
Притом продольная она
И бежит она везде –
В твёрдой, жидкой, газовой среде.
Ведущий: Вот и пришла к завершению наша игра в Клубе весёлых и находчивых. Через несколько минут нам жюри объявит, какая же команда, «Звук» или «Свет», оказалась самой весёлой и находчивой.
Музыкальная пауза.
Подведение итогов.
Слово жюри. Награждение команд.
Ведущий: Итак, сегодня мы приоткрыли лишь некоторые страницы физики – удивительной науки о природе. А сколько интересного вы можете узнать из других её страниц! Счастливого вам пути в эту науку! Успехов вам в изучении физики!
Список литературы:
- Горлова Л. А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия. М.: Вако, 2006.
- Ланина И.Я. Не уроком единым. Развитие интереса к физике. М.: Просвещение, 2002.
- Щербакова Ю.В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. М.: Глобус, 2008.