Основные задачи урока:
- Обобщить знания о назначении солнца, о земле.
- Проводить групповые наблюдения за явлениями природы.
- Проводить практическую работу с глобусом и картой.
- Наблюдать за изменениями Земли.
- Формировать представления о глобусе как модели Земли, о причинах смены дня и ночи, времён года.
- Продолжить формирование умений моделировать предметы и явления, обобщать информацию и делать выводы.
- Развивать рационально-логическое, наглядно-образное мышление и воображение учащихся.
- Учить работать в микрогруппах, создавая ситуацию успешности.
Оборудование урока:
- глобус, теллурий, модели Солнца (плоская и шарообразная);
- листочки детям, карточки с цифрами, модельки Земли из пластилина;
- презентация «Смена дня и ночи», карточки с изображением времён года.
Ход урока
1. Разминка.
- На какое время года приходятся самые длинные каникулы?
- Это архитектурное сооружение есть и в Москве, и называется Триумфальная...
- Это слово обозначает тоже самое и УСТА.
- Что растёт на ёлке?
- Как называется первый компонент при вычитании?
- Орган осязания?
- Герой сказки, искавший золотой ключик?
- Перистые, кучевые, слоистые?
- Орфограмма в слове чудеса?
2. Повторение.
Повторение знаний о Солнце и Земле.
1 ученик – рассказ о солнце.
Дополнительные вопросы:
- Что такое природа?
- Назови признаки живой природы.
2 ученик – рассказ о земле.
- Как вести себя во время грозы?
- Назови органы чувств.
3 ученик – рассказ о том, как представляли люди землю в древности.
- Назови пословицу о здоровье, чистоте.
- Как беречь глаза?
4 ученик – рассказ о форме Земли.
- Как беречь уши.
- Назови предметы неживой природы.
Чтение стихотворения о Ю. А. Гагарине.
3. Актуализация знаний.
Работа по книге на стр. 17.
- Что изображено на рисунках?
- Наблюдали ли вы такие явления?
На смену тёмной ночи встало утро,
Прозрачное, умытое росой,
Всё выше солнце – вот и день
А вечер уж за ним шагает словно тень.
- О чём стихотворение? Знаете ли вы почему происходит смена дня и ночи?
На странице 18 прочитайте рассуждения ребят.
- С кем вы согласны? (Показали карточки 1 или 2.)
Отгадайте загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус.)
- Что такое глобус?
- Для чего нужен глобус?
Изготовление моделек глобусов из пластилина.
Чтение текста на стр. 18.
Показать на моделях Северный и Южный полюса, экватор, Северное и Южное полушария.
Наблюдение на теллурии смены дня и ночи.
Просмотр презентации «Смена дня и ночи» (см. Приложение. Слайды 1-9).
- Почему же день сменяет ночь?
Работа на карте с карточками УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ. Расположить карточки на карте.
Физкультурная минутка «Делай так».
4. Актуализация знаний.
Решите задачу: что взять с собой?
У Лены с Мишей зимние каникулы. Родители отправляют их в путешествие. Миша летит в Австралию с папой, а Маша с мамой в Санкт-Петербург. Соберите в сумки необходимые им вещи.
Детям предлагается список вещей: купальник, пляжные тапочки, плавки, очки от солнца, солнцезащитный крем, шорты, футболка, пальто, сапоги.
Выслушиваются ответы детей:
1 группы: вещи для Лены.
2 группы: вещи для Миши.
- Одинаковый ли набор вещей для Лены и Миши?
- Почему получились разные сумки?
- Почему на Земле в одно и то же время в С-Петербурге зима, а в Австралии – лето?
- Что мы не знаем?
- Что же сегодня на уроке мы будем узнавать?
5. Тема: Смена времён года.
Работа с теллурием.
- Почему происходит смена времён года?
6. Кроссворд.
Обернулась в лёд вода
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зима.)Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю. (Весна.)Я соткано из зноя
Несу тепло с собою
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» – приглашаю. (Лето.)Несу я урожаи
Поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю
Деревья раздеваю. (Осень.)
(Приложение. Слайды 10-13)
(День летнего солнцестояния, зимнего солнцестояния, равноденствия осеннего и весеннего.)
7. Работа в рабочих тетрадях.
Стр. 25, № 13.
- Как вы думаете? Везде такие сезоны?
Рассказ Маши Петровой про сезоны.
Книга, откуда взят материал.
8. Итог.
Работа в парах. Стр. 20. Подготовить ответы на вопросы любознательных дошкольников.
Вопросы задают герои сказки «Колобок».
Чтение выводов на стр. 20.