Урок по окружающему миру "Смена дня и ночи"

Разделы: Начальная школа


Основные задачи урока:

  1. Обобщить знания о назначении солнца, о земле.
  2. Проводить групповые наблюдения за явлениями природы.
  3. Проводить практическую работу с глобусом и картой.
  4. Наблюдать за изменениями Земли.
  5. Формировать представления о глобусе как модели Земли, о причинах смены дня и ночи, времён года.
  6. Продолжить формирование умений моделировать предметы и явления, обобщать информацию и делать выводы.
  7. Развивать рационально-логическое, наглядно-образное мышление и воображение учащихся.
  8. Учить работать в микрогруппах, создавая ситуацию успешности.

Оборудование урока:

  • глобус, теллурий, модели Солнца (плоская и шарообразная);
  • листочки детям, карточки с цифрами, модельки Земли из пластилина;
  • презентация «Смена дня и ночи», карточки с изображением времён года.

Ход урока

1. Разминка.

  1. На какое время года приходятся самые длинные каникулы?
  2. Это архитектурное сооружение есть и в Москве, и называется Триумфальная...
  3. Это слово обозначает тоже самое и УСТА.
  4. Что растёт на ёлке?
  5. Как называется первый компонент при вычитании?
  6. Орган осязания?
  7. Герой сказки, искавший золотой ключик?
  8. Перистые, кучевые, слоистые?
  9. Орфограмма в слове чудеса?

2. Повторение.

Повторение знаний о Солнце и Земле.

1 ученик – рассказ о солнце.

Дополнительные вопросы:

  1. Что такое природа?
  2. Назови признаки живой природы.

2 ученик – рассказ о земле.

  1. Как вести себя во время грозы?
  2. Назови органы чувств.

3 ученик – рассказ о том, как представляли люди землю в древности.

  1. Назови пословицу о здоровье, чистоте.
  2. Как беречь глаза?

4 ученик – рассказ о форме Земли.

  1. Как беречь уши.
  2. Назови предметы неживой природы.

Чтение стихотворения о Ю. А. Гагарине.

3. Актуализация знаний.

Работа по книге на стр. 17.

- Что изображено на рисунках?

- Наблюдали ли вы такие явления?

На смену тёмной ночи встало утро,
Прозрачное, умытое росой,
Всё выше солнце – вот и день
А вечер уж за ним шагает словно тень.

- О чём стихотворение? Знаете ли вы почему происходит смена дня и ночи?

На странице 18 прочитайте рассуждения ребят.

- С кем вы согласны? (Показали карточки 1 или 2.)

Отгадайте загадку:

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус.)

- Что такое глобус?

- Для чего нужен глобус?

Изготовление моделек глобусов из пластилина.

Чтение текста на стр. 18.

Показать на моделях Северный и Южный полюса, экватор, Северное и Южное полушария.

Наблюдение на теллурии смены дня и ночи.

Просмотр презентации «Смена дня и ночи» (см. Приложение. Слайды 1-9).

- Почему же день сменяет ночь?

Работа на карте с карточками УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ. Расположить карточки на карте.

Физкультурная минутка «Делай так».

4. Актуализация знаний.

Решите задачу: что взять с собой?

У Лены с Мишей зимние каникулы. Родители отправляют их в путешествие. Миша летит в Австралию с папой, а Маша с мамой в Санкт-Петербург. Соберите в сумки необходимые им вещи.

Детям предлагается список вещей: купальник, пляжные тапочки, плавки, очки от солнца, солнцезащитный крем, шорты, футболка, пальто, сапоги.

Выслушиваются ответы детей:

1 группы: вещи для Лены.
2 группы: вещи для Миши.

- Одинаковый ли набор вещей для Лены и Миши?

- Почему получились разные сумки?

- Почему на Земле в одно и то же время в С-Петербурге зима, а в Австралии – лето?

- Что мы не знаем?

- Что же сегодня на уроке мы будем узнавать?

5. Тема: Смена времён года.

Работа с теллурием.

- Почему происходит смена времён года?

6. Кроссворд.

Обернулась в лёд вода
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зима.)

Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю. (Весна.)

Я соткано из зноя
Несу тепло с собою
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» – приглашаю. (Лето.)

Несу я урожаи
Поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю
Деревья раздеваю. (Осень.)

(Приложение. Слайды 10-13)

(День летнего солнцестояния, зимнего солнцестояния, равноденствия осеннего и весеннего.)

7. Работа в рабочих тетрадях.

Стр. 25, № 13.

- Как вы думаете? Везде такие сезоны?

Рассказ Маши Петровой про сезоны.

Книга, откуда взят материал.

8. Итог.

Работа в парах. Стр. 20. Подготовить ответы на вопросы любознательных дошкольников.

Вопросы задают герои сказки «Колобок».

Чтение выводов на стр. 20.