Я видел древних письмена
На диких скалах Енисея.
Таинственная старина,
Потомков поздних не жалея
Проводит хитрые черты
Для их гадательной мечты!
А.Кузьмин, 1828 г.
К началу старшего дошкольного возраста дети уже могут ориентироваться в ближайшем по отношении к ним времени и пространстве, поэтому они проявляют интерес к историческим событиям, личностям, а также жизни людей, как в прошлом, так и в настоящем на разных территориях нашей Земли. Но, к сожалению, их знания зачастую ограничиваются лишь динозаврами. В ходе посещения краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова, мы обратили внимание на заинтересованность детей к историческим памятникам, а именно к каменным изваяниям и изображенным на них рисункам.
Исторические памятники – это своеобразный рассказ о том, какие события происходили в прошлом, чем жил народ, о чем мечтал. Их запас в мире крайне ограничен, да и тот, что сохранился, постепенно истощается. [1]
Данная тема для нас актуальна, т.к. она знакомит детей с прошлым нашего края, его культурой, достопримечательностями, воспитывает желание больше узнать о своей малой Родине, а так же оберегать памятники истории.
Для того чтобы повысить эмоциональный настрой, активность, и заинтересованность детей мы используем синтез древней наскальной живописи и национальной музыки. Сочетание разных видов искусств оказывает позитивное влияние на детей, завораживает их. А современные технологии идут нам на помощь - мультимедийная презентация, позволяет продемонстрировать наскальные изображения <Рисунок 1>, а так же их элементы<Рисунок 2>, в крупном формате, что вызывает у детей интерес к данному виду искусства.
Рис. 1
Рис. 2
При организации занятий мы облекаем их в такую форму, которая позволяет привлечь детей, стимулировать их активность. Такими занятиями выступают занятия типа исследований, предлагаемые Н.А.Коротковой [3]. В своих трудах она пишет, что становлению ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности способствует организация занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающаяся как исследование вещей и явлений окружающего мира, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Выбранная нами форма занятий – это диалог педагога с детьми, позволяет опереться на знания детей, вопросы, носящие проблемный характер, заставляют детей думать, анализировать, делать выводы, активизирует их внимание, а педагог обобщая сказанное детьми знакомит их с новым материалом.
Виды исследования по Н.А.Коротковой:
- Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
- Коллекционирование (классификационная работа);
- Путешествие по карте;
- Путешествие по “реке времени”.
Каким образом выстраивается занятие, чтобы поддерживать активность детей? Короткова Н.А. предлагает придерживаться следующей последовательности этапов занятия:
- актуализация темы, наводящей детей на постановку вопросов, проблем, касающихся этой темы;
- обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
- опытная проверка или предметно – символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;
- предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.
В ходе такого рода занятий /Приложение №1/ видна заинтересованность детей данной темой, их активность: они задают самые разнообразные вопросы, например: кто, нарисовал эти изображения? как? для чего? что еще можно увидеть? где они у нас в Хакасии находятся и т.д. Особый интерес вызывает у детей практическая часть занятия, т.к. они становятся настоящими исследователями. Например, в первом задании, дети как “археологи” расшифровывают писаницы, а во второй части наоборот зашифровывают схематическими изображениями, предложенное событие.
Мы разработали цикл занятий знакомства детей старшего дошкольного возраста с археологическими памятниками встречающимися на территории Хакасии /Приложение №2/.
Подобные занятия воспитывают детей не путем правильных нравоучений и назиданий, а побуждают в них чувство участия, гордости за родной край, воспитывая в ребятах чувство прекрасного, которое находится рядом.
Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре своего народа и своей страны, поэтому не замечают её своеобразия и ценности. Мы сами и наши дети в том числе, должны понимать какие вещи нас окружают. Как нужно к ним относится. Согласитесь, что не многие из нас знают как нужно вести себя в том или ином сокральном месте, а именно в таких местах находятся каменные изваяния и наскальные изображения. Возможно, из-за этого многие исторические и культурные памятники утеряны. Через подобные элементарные сведения по истории и культуре родного края, с которыми мы знакомим детей, формируем у ребенка самосознание, т.к. он стремиться найти свое место в окружающем его мире.
После ознакомления с наскальной живописью, как одним из видов древнего искусства в рисунках детей чаще встречаются горы, и некоторые даже с писаницами <Рисунок 3>. Есть дети которые настолько заинтересовались этой темой, что просят родителей посетить места, где можно воочию увидеть петроглифы. В дальнейшем, чтобы наглядно познакомиться с петроглифами, планируем посещения краеведческого музея им. Л.Р.Кызласова А следующий этап – это знакомство с руническим алфавитом, встречающимся в наскальных изображениях.
Мы не ставим перед собой цель дать конкретные сведения: Что? Где? Когда? Знакомя детей, с одной из достопримечательностей нашей Хакасии мы, прежде всего, воспитываем интерес к культуре и истории, и самое ценное, что возникает в детях после таких занятий это:
- знания об ещё одной страничке истории, а также достопримечательности нашей Хакасии.
- стремление больше узнать о родном крае, а значит бережно относиться к историческому наследию прошлого, сделать свою Родину краше и богаче.
- заинтересованность детей в собирании различных камней, как следствие этого, появление коллекции камней встречающихся на территории нашей Республики.
Восхищение подобной красотой вызывает в детях чувство гордости за свой край. И все это вместе взятое воспитает в наших детях любовь к Родине.
Литература.
- Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвящение, 1993. – 128 с.
- Дэвлет М.А. “Большая боярская писаница”. .- Издательство "Наука". М., 1976. 36 с.
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2007. - 208с.
- Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В. “Народные рисунки хакасов”. -Издательство "Наука". М., 1980. 175 с.
- Леонтьев Н.В., Капелько В.Ф., Есин Ю.Н. “Изваяния и стелы окуневской культуры”.-Абакан: Хакасское книжное издательство, 2006. -236 с.