Логосказка как способ речевой активности детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Песенки, потешки, загадки, поговорки, считалки считаю неизменным средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает у детей радость. С помощью фольклора удается легко установить контакт с детьми. Именно чаще всего через элементы фольклора доношу до ребенка свою нежность, заботу, любовь и веру в него. Особенно важным обращение к фольклору считаю в первые дни посещения детского сада. Особенно уговорушки способствуют скорейшей адаптации ребенка. Обращение к устному народному творчеству использую в работе постоянно. В нем заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. Ребенок, вслушиваясь в потешки, песенки, овладевает запасом новых слов, приобщается к красоте речи.

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи, мышлением ребенка. Влияние ручных действий на развитие головного мозга было известно с давних времен. Известно, что чем большее число систем задействовано в воспитании и обучении ребенка, тем эффективнее происходит его развитие. В своей группе оформила сенсомоторный уголок по теме: "Игры-забавы". Дизайн уголка соответствует и дополняет общее оформление группы.

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от развития тонкой моторики пальцев. Именно на нее и рассчитаны пальчиковые игры. Они стимулируют разнообразные чувствительные (сенсорные) ощущения, что, в свою очередь, способствует развитию внимательности, памяти. Кроме того, развивается звукоподражание и речь ребенка, так как используются стихи с повторяющими слогами и словами.

Считаю родителей самыми первыми помощниками в воспитании детей. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе стараюсь убедить родителей в том, что именно их роль в этом вопросе значима; часто все усилия без помощи родителей будут недостаточны, а иногда и безрезультатны. Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка предлагаю учитывать следующие моменты:

Реально оценивать состояние здоровья ребенка (резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает речь).

Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка. Советую не бояться обращаться за консультацией к специалисту.

Однако подобное взаимодействие не возникает сразу, ему предшествует целенаправленная работа, в ходе которой родители периодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.

Следует заметить, что на третьем году жизни интенсивно нарастает активный словарь, а к трем годам в речи ребенка может присутствовать 1200 - 1500 слов и более. Появляется более сложная функция - умение строить фразу из 3 - 4 слов. Формируется грамматический строй речи. В три года помимо простых предложений, ребенок также употребляет и сложные. На основании этих данных основными задачами по развитию речи считаю:

  1. Продолжать развивать речь детей.
  2. Расширять словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи.
  3. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.
  4. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность. Исследователями (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, О. С. Ушакова, Л. Н. Павлова, В. В. Гербова) предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.

В этом учебном году я решила применить в своей работе - логосказки. Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логосказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.

Виды логосказок:

  1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
  2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
  3. Фонематические (уточнение артикуляции заданного звука).
  4. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
  5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
  6. Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как:

- с куклами на палочках;

- рукавичковый;

- картонажный;

- бибабо и др.