Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русскому народному искусству

Разделы: Работа с дошкольниками


Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка дошкольного возраста, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. В силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который по выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, ощущениями.

Важную роль народного искусства отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества ( Н.П. Саккулина, Т.С.Комарова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова и другие). Они отмечают, что народное искусство имеет яркие черты: традиционность, коммуникативность, высокое совершенствование языка, связь с окружающей жизнью.

Ознакомление с произведениями народного творчества, традициями, праздниками формирует у детей первые представления о Родине, о ее культуре, приобщает к миру прекрасного, и включены в педагогический процесс детского сада.

В работе с детьми я определила следующие направления работы:

1. Создание предметно-развивающей среды отражающий народный быт русского народа, включающий предметы декоративно-прикладного искусства 2. Проведение комплексных занятий по ознакомлению детей с народным искусством,

включающие разные виды детской деятельности.

3. Включение фольклора, декоративно - прикладного искусства в цикл занятий по народному календарю.

Как показал опыт, для проведения игр, занятий необходима особая предметно-развивающая среда. В группе создан центр "У бабушки Варварушки", где среди старинных предметов, игрушек, народных инструментов фольклор звучит особенно задушевно, ярко. Народный календарь, сундучок русских народных слов, мини-библиотека "Дом сказки", корзинка с куклами-закрутками, предметы декоративно-прикладного искусства, коллекции старинных предметов быта и одежды помогают создать на занятии диалог между прошлым и настоящим.

Тематика познавательных занятий и художественно-эстетического цикла соотносятся с днями народного календаря: капустник, Екатерина-санница, Егорьев день, День медведя и другие. Включение в занятия работы с тестом позволяет знакомить детей с семейными традициями, пекарской культурой русского народа. Отличительной особенностью таких занятий является то, что они позволяют создать комфортную психологическую атмосферу, обеспечивает каждому ребенку уверенность в своих возможностях и способностях. Использование в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя и детей народного фольклора, музыки создает в группе положительную атмосферу сотрудничества в разных видах деятельности. Особое место в работе с детьми уделяется народным играм, играм-драматизациям, играм - забавам.

Таким образом, ознакомление детей с народным искусством, традициями, позволило:

  • сформировать интерес и эмоциональный отклик на предметы декоративно-прикладного искусства, русский фольклор;
  • научить понимать слова, отражающие представления о русской культуре, использовать их в речи;
  • активно участвовать в русских народных и сюжетно-ролевых играх с использованием предметов русской культуры, в театрализованной деятельности;
  • проживать яркие события в соответствии с народным календарем.

Комплексное занятие в средней группе " Жаворонки к нам весну красную несите"

Программное содержание:

1. Познакомить детей с народной традицией встречать весну " жаворонками.

2. Учить лепить из теста жаворонка, свернув в узелок жгутик теста.

3. Прививать интерес к русскому фольклору - весенним закличкам, песенкам

4. Развивать мелкую моторику рук, навыки работы с тестом.

Предварительная работа: Беседа о весне и признаках ее наступления; чтение литературы о весне и птицах; рассматривание иллюстраций "Перелетные птицы"; заучивание стихотворений, закличек, фонограмма с голосами птиц.

Материалы и оборудование к занятию: бабушка Варварушка, мука, тесто, изюм, фонограмма с голосами птиц.

Ход занятия

В гости к детям приходит бабушка Варварушка.

Варварушка: Здравствуйте ребятки! А вы знаете, какое сейчас время года? (весна).

Русский народ каждый год праздновал приход весны. Есть такой праздник, называется он "Сорок сороков" или " Сороки". Он отмечается 22 марта.

В этот день прилетает из теплых стран сорок птиц, и первая из них - жаворонок. На Руси в народе говорили: " сорок сороков птиц летят, весну на крыльях несут". У птиц есть один секрет - волшебные золотые ключи. Каждую осень злая старуха зима запирает в темную темницу красавицу весну, а птицы, возвращаясь с юга, открывают эту темницу и освобождают весну. Люди старались помочь птицам принести на крыльях весну. Для этого специально пели необычные песенки - заклички. Вот послушайте одну из них:

Жаворонушки, Полетовушки!
Прилетите к нам,
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
Весна, Весна красная
Весна, Весна ясная
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью!

К этому празднику мамы и бабушки делали из теста маленьких птиц - "жаворонков". А вы хотите слепить из теста таких жаворонков? ( Воспитатель рассматривает с детьми образец жаворонка)

Воспитатель: Сначала нам нужно обмакнуть руки в муку, чтобы тесто к ним не прилипало. Возьмем кусочек теста в руки. Какое оно? (мягкое, тянется). Из чего делают тесто? (муки, воды, яиц, соли, сахара). Сначала мы раскатаем из теста " колбаску", теперь завяжем " колбаску" узелком, оставив короткие кончики. Верхний кончик - головка жаворонка, а нижний - хвостик. Узелок напоминает крылышки, сложенные на спинке. Глазки нашим жаворонкам можно сделать из изюминок. (Дети лепят жаворонков). Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые жаворонки у вас получились. Сейчас мы положим наших жаворонков на разнос и отнесем их на кухню, чтобы повар испек их в печи.

Пока пекутся наши "жаворонки", мы с вами превратимся в птичек и поиграем в игру "Мы - птички"

Мы невелички - маленькие птички
На забор присели, Песенку пропели
Чик - чирик:
Песенку пропели
В поле полетели
Колоски искать,
Зернышки клевать.
Клю - клю:

В лес мы полетели,
На веточки сели.
На ветвях сидим,
Друг на дружку глядим,
Звонко говорим:
Чик - чирик:
А устали птички,
Птички - невелички,
Полетели спать,
В гнездах отдыхать.

Дети стоя, отводят руки " крылья" назад и выполняют наклоны головы вправо и влево.

Приседают с хлопком в ладоши. Произнося: "Чик - Чирик".

Бегают на носках, взмахивая руками, как крыльями.

Делают наклоны вперед, отводя прямые руки назад и произнося: клюю:

Бегают врассыпную.

Делают повороты корпуса вправо, влево, взмахивая руками и произнося: Чик - чирик.

Убегают на места и садятся, положив ладошки под щечку.

Воспитатель: " Сороки" на Руси считался детским праздником. Мамы раздавали жаворонков детям. Они сажали своих жаворонков на длинные шесты и большой гурьбой, с криками, песнями, звонким смехом носили их по деревне до самого обеда. Набегавшись вволю, ребятишки собирались все вместе и ели своих птичек. Но съедали птичек не полностью. Головку оставляли для своих мам.

Бабушка Варварушка приносит "жаворонков" и предлагает детям поднять их над головой и показать солнышку и зазвать закличкой жаворонков.

Жаворонушки, жаворонушки!
Прилетайте к нам,
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!

В конце праздника бабушка Варварушка предлагает детям обнять друг друга, поздравить с весенним праздником и приходом весны.

Конспект комплексного занятия "День медведя"

Программное содержание:

1. Познакомить детей с праздником " День медведя" - его особенностями, народными традициями.

2.Формировать у детей желание рассказать о традициях дня в народном календаре.

3. Выразить свои впечатления, эмоции: в лепке (слепить медведя, который будит солнышко), в рассказе, игре.

Предварительная работа: чтение произведений, в которых говорится о медведе. Рассматривание иллюстраций с изображением бурого медведя. Беседы с детьми об образе жизни этого животного.

Материалы и оборудование к занятию: иллюстрация бурого медведя, макет берлоги, фонограмма с русской народной мелодией, пластилин коричневого и черного цвета, дощечки, салфетки, стеки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня на нашем календаре 25 декабря. Это не совсем обычный день. В народном календаре он называется " День зимнего солнцеворота". В этот день солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. День начинает прибывать. Ночи становятся короче, а дни длиннее. Но солнышку в этом кто - то помогает. Хотите узнать кто? Тогда отгадайте загадку:

Бродит по лесным дорогам,
Пчел пугает и шалит.
Строит осенью берлогу,
А зимой в ней тихо спит. (Медведь)

Медведь в этот день по народным поверьям, перевернулся на другой бок и тем самым скомандовал солнышку повернуть на лето, на тепло: "Поворачивай солнышко на лето!" Поэтому этот день называется " День медведя".

Русский народ всегда очень любил и уважал медведя, и называл хозяином леса. Это самое крупное животное русских лесов. В Сибири медведь живет в тайге. Шуба у медведя густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог- мишка в берлогу, и спит там до самой весны.

Рассматривание картины "Медведь в берлоге". Ребята, что вы знаете про медведя? Расскажите, какой он? (большой, бурый, сладкоежка, сердитый, добродушный, живет в, лесу). Почему медведь зимой ложится в спячку? Где спит медведь зимой? ( Рассказы детей о медведе).

Физкультминутка "Мишка вылез из берлоги"

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге,

Потянулся он со сна
К нам опять пришла весна,
Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил

Наклонился взад- вперед
Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки
В них съедобные личинки -
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся.

Повороты влево и вправо.

 

Потягивания: руки вверх

Вращение головой.

Наклоны вперед - назад.

 

Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.


Дети садятся.

Воспитатель показывает макет берлоги. Ребята, посмотрите, что это? (берлога). Чья она? (медвежья). Какая она? (большая, просторная, уютная, теплая). Посмотрите, она пустая. А вы хотите слепить медведей из пластилина и поселить в этой берлоге, чтобы они помогли нам повернуть солнышко на лето?

Какого цвета наш медведь? (бурого, коричневого). Какого цвета пластилин нам нужен для лепки? (коричневый). С чего мы начнем лепить медведя? (с туловища). А теперь, что будем лепить? (ноги, лапы). Какую часть тела нам еще надо вылепить? (голову). Что у медведя есть на голове? (уши, глаза, нос, рот). Посмотрите внимательно, чего не хватает нашим медведям? (хвостика). Какой у медведя хвостик? (маленький).

Наши медведи готовы. Посмотрите, какие они у вас получились, как настоящие. А теперь расскажите мне про своего медведя: Как его зовут? Какие у него повадки? Что он любит? (дети описывают свои поделки).

- Возьмите в руки своих медведей, которых вы слепили, и все вместе скажем закличку:

Мишки проснулись, потянулись.
На другой бок перевернулись.
Поворачивай солнышко на лето!

Повернули солнышко на лето, стал день длиннее.

Поиграем в игру " Мишка спит в своей берлоге".

Около лесной дороги
Мишка спит в своей берлоге.
Мы его сейчас разбудим
И посмотрим, что же будет.

Завтра будет новый день, мы откроем страничку в народном календаре и узнаем, чем интересен следующий день.

Литература

1. Большакова М.А. Фольклор в познавательном развитии. Дошкольное воспитание .-2004.-№9.

2. Денисова Г.Б., Русский национальный календарь/ Г.Б.Денисова -М: , 2004.

3.Давыдова М.А. Сценарии музыкальных , календарных и фольклорных праздников ./ М.А. Давыдова .-М.: , 2007.