Цели:
- Образовательные: закрепление знаний о планете Земля, ее форме и движении в пространстве, расширение и уточнение представлений о реках и морях, пресной и морской воде.
- Воспитательные: продолжить воспитание чувства гордости и любви к Родине, бережного отношения к природе, водным ресурсам, экологического воспитания. Содействовать эстетическому воспитанию школьников, заботиться о профилактике утомляемости на уроке, воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.
- Развивающие: продолжать развитие памяти и внимания, развивать умение сравнивать, логически мыслить, самостоятельно преодолевать трудности, решать проблемные ситуации, а также развитие эмоций учащихся, познавательного интереса.
Оборудование: физическая карта полушарий, глобус, учебник (Плешаков “Мир вокруг нас”), тетрадь к учебнику, магнитофон, диск (песня “Море”). На каждого ученика конверт с мозаикой, два стакана с водой (в одном – пресная, в другом – соленая), ложечка, соль.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все – и млад, и стар,
Что она большущий шар.
Дети: Земля.
Учитель: А вот вторая загадка:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Дети: Глобус.
Учитель: Земля имеет форму шара, это видели космонавты. Можно совершить кругосветное путешествие вокруг Земли. Глобус – это модель Земли.
Учитель: Третья загадка:
Меня пьют, меня льют
Всем нужна я.
Кто я такая?
Дети: Вода.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о воде, о бережном отношении к ней. Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то какого цвета он кажется?
Дети: Голубого.
Учитель: А все потому, что этой краски на нем больше всего: больше чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша.
Инсценировка:
Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу,
Расой искрилась поляна,
– Откуда ты? – спросил росу.
– Издалека, из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты? Ты кто такой?
– И я, дружок из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в слезинке, и в дождинке,
И в росинке – нам откликнется всегда
Океанская вода!
Учитель: – Может ли человек использовать эту воду? (Нет.)
– Почему? Какая вода нам нужна? (Пресная.)
Мы сегодня будем говорить не только об океанах и морях, но и о реках.
Пресной воды в природе не так уж много. На каждые 100 л воды приходится 2 л пресной. Соленой воды в 50 раз больше, чем пресной. Не вся пресная вода может быть использована. Большая часть ее находится в виде недоступных, огромных ледников Антарктиды.
– Где находится пресная вода? (В реках, озерах.)
Мой вопрос: “Куда текут реки?”. Реки впадают в моря и океаны.
Учитель: Я хочу прочитать вам рассказ А.А. Плешакова “Вода – путешественница”.
Я вам буду читать, а вы следите как течет река по рисунку на стр. 42–43 учебника.
Работа по учебнику:
Учитель: плывем по реке Осетр. Куда впадает эта река?
Дети: в реку Оку.
Учитель: плывем по реке Оке. Проплываем под мостом. Посмотрите какая еще река несет свои воды в Оку.
Дети: река Москва.
Учитель: куда впадает река Ока?
Дети: в Волгу.
Учитель: Волга могучая и широкая русская река. Куда впадает Волга?
Дети: в Каспийское море?
Там где есть жизнь – всегда есть вода.
Вода – важное для организма вещество.
Тело человека состоит на 60–70% из воды. У человека потеря 10% воды вызывает
целый ряд расстройств, а потеря 20% – смерть. Общий объем воды, необходимый
человеку в сутки – 2–2,5 л.
Физкультминутка:
Петляет речка
На лугу:
Колечко сделала,
Дугу...
И вдруг стрелой
Вонзилась в лес
Большой реке
Наперерез
(Эмитация движений.)
Самостоятельная работа.
Открыть рабочую тетрадь на стр.17, № 1. Собрать мозаику.
Учитель: Чем различаются река и море?
Дети: У реки видны два берега, а у моря другого берега не видно, так оно очень большое.
Учитель: Как называется город, в котором мы живем? А у нас есть река? Как она называется?
Учитель: Вы слыхали о воде? Говорят она везде.
Первая капелька.
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Вторая капелька.
Ледником в горах зовется
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
Третья капелька.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Учитель:
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Капелька:
Без меня вам не умыться,
Не наесться, ни напиться!
Учитель:
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
Учитель: А вода в реке и море одинаковая или нет?
Прочитайте вывод мудрой черепахи на с.43 учебника.
Физкультминутка.
Ребята, как образуется большая река? (Из ручейков. Дети встают в колонну, берутся за руки и “текут”.)
Речка течет на запад, поворачивает на юг. И вот река попадает в озеро (Идут по кругу). А из озера вытекают ручейки. (Дети идут колоннами к своему месту. Выполняется под тихую музыку).
Практическая работа.
Учитель: Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука?
Вам хорошо знаком вкус хлеба, молока, яблок?
Можно ли назвать воду сладкой, соленой, кислой, горькой?
- На столе два стакана. Определите: в каком стакане речная вода, в каком
морская.
Дети пробуют воду на вкус (первый стакан – питьевая вода, второй – подсоленная пищевой солью). - Приготовьте морскую воду (дети насыпают в стакан с пресной водой пищевую соль, размешивают и пробуют на вкус).
Учитель: Мы с вами использовали пищевую соль, а настоящую морскую соль можно купить в аптеке.
Вывод.
Учитель: Какая вода в реке? (Не соленая.) Такую воду пьют? (Да.) А в море, океане какая вода? (Соленая.) Соленую воду пьют?
Отгадайте загадку:
Кругом вода,
А с питьем – беда.
Дети: море.
Итог.
Учитель: Что нового о воде вы узнали на уроке?
Почему воду нужно беречь и охранять?
– Вода входит в состав любого организма;
– Вода – это жизнь, красота и здоровье;
– Количество воды ограничено;
– Вода – помощник человека;
– Вода загрязняется.
О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить?
Вывод: Не расходуйте воду напрасно, берегите ее.
Воду попусту не лей, дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.
Мимо разных дворов и крылечек,
Где-то рядышком и вдалеке,
Вьётся множество маленьких речек,
Чтобы слиться в огромной реке.
Вьются речки, сливаясь в колечки,
Путь-дорога у них нелегка...
Если высохнут малые речки,
Обмелеет большая река.
(В.Орлов)
Технологии – оборудование.
Фотоаппарат, лазерный диск, компьютер(-ы), принтер, другие типы интернет-соединений.
Используемая литература:
- А.А. Плешаков “Мир вокруг нас”, 5-е издание. Москва, Просвещение 2007.
- Г.Н. Шевченко “Поурочные разработки”. Изд-во “Учитель”. Волгоград, 2008.
- Н.В. Лободина “Экологическое воспитание в начальной школе. Изд-во “Учитель”. Волгоград, 2007.
- Т.Б. Кропочева “Родной край”. Новокузнецк, 2006.
- А.В. Михеев, К.В. Пашканг “Охрана природы”. Москва, Просвещение, 2006.
- Энциклопедии для детей младшего школьного возраста. “Все обо всем”, 1999, “Я познаю мир”, 2002.