Предлагаемый материал является практической реализацией технологии развивающего обучения “Разновозрастное сотрудничество” и представляет собой проект разновозрастного урока русского языка для учащихся 4-го и 5-го классов. С описанием технологии можно познакомиться в книге “Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова”, авторы: Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Краткое описание технологии развивающего обучения приводится в Приложении 3.
Тема урока: Грамматическая характеристика предложения.
Цели:
- Составление алгоритма грамматической характеристики предложения.
Задачи “учителя”:
обобщение и систематизация знаний грамматической характеристики предложения.
Задачи “ученика”:
актуализировать способы определения эмоциональной окраски и цели высказывания, главных членов (грамматической основы) предложения, различения разных типов предложений в зависимости от состава грамматической основы – с одним главным членом и двумя, определения второстепенных членов предложения и их работы. - Формирование у учащихся умения взаимодействовать в разновозрастной
группе.
Задачи “учителя”:
формирование умения ставить цели работы, разрабатывать соответствующие задания по теме, взаимодействовать с “учениками”, объективно оценивать, контролировать и корректировать действия “ученика”, быть толерантным;
Задачи “ученика”:
формирование умения фиксировать цели работы, принимать задания, слышать инструктаж “учителя”, выполнять задания в отведенное время, быть толерантным.
Проект урока русского языка в 4–5 классах
этапы урока | содержание урока | деятельность учителей | деятельность учащихся | форма работы | |
“ученики” 4-го класса | “учителя” 5-го класса | ||||
подготовительный этап | – осуществляют стыковку тем планирования; – определяют место урока в учебном пространстве; – определяют цель и задачи урока; – осуществляют контроль за подготовкой учащихся 5-го класса; – организуют индивидуальные консультации; – формируют пары учащихся 4 и 5 классов, учитывая их особенности; |
принимают информацию о проведении урока разновозрастного сотрудничества | – фиксируют для себя цель урока (продукт совместной
деятельности); – самостоятельно готовят задания для своих “учеников” и оценочные листы; – консультируются у учителей; |
индивидуальная самостоятельная | |
вызов | Учащиеся рассаживаются парами, ранее определенные совместно с учителями. | – формулируют цели урока; – проводят инструктаж по разъяснению задач, сообщают регламент времени для каждого вида деятельности; |
фиксируют для себя цель урока (продукт совместной деятельности) | общеклассное обсуждение | |
осмысление | “Учителя” 5 класса предлагают выполнить задания
“ученикам” 4 класса, приготовленные заранее. Задания направлены на актуализацию следующих способов действий: – определение цели и эмоциональной окраски высказывания; – определение главных членов предложения; – различение разных типов предложений в зависимости от состава грамматической основы – с одним главным членом и двумя; – определение второстепенных членов предложения и их работы. (см. Приложение 1) |
контролируют выполнение пятиклассниками функции “учителей” | выполняют задания | – контролируют выполнение задания, корректируют
деятельность; – оценивают сформированность умений “учеников” в оценочном листе; |
парная работа |
Учителями организуется общеклассное обсуждение, в результате которого у “учащихся” систематизируются знания о предложении. Обсуждается порядок действий при составлении грамматической характеристики. | организуют учебный диалог среди “учеников” | выделяют и фиксируют критерии грамматической характеристики предложения | контролируют выполнение задания, корректируют деятельность “учеников” | общеклассное обсуждение | |
В процессе обсуждения происходит создание алгоритма грамматической характеристики предложения. | контролируют выполнение пятиклассниками функции “учителей” | оформляют порядок грамматической характеристики в виде схемы, таблицы, алгоритма | контролируют выполнение задания, корректируют деятельность “учеников” | парная работа | |
рефлексия | Осуществляется демонстрация общепринятого оформления
записи и составление грамматической характеристики предложения. (см. Приложение 2) |
знакомят учащихся с правилами записи грамматической характеристики предложения | составляют грамматическую характеристику предложения, применяя свой алгоритм или схему | контролируют выполнение задания, корректируют деятельность “учеников” | парная работа |