Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественно-творческой деятельности602174

Разделы: Работа с дошкольниками


Согласно новым ФГТ (приказ № 665) особое внимание в дошкольной педагогике уделено образовательным областям, где выделены общие задачи в каждой области на весь возрастной период. Показателем работы педагогов станут интегративные качества выпускника.

В образовательной области “Художественное творчество” выделены три задачи, одна из них – развитие детского творчества. Что же такое детское творчество? Детское творчество понимается как самостоятельная художественная деятельность.

Что же представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста? Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.

Взаимосвязь различных видов деятельности в образовательном процессе эффективно способствует развитию изобразительного творчества детей. Для развития изобразительного творчества детей средствами интеграции были выделены задачи:

  1. Создать условия для систематизации и углубления знаний об окружающем мире.
  2. Организовать развивающую предметно – пространственную среду в группе для удовлетворения потребностей детей в продуктивных видах деятельности (уголок продуктивных видов деятельности). Уголки создаются и обновляются согласно возрасту и тематике дня или недели.
  3. Развивать личностные качества детей : познавательные процессы,
  4. Обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в совместной деятельности, направленный на развитие изобразительного творчества (мотивация к деятельности, беседы о впечатлениях от увиденного в течении дня или дома и др.).

Основываясь на психолого-педагогическую литературу, учитывая новый подход к образовательному процессу, в работе были определены этапы развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста. Основополагающим принципом организации работы был выбран принцип комплексно – тематического планирования. Каждый этап включает в себя активное взаимодействие родителей и специалистов детского сада:

1-й этап – обогащение детей знаниями в зависимости от тематики (выбрана группой или подчинена общей теме детского сада). Используются адекватные возрасту формы работы: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, посещение выставок, просмотр тематических слайдов.

На данном этапе стремлюсь к воспитанию у детей интереса к изобразительному искусству, насыщая их впечатлениями, используя синтез искусств: живопись художественное слово, музыка, театр.

2-й этап – приобретение определенных навыков, формирование умений в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации). Навыки приобретаются в непосредственно образовательной деятельности и в самостоятельной. Навыки не только продуктивной деятельности, но и организаторские: ребенок участвует в обсуждении продукта деятельности, ставит цель, достигает, охотно участвует в создании коллективной работы.

Активно привлекаются родители к совместной с детьми работе: серия мастер – классов “Волшебная кисточка”, “Разноцветная карусель” и т.д.

3-й этап – активизация творческих проявлений детей. На этом этапе важна рациональная, грамотная организация среды. Адекватный подбор форм и методов работы с детьми: создание тематических выставок, выставка семейных работ “На осенней опушке”, “Первоцветы”, “Весенние переливы”, “Зимние забавы”.

Для педагога третий этап требует педагогической компетентности, т.к. на этом этапе взрослый оценивает результат деятельности ребенка.

Таким образом, посредством видов деятельности (игровой, музыкальной, познавательной, речевой), решается цель – развитие изобразительного творчества детей.