В условиях динамически быстроразвивающегося мира все больше значение приобретает географическое образование. Ведь формирование у школьников географической культуры, одного из звеньев общей культуры человека нужно начинать с малого возраста. И здесь я считаю очень важным включать краеведческий материал о своём родном крае, где родились и проживают наши школьники.
Краеведческий подход помогает осознанию учащимися своей включенности в жизнь своей малой родины, содействует их адаптации к природной, экономической, социальной и культурной среде своего края.
Краеведческий материал обогащает содержание урока, делает его материал более убедительным, близким для каждого ученика. Знания о родном крае, полученные человеком в школьные годы, будут востребованы до конца жизни. Недаром существует русская пословица: "Где родился, там и пригодился".
Краеведческий материал можно применять в различных формах и на разных этапах
урока:
– в начале урока, во вступлении;
– при актуализации знаний;
– при изучении нового материала;
– при закреплении;
– в домашнем задании.
Помимо усиления уровня мотивации учебной деятельности включение в уроки
материалов о родном крае имеет и другое значение:
– социализация личности ученика;
– повышение уровня духовно-нравственной культуры;
– воспитание патриотических чувств, любви к "малой родине".
Хочется остановиться на особо интересных моментах включения краеведческого материала в уроки географии.
В 6 классе при прохождении темы “Литосфера” при изучении основных форм рельефа, пород, слагающих, земную кору мы провели ряд экскурсий и походов.
В отдаленные времена – миллионы лет тому назад – поверхность нашего района, как и всего Нижегородского края, несколько раз покрывалась морями. До сих пор на этих землях встречаются окаменелые остатки некоторых обитателей моря.
В последний раз ледник сковывал эти территории около 200 тысяч лет назад – это мощное Днепровское оледенение.
Валдайское оледенение пришлось на период, отдаленный от нас 0–15 тысячелетиями. Многолетняя мерзлота доходила с севера до наших мест, однако лёд на поверхности земли летом всё же таял, хотя земля не прогревалась глубоко. Лето было коротким и холодным, часто шёл снег. Там, где сейчас находится район, была южная граница тундрости – особой существовавшей в то время природной зоны.
С потеплением в наш край начинают продвигаться лесостепи – с ковылём, с дубравами ; с запада – лиственные леса.
В послеледниковый период сформировались русла наших рек, а также образовались озёра; земли территории края после ухода моря покрылись дремучими лесами: основной растительностью был сосново-берёзовый лес, позднее расширилось произрастание ели и широколиственных пород, в основном дуба.
В ласах водилось много диких зверей. Самыми крупными были мамонты, кости которых до сих пор находят жители района.
Дубравы покрывали территорию края не одно тысячелетие, и лишь в XlX веке они оказались полностью вырублены. Остатки бывших дубрав имеются сейчас только в примокшанской пойме; в ярах и сейчас встречается мореный дуб, а весной его вымывает из слоев земли при обрушении берегов во время разлива Мокши, жители вылавливают его и используют для топки печей и изготовления деревянных изделий из мореного дуба.
Территория района занимает часть слабоволнистой равнины (часть Привожко-Мордовской возвышенности), высота которой (над уровнем моря) 150–200 метров. Значительна овражно-балочная сеть(0,3–0,5 км на 1 кв.км), наблюдаются оползневые явления (у сёл Княжево и Девлетяково, деревни Ширгуши). Встречаются моренные отложения (суглинки с включением вулканов) древних ледников, существуют месторождения полезных ископаемых: известняков, глины. Бурых железняков, карбонатных песков. Запасы последних оцениваются в 2 млн.куб м (Сар-Майдан, Аламасово – 1998 г.).
Ребята совершают походы по родному краю, изучают ландшафт, родники и их историю, встречающиеся карьеры, реки и их берега. По существу это исследовательская работа. Особенно поражают высотой карьер за дачами за селом Аламасово и обрывы реки Ведяжа. Их высота от 15 до 20 метров.
На берегах реки Ведяжа были найдены неизвестные окаменевшие предметы, после их изучения и консультаций определили, что это окаменевшие моллюски, относящиеся к очень отдаленным временам – мезозойской эре (примерно220–70 млн. лет назад) Одни из них называются белемниты, другие – аммониты, мы узнали, что некоторые могут иметь диаметр 2 м, кости мамонтов, которых находили жители нашего района.
Собранный материал учащиеся преподносят на уроках в виде презентаций, выступлений, рефератов, открытых уроков уже и в 8 и 9 классах. А в кабинете географии оформили выставку с окаменевшими остатками, с полх-майданскими изделиями, оформили стенд по родникам
В нашем районе много родников: есть родники связанные с именем Серафима Саровского, есть родники, воду которых считают целебной . А на Старой Курихе родники, связанные с именем великой христианской подвижницы Анастасии, которая жила во времена Серафима Саровского. За 5 лет пустынножительства на Курихе Анастасией было открыто 4 родника. Каждую осень и весной мы не только посещаем наши родники, но и берем пробу воды родника, а вот анализ можно провести на уроке “Подземные воды”, здесь же просмотрим момент по видео, как набираем и высчитываем дебит одного из родников. На уроке “Реки. Части реки. Речная система” мы рисуем притоки реки Мокши и определяем, каким притоком правым или левым является она у Оки, а Ока где впадает в Волгу?
При изучении населения и хозяйства России в 9 классе мы изучаем, что производят в нашем районе в сельском хозяйстве, но, к сожалению, эта отрасль в нашем районе почти исчезла, да промышленности у нас нет, но зато прекрасный материал для изучения народных промыслов и традиций. Известная всему миру полх-майданская матрешка кормит все село Полх-Майдан, да и почти весь район, а как интересно изучать народные обряды, обычаи нашего народа. Собранный материал позволяет учащимся не только лучше узнать свой край, его историю, его людей, но и участвовать в различных конкурсах. Так два года подряд мы участвовали в областном конкурсе исследовательских и проектных работ “Юный исследователь” и оба года в финале в Нижнем Новгороде были награждены дипломами Министерства образования Нижегородской области. Дважды участвовали в XII и XIII открытой научно-практической конференции экологов, туристов и краеведов МОУДОД “Центра внешкольной работы” г Сарова “Открытие родной земли”: в 2009 году заняли 2 место и были награждены грамотами, в 2010 году как победители получили 4 грамоты. В июне 2010 года за работу по социальному проекту “Живи родник” были награждены грамотами Отдела образования администрации Вознесенского муниципального района.
Учитывая все вышеизложенное, смело, можно сказать, что включение элементов краеведения в содержание уроков способствует повышению мотивационного уровня и в целом активизирует учебную деятельность на современном уроке географии.
Проведение практической работы по анализу воды родника и водоёма.
Награды за работу по социальному проекту “Живи родник”
Вот это камушки!
Геологические остатки, найденные учащимися.
Новые находки.