Работа с молодыми педагогами в учреждениях дополнительного образования детей

Разделы: Администрирование школы


Педагог – это не профессия, это образ жизни.

Молодые педагоги требуют особого нравственно-психологического, морально-этического и профессионального поля деятельности. Каждый год в образовательные учреждения приходят молодые педагоги, окончившие педагогические вузы или колледжи. А в учреждения дополнительного образования детей приходят молодые люди с большим творческим потенциалом и не имеющие педагогического образования, и перед ними встает целый ряд проблем: выстраивание отношений с детьми, педагогами, администрацией, нехватка педагогических и социально-психологических знаний и опыта построения социальных взаимодействий. При этом начинающий педагог выполняет в полном объеме те же функциональные обязанности, что и педагог, имеющий определенный опыт работы: выступает организатором учебно-воспитательного процесса, создает условия для реализации потенциальных возможностей обучающихся и воспитанников, общается с родителями.

В системе дополнительного образования сегодня могут работать специалисты различных областей искусства, науки, техники; люди, развившие свое увлечение до профессионального уровня. Значительную часть педагогических кадров составляют те люди, которые сами прошли эту школу, затем получили специальное образование и возвратились в свои учреждения дополнительного образования в новом качестве – педагога-психолога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования. Для этих педагогов необходимо создавать условия для формирования системы профессионального самоопределения, а также включения его в сложную структуру психологических ролей, обязательно сопровождающих любую групповую деятельность, формирование потребности у начинающих и вновь принятых педагогов в непрерывном самообразовании и росте профессиональной компетентности.

В анкетировании, проведенном администрацией МОУ ДОД “Дом детского творчества” п.Пурпе в 2009 году приняло участие 10 молодых педагогов. Были отмечены следующие затруднения, которые испытывают молодые педагоги в процессе своей профессиональной деятельности:

  • Владение дисциплиной на занятии;
  • Работа с детьми “группы риска”;
  • Организация групповой творческой работы с обучающимися;
  • Заполнение документации;
  • Работа с родителями, проведение родительских собраний;
  • Работа с одаренными детьми;
  • Недостаток практических умений.

Молодые педагоги также обозначили примерные темы семинаров и круглых столов:

  • Способы решения конфликтных ситуаций;
  • Нетрадиционные занятия;
  • Составление образовательной программы дополнительного образования детей;
  • Подготовка к аттестации;
  • Семинары по подготовке научно-исследовательских работ обучающихся;
  • Проектная деятельность;
  • Взаимодействие с родителями.

Результаты анкетирования помогли администрации МОУ ДОД “Дом детского творчества” п.Пурпе принять решение о создании в учреждении школы молодого педагога “Эверест”. Школа молодого педагога (ШМП) создавалась на добровольной основе и является структурным элементом системы методической службы Дома детского творчества и субъектом внутреннего аудита. Школа молодого педагога как элемент методической системы объединяет молодых специалистов, не имеющих специального педагогического образования, и является составной частью системы повышения квалификации молодых педагогов со средним специальным и высшим образованием, имеющих педагогический стаж по специальности менее 5 лет.

Целью деятельности ШМП является обеспечение прохождения этапа первоначального освоения специальности, новых функциональных обязанностей с минимальными психологическими трудностями, создание условий для максимально быстрого включения молодых педагогов в образовательно-воспитательный процесс Дома детского творчества, повышение профессионального мастерства молодого педагога и оказание помощи в выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.

Основными задачами ШМП являются:

  • Обеспечение условий (управленческих,   методических, информационных и др.) для скорейшей адаптации и эффективного включения в образовательно-воспитательный процесс следующих категорий педагогов:
  • молодых специалистов;
  • педагогов, имеющих стаж работы, но вновь пришедших на работу в ОУ дополнительного образования детей;
  • педагогов, вступающих в новую должность.
  • Ознакомление всех вышеуказанных категорий педагогов с приоритетными направлениями работы МОУ ДОД, их ценностными ориентациями, с педагогическими технологиями и методами, соотносимыми с системой образования, реализуемой в МОУ ДОД “Дом детского творчества” п. Пурпе.
  • Ознакомление молодых педагогов со спецификой работы МОУ ДОД “Дом детского творчества” п. Пурпе, особенностями контингента обучающихся.
  • Создание ситуации осмысления и открытия способов работы в этой конкретной ситуации; с конкретным контингентом родителей (лиц, их заменяющих) и обучающихся.
  • Формирование у педагога навыков в проведении диагностики и самодиагностики.

Педагоги-наставники, курирующие работу ШМП “Эверест” организуют свою деятельность путем:

  • Изучение работы вышеуказанных категорий педагогов, выявление проблем и трудностей;
  • Проведение анкетирования с целью выявления личностных качеств педагога, уровня профессионального мастерства, сферы и направленности интересов педагога;
  • Организация процесса обучения педагогов в следующих формах: лекция, собеседование, семинар-практикум, психологический тренинг, обучение в процессе контроля и экспертной оценки заместителей директора и руководителя МОУ ДОД “Дом детского творчества” п. Пурпе, наставничество, моделирование и анализ ситуации, просмотр видеозаписи собственных занятий и занятий других педагогов, посещение открытых занятий и мероприятий, их анализ, мастер-классы.

Руководит школой молодого педагога заместитель директора по учебно-воспитательной работе. К работе в “Эвересте” привлекаются методисты, опытные педагоги и педагоги-психологи.

Основные принципы обучения педагогов определяют необходимость использования современных форм, методов активизации процесса обучения. Так, ведущими выступают различные организационно-деятельностные и организационно-мыслительные формы научно-методической работы, направленные не столько на увеличение качества знаний, умений, сколько на формирование нового качественного состояния профессиональной компетентности молодого педагога, его интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.

Одной из важнейших форм работы с молодыми педагогами являются мастер – классы. Они представляют собой занятия практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления и расширения определенных знаний по специально подобранной теме. Мастер-класс может иметь разовый характер, может повторяться или иметь серийный характер. Это зависит от потребностей педагогов. В МОУ ДОД “Дом детского творчества” п.Пурпе мастер-классы проводятся для начинающих педагогов высокопрофессиональной группой педагогических работников.

Наша планомерная методическая работа явственно способствует систематическому росту профессионального мастерства молодых педагогов. Так 9 человек из 10 уже получили квалификационные категории, имеют достижения обучающихся в конкурсах, выставках и т.д.

Анализируя работу школы молодого педагога “Эверест” Дома детского творчества, можно сделать вывод, что вся методическая деятельность способствует успешной социально-педагогической и личной адаптации начинающих педагогов, помогает преодолевать возникающие трудности, повысить уровень своей подготовки, убедиться в правильном выборе профессии, почувствовать себя состоявшимся педагогом.