Цель: раскрыть характерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика; показать роль паукообразных в природе и практической деятельности человека.
Здоровьесберегающие задачи: активизация умственной деятельности; увеличение двигательной активности; предупреждение близорукости и нарушения осанки; снятие эмоционального напряжения в течение всего урока.
Оборудование: светофоры зеленые и красные (по числу учащихся), жетоны-паучки, жетоны сиреневого цвета, рисунки речного рака, паука-крестовика, муравья, карточки с названиями частей тела паука, задания для свидетелей, криминалистов, следователей, волны с названиями органов пищеварительной системы, рисунок ”Зоошутка”, изображения лиц человека – веселого и грустного, карточки с изображением лица человека (по числу учащихся), учебный видеофильм “Класс Паукообразные”, музыка из детективного фильма.
Ход урока (Приложение)
Приложение 1
Задание для свидетелей
- Прочитать текст на страницах 88 и 89 учебника (до значка >).
- Чем покрыто тело пауков?
- Определите сколько у паука отделов тела.
- Какие органы располагаются на головогруди паука-крестовика? Есть ли у паука усики? Сколько глаз у паука?
- Какие органы располагаются на брюшке паука-крестовика? Есть ли конечности на брюшке?
- Почему паук-крестовик имеет такое название?
Задания для криминалистов
- Прочитать текст на страницах 80-81, 90 (3 абзац) учебника.
- Рассмотреть рис.112, страница 81 учебника.
- Отметить особенности строения систем внутренних органов паука-крестовика:
- пищеварительной;
- кровеносной;
- дыхательной;
- выделительной;
- нервной.
Задание для следователей
- Прочитать текст на странице 89–90 учебника.
- Рассмотреть рисунок 124 на странице 89.
- Как паук строит ловчую сеть?
- Для чего еще, кроме постройки ловчих сетей, паук использует паутину?