"Шагнем навстречу друг другу": организация родительского университета в дошкольном образовательном учреждении № 300 Сибирского отделения РАН г. Новосибирска

Разделы: Работа с родителями


ДОУ № 300 СО РАН создано решением Бюро Президиума СО РАН № 380 от 14.06.63г. и является юридическим лицом.

На сегодняшний день ДОУ является центром развития ребёнка.

В ДОУ работают:

  • 1 группа кратковременного пребывания (5-ти часовая);
  • 5 групп полного дня (10-ти часовые);
  • группы дополнительного образования для детей, не посещающих ДОУ;
  • индивидуальные занятия со специалистами для детей, не посещающих ДОУ.

В течение последних 8 лет в дошкольном учреждении изучаются основные характеристики семей воспитанников, выясняются образовательные потребности родителей для согласования определённых воспитательных задач:

  • создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
  • установление доверительных и партнёрских отношений с родителями;
  • вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

На данный момент в детском саду организован и работает Родительский университет, который имеет план деятельности на учебный год; основная часть родителей являются членами семейного клуба «Рябинушка».

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Важным является то, что педагоги нашего дошкольного учреждения реалистически относятся к участию родителей в жизни детского сада. Участие родителей в многообразии различных форм является обязательным дополнением к воспитанию и образованию детей.

В организации родительского университета в нашем дошкольном образовательном учреждении № 300 Сибирского отделения РАН г.Новосибирска проблема взаимодействия детского сада и семьи рассматривается как процесс двусторонний: с одной стороны – это «детский сад – семье» – процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребёнка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Для реализации этого процесса в детском саду были организованы такие формы, как родительские собрания, школы для родителей, консультации и т.д. (Л.В.Загик, Т.А.Маркова, О.Л.Зверева); с другой стороны – это «Семья – детскому саду» – процесс характеризуется включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. В данном процессе мы предусматривали налаживание работы кружков, коллективные мероприятия, такие как экскурсии, походы, праздники, развлечения и т.д. (Г.Н. Гришина, В.П.Дуброва, Е.П. Арнаутова, Е.П. Милашевич).

Содержание работы наших педагогов с родителями включает в себя все вопросы воспитания и обучения детей, с этими вопросами педагог знакомит родителей дошкольников. В процессе совместной работы педагогов с родителями мы ориентировались на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читали им доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Для нас важным было активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания, семейного чтения и т.д.

Содержание организованной и проведённой нами работы позволило снизить ощущаемый дефицит родительского общения с детским садом, детьми и успешно решить проблему духовного развития личности ребёнка-дошкольника. Представляемый нами материал способствует успешному взаимодействию с семьёй для полноценного развития ребёнка и составляет основу для выявления характера семейных взаимоотношений и авторитета родителей.

Организация родительского университета в нашем дошкольном образовательном учреждении № 300 Сибирского отделения РАН г.Новосибирска включает в себя систему совместных мероприятий с родителями и детьми, разработанных и апробированных в течение 8 лет. Педагогические материалы по организации родительского университета представлялись на Всероссийский конкурс «К здоровой семье через детский сад», организованный генеральным информационным партнёром – журналом «Вестник образования» и генеральным спонсором - Благотворительным фондом «Планета детей» и в 2010 году мы награждены Дипломом Российского образовательного форума и являемся лауреатами этого конкурса.

Проектные материалы положительно рецензировались кафедрой общей и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета и были представлены на обсуждение на Всероссийском научно-практическом форуме студентов и аспирантов «Проблемы педагогики и психологии детства», проводимой на базе Новосибирского педагогического университета.

Целью педагогической деятельности нашего ДОУ является создание родительского университета, основным аспектом которого является особая форма общения между родителями и педагогами, обозначенная как доверительный деловой контакт.

Для организация родительского университета в дошкольном образовательном учреждении № 300 Сибирского отделения РАН г.Новосибирска мы определили следующие задачи:

  1. Сформировать позитивный опыт семейного воспитания.
  2. Повысить уровень комфортности детей и взрослых, как в семье, так и в дошкольном учреждении.
  3. Организовать содержательный и разнообразный семейный досуг.
  4. Преодолевать возможные затруднения в детско-родительских отношениях.

Система организации родительского университета в дошкольном образовательном учреждении № 300 Сибирского отделения РАН г. Новосибирска состоит из четырёх этапов организованной деятельности, каждый этап имеет определённые внутренние и внешние цели, задачи, содержание, предполагаемые формы работы. Теоретической основой для организации родительского университета послужили работы В.А. Петровского, А.М. Виноградовой, Л.М. Клариной, в которых обозначены последовательные этапы организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей в процессе воспитания детей.

На первом этапе проводилась деятельность по осмыслению необходимости работы с родителями и трансляция родителям положительного образа ребёнка. Внешняя цель – перестановка акцентов. Внутренняя цель – установление доверительных отношений с родителями. Эффективные формы взаимодействия с родителями: анкетирование, индивидуальные консультации, беседы, родительские собрания, экскурсии. Итогом первого этапа работы является составленный родителями «портрет» своего ребёнка и «портрет» себя как родителя, появившиеся смыслы в своём педагогическом образовании, а вместе с ними и стремление учиться быть родителем.

Второй этап – это изучение индивидуальных особенностей каждого ребёнка, его способностей, возможностей, склонностей; трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье. Внешняя цель – ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка. Внутренняя цель – формирование и подкрепление установки к сотрудничеству. Эффективные формы взаимодействия с родителями: родительские конференции, совместные праздники, участие родителей и детей в выставках. Итогом работы с родителями на втором этапе являются чётко оформившиеся образовательные запросы, представления о путях и способах их удовлетворения.

На третьем этапе происходит сопровождение по индивидуальному запросу семьи и ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребёнка. Внешняя цель – дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству. Внутренняя цель – вызвать потребность в исследовании, а также в поощрении ребенка. Эффективные формы взаимодействия с родителями: круглые столы, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, открытые просмотры деятельности педагога с детьми. Результат третьего этапа работы с родителями – рост их психолого-педагогической компетентности.

Для четвёртого этапа характерно эффективное сотрудничество педагогов и родителей в процессе гармоничного развития личности ребёнка, а также совместное обследование и формирование личности ребёнка. Внешняя и внутренние цели совпадают – совместное исследование личности ребенка и формирование ее на основе перестройки собственных стереотипов общения с ребенком. Эффективные формы взаимодействия с родителями: родительский клуб по интересам. Основное достижение этого этапа – развитие субъективной позиции родителей в педагогическом образовании и возникновение новых образовательных запросов.

Важнейшим результатом организации родительского университета в дошкольном образовательном учреждении № 300 Сибирского отделения РАН г. Новосибирска является создание содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно-опосредованного общения педагогов и родителей в семейном клубе «Рябинушка».

Родительский клуб по интересам.

Семейный клуб «Рябинушка» – одна из нетрадиционных форм работы с родителями, которая проводится в форме встреч и требует специальной подготовки, чтобы умело вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания.

Клуб строит отношения с семьёй на принципах добровольности, личной заинтересованности; участников клуба объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребёнку. Заседания клуба проводятся один раз в месяц, учитывая интересы родителей. Организационной работой клуба занимается старший воспитатель и педагог-психолог дошкольного учреждения. Встречи с родителями в клубе проводят все специалисты и воспитатели дошкольного учреждения. Работа клуба планируется с учётом интересов родителей на основе тестирования, анкетирования и опросов на родительских собраниях.

Успех деятельности клуба – добровольность и взаимная заинтересованность.

Таким образом, систематическая работа с детьми способствует формированию понятия «семья», доброжелательного отношения к членам семьи, потребности радовать своим поведением и своими поступками. Участие родителей в работе клуба вызывает у ребёнка положительные эмоции, формирует семейное единство, гордость за свою семью и своих родителей. Благодаря систематической работе клуба и деятельности педагогов у детей отмечается высокое развитие психологических, интеллектуальных, эмоциональных и творческих процессов. Всё это способствует формированию высокой самооценки ребёнка. Его успешности и положительной «Я – концепции».

Работа клуба является эффективной, интересной, способствующей развитию детско-родительских отношений. Деятельность детско-родительского клуба «Рябинушка» является неотъемлемой частью нашего педагогического процесса при реализации работы в цепочке «педагог – родитель – ребёнок». Работа клуба способствует формированию и развитию семьи как основного института социализации и способствует адаптации семьи и ребёнка в социуме.

Получаются следующие ожидаемые результаты – родительский университет работает в нашем центре развития ребёнка.

1. Формируется позитивный опыт семейного воспитания: выстраивается процесс взаимодействия детского сада и семьи на основе сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.

2. Организуется содержательный и разнообразный семейный досуг: сотрудничество родителей и педагогического коллектива дошкольного учреждения предопределяет ход последующей социализации ребёнка (совместная деятельность с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения).

3. Повышается уровень комфортности детей и взрослых, как в семье, так и в дошкольном учреждении. Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников рассматривается как один из необходимых компонентов образовательной среды дошкольного учреждения, который оказывает прямое и косвенное влияние на разностороннее развитие ребёнка, на состояние его физического и психического здоровья и успешность его дальнейшего образования и воспитания.

4. Преодолеваются возможные затруднения в детско-родительских отношениях. Родители ясно представляют себе, что такое детский сад, как организована в нём жизнь детей, какие задачи решаются воспитателями, чем заняты дети в течение дня, какие требования предъявляются к их поведению, какие правила существуют для родителей, чем они обусловлены.