Существующее сегодня образование не всегда способно решить задачу обеспечения целостного саморазвития человека. Традиционное образование продолжает оставаться односторонним, направленным на накопление знаний, в то время как мир нуждается в человеке не только знающем, но и понимающем себя и общество в их целостности и совокупности всех связей и отношений, умеющем “человекообразно” вписаться в культуру, в сложный окружающий мир. Сегодня необходимо такое образование, которое востребует человеческую целостность, проявляющуюся в способности личности “быть человеком”, предполагает творческое и диалогическое соавторство педагога и воспитанника.
В каждом возрасте человеку должна быть предоставлена возможность овладения опытом организации собственного внутреннего мира, опытом свободного и ответственного выбора ценности, поступка, решения; самооценивания и рефлексии; самостроительства и самореализации. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческим ценностям, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром.
К сожалению, многие педагоги дошкольных учреждений все еще допускают ошибку, предполагая, что ребенок с самого начала должен приспособиться к социальным условиям взрослого мира. Однако, психологи давно доказали, что это невозможно, так как ребенок обладает иными возможностями, чем взрослый и поэтому он не может приспособиться к социальной жизни, не получив для этого никакой непосредственной подготовки. В этой связи взрослый, не понимая закономерности развития субъективной реальности ребенка, часто вынужден прибегать к средствам принуждения, которые в свою очередь, вызывают сопротивление ребенка и вредят его развитию, раскрытию в максимальной степени его личностного потенциала.
В программе “Формирование рефлексивных навыков у детей старшего дошкольного возраста” представлена возможность совместного проживания и установления жизненного сообщества свободных, равных отношений детей друг с другом и со взрослыми. Педагог выстраивает свою деятельность на основе диалогичного общения. Дети, совместно с педагогом, учатся проявлять интерес к нравственному, духовному и душевному миру людей, его обогащению; изучают возможности и механизмы развития внутреннего мира человека; учатся оценивать поступки с позиции их позитивного влияния на кого-либо или на что-либо; понимать другие точки зрения, разрешать конфликты с позиции ненасилия, общаться с позиции равноправия между людьми, идти на компромисс. Педагог воспринимает себя как часть детского коллектива и учится вместе с воспитанниками, что способствует установлению естественных доверительных отношений.
Сегодня, в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации реализуются различные образовательные программы, которые подразделяются на основные и дополнительные. Трудности в работе работников дошкольных учреждений вызваны тем, что не всегда разработанные программы снабжены методическими материалами. Перспективные идеи могут быть реализованы, если педагогам известен ключ новой технологии. В противном случае они работают, как умеют, а не получив положительного результата, на который они рассчитывали, быстро теряют интерес к новой программе. Некоторые программы написаны наукообразно, язык труден и не воспринимается практическими работниками дошкольных учреждений. Часто отсутствует преемственность со школой в содержании и методах работы.
Программа “Формирование рефлексивных навыков у детей старшего дошкольного возраста” была разработана как дополнение к уже реализуемым в образовательном учреждении программам.
Идея создания программы развития рефлексивных навыков продиктована временем, т.к. приоритетной целью образования в условиях его модернизации является развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Здесь на первый план выходит такое качество личности, как способность к рефлексии – осознание, рассмотрение, самоанализ; поворот сознания, в результате которого появляется возможность увидеть себя, свое мышление, свое сознание как бы “со стороны”.
Основная цель программы – сформировать рефлексивные навыки у детей старшего дошкольного возраста, способствующие психическому и личностному росту ребенка, на основе совместной деятельности и межличностного взаимодействия педагога и детей.
В соответствии с этой целью формулируются задачи:
- стимулировать развитие интереса ребенка к своему внутреннему миру;
- научить детей реально, объективно оценивать себя, свои возможности и поступки;
- научить понимать и уважать другие точки зрения;
- сформировать умение анализировать полученный опыт, выражать и обсуждать полученные впечатления;
- сформировать умение разрешать конфликты с позиции ненасилия;
- развивать способность ребенка к эмпатии и сопереживанию;
- сформировать позитивное отношение к себе и сверстникам.
Данная программа реализуется в рамках основной образовательной деятельности детского сада и предназначена для детей 5-7 лет (старшего дошкольного возраста).
Организация группового процесса происходит в виде игры, специальных упражнений на рефлексию и совместного обсуждения результатов, поэтому необходимо определенное пространство для проведения предлагаемых в программе мероприятий. Основной принцип такой работы – создание условий, способствующих естественному гармоничному развитию личности ребенка. Взаимоотношения детей друг с другом и с взрослыми похожи на семейные, благодаря чему развитие детей принимает естественные формы. Дети имеют возможность свободно передвигаться по помещению, по своему желанию начинать и заканчивать работу, выбирать место работы и материалы для нее и т.д.
Программа была апробирована в группах детского сада, где работа по формированию рефлексивных навыков у детей ведется на протяжении многих лет и ее содержание постоянно корректируется. Программа может быть использована для работы с детьми старшей и подготовительной групп детского сада, но, наш опыт показывает, что, уже начиная с 3-4-х лет, можно проводить специально организованные упражнения, которые являются подготовительным этапом к проведению тематических занятий по формированию рефлексивных навыков у дошкольников.
Формы и режим занятий.
В специально подготовленной среде, имея право на определенные виды свободы, в различных видах деятельности ребенок дошкольного возраста постепенно приобщается к миру социальных отношений. Важное значение имеют именно те виды деятельности, которые дают ребенку возможность самостоятельно приобщаться к социальному миру людей в реальном плане. Одним из эффективных средств в развитии социальных чувств и эмоционального мира ребенка является проведение рефлексивных кругов.
Именно круг, по наблюдению психологов, является гарантией защищенности. Также круг можно назвать и “атмосферным явлением”, потому что тональность круга, его добросердечность и теплота определяют общую атмосферу жизни детей группы. В процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал ребенка.
Основная задача рефлексивных кругов заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать ребенка, а помочь ему стать самим собой через познание себя и других людей. Если ребенок примет себя со всеми своими слабостями и недостатками, признает их и одновременно поймет свои сильные стороны, тогда он продвинется вперед.
Таким образом, отличие рефлексивных кругов от традиционных методов обучения, которые обращаются в основном только к интеллекту, заключается в том, что они затрагивают личность ребенка, его мысли, чувства, знания, интерес. Правильно организованный рефлексивный круг обогащает детей душевной теплотой, чуткостью и уважением друг к другу.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Продолжительность занятий может варьироваться от 15-ти до 35 минут. Можно использовать специально подобранные музыкальные серии для детей, например: “Наедине с природой”, “Волшебные голоса природы”, “Классика для детей” и т.д. Во время занятий дети сидят в кругу – на стульчиках или на полу. Расстояние между детьми должно быть такое, чтобы сидя на своих местах, они могли взяться за руки.
Подбирая темы Приложение1 и упражнения для проведения рефлексивных кругов, педагогу важно:
грамотно адаптировать все упражнения для своей группы в соответствующей обстановке;
владеть определенным набором средств, которые способствуют снятию психологических барьеров и скованности, создадут доброжелательную обстановку;
создать такие условия, в которых каждый будет иметь возможность высказаться и быть услышанным, где из мнений каждого складывается общее мнение группы. Это является одним из условий развития творческого мышления, раскрепощенности в своих оценках.
Рефлексивные круги создают коммуникативные условия для того, чтобы слушать другого человека, говорить перед другими, управлять, подчиняться, сотрудничать. Между воспитанниками складываются отношения в психологически безопасной форме.
Виды рефлексивных кругов.
Личностные. Цель: способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых. Приложение2
Событийные. Цель: осмысление собственных действий и состояний (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее).
Творческие. Цель: развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению… Приложение3
Понятийные. Цель: способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека.
Еженедельный итоговый круг.
Проводится по пятницам в старшей и подготовительной группе с использованием специально разработанных “Листов достижений”, которые находятся в руках у каждого участника рефлексивного круга. В старшей группе, где есть не читающие дети, “Лист достижений” содержит схематичные рисунки, отображающие основные виды взаимоотношений ребенка с окружающим его миром.
Благодаря таким традициям вырабатывается навык осознания воспитанниками происходящего в группе. Дети учатся описывать свои чувства, переживания, мысли, анализировать и осознавать те качественные изменения, которые произошли с ними за последнее время, понимать эмоциональное состояние других людей. Развивается межличностное доверие, обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки.