Внеклассное мероприятие "Математическая ярмарка"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели проведения мероприятия: развитие творческих способностей учащихся; привлечение внимания учащихся к математике; расширение математических знаний учащихся.

1-й: Добры молодцы, красны девицы,
Вы на ярмарку пришли, много знаний
Принесли. Вы нам знанья принесли,
Покупай наш товар, знай –
Там задача ждет тебя. Да.

2-й: Добрый день, судари и сударушки,
Красные девушки,
Добрые молодцы!
Зовем гостей со всех волостей –
Серёжи, Вали, Оли,
Светланы и Татьяны,
Елены и Наташи.
А также Маши и Саши
Зовем всех вместе!
Думать до надсады,
Решать до упаду.

1-й: Брови черны, губы алы,
Мы лихие запевалы.

2-й: Соберись по одному,
Мы расскажем, что к чему!

1-й: Никакого нет секрета,
Хоть кого порасспроси.

2-й: Представление как это
Мы готовили с весны.

1-й: Наше представление
Вам на удивление!

2-й: С задачами, с песнями,
С шутками – минутками!

1-й: Задачи самые разные –
Старинные и новые –
Для наших гостей
Со всех волостей.

2-й: На этой ярмарке, друзья,
Мы скажем без утайки:
Без математики никак нельзя,
Не прожить нам без хозяйки.

1-й: Дорогих гостей встречает,
Добрым словом привечает.
И так весело, что сейчас
У нее мы все в гостях.

2-й: Принимай, хозяйка, нас!
Начинаем! Вместе в добрый час!

Под музыку входит математика-хозяйка, ее сопровождают подчиненные.

Х: Добро пожаловать!
Всех привечаем, всех встречаем,
По обычаям российским
От души поклон вам низкий.
С добрым словом, и с любовью,
И с хлебом-солью.

Выходит коробейник.

К: У меня полным-полна коробушка,
В коробейниках хожу.
Подходите, люди добрые,
Все товары разложу!
И частушки есть веселые,
И задорный пересказ,
И вопросы необычные
Приготовил я для вас.
У меня товары дельные
Подходи-ка веселей!
Плату я беру умеренно:
Всё улыбками людей.
Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Рад вас видеть на этой ярмарке –
Лица открытые, глаза блестящие,
Улыбки в наличии!
Значит, не залежится мой товар.

Раскладывает товар:

1. "Эрудиты".

2. "Исторический".

3. "Строительный".

4. "Фокус – покус".

5. "Сказочный".

6. "Полезные предметы".

7. "Аукцион".

1-й: "Ум без догадки гроша не стоит".
Налетайте, эрудиты,
Налетайте, да не напирайте.
Поскорее знания вынимайте,
На вопросы отвечайте.
Книга – книгой, а мозгами двигай.

"Исторический"

  1. Что первоначально означало слово "математика"? ("Знание", "наука").
  2. От какого слова происходит название цифры "нуль"? (От латинского слова "нулла" – пусто).
  3. Какое число записывалось в Древнем Риме буквой Д? (500).
  4. Какое прозвище было у одного из первых математиков эпохи Возрождения Леонардо Туанского? (Фибоначчи – "заика").
  5. Что означает слово "полиэдр" на языке математики? (Многогранник).
  6. Как звали одного из крупнейших математиков 17 века Кавальери? (Бонавентура).
  7. Пифагор говорил: "Мой друг тот, кто является… продолжить. (…моим вторым я, как числа 220 и 284: сумма делителей каждого из них равна второму числу).
  8. Кто придумал решето для нахождения простых чисел? (Эратосфен Древнегреческий).
  9. Гривенник – сколько это монет? (10 копеек)
  10. О какой фигуре говорят "Где ни копни – везде золото"? (Пятиконечная звезда).
  11. Кто впервые начал решать и записывать уравнения? (Арабы).
  12. От какого слова происходит слово точка? (Точить.)
  13. Что в Древней Греции считалось венцом совершенства? (Круг и окружность).
  14. Математики называют треугольник "Двумерный симплекс" (простейший), а что называют "Трехмерным симплексом"? (Треугольную пирамиду.)
  15. Как называется деформированный круг, утративший свойственное кругу совершенство формы? (Эллипс).
  16. Кто из математиков защищал на суде свою мать, обвинявшуюся в колдовстве? Ей грозил костер, но сын – математик умело аргументировал защиту, и женщина была оправдана. (Кеплер).

1-й: Хохотушки, задиры, болтушки!

2-й: Сколько раз я вас слыхал,
Сколько раз сам напевал русские частушки.

Х: Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаю вам удами,
За работу, в добрый час!

Частушки (Приложение 1)

"Эрудиты"

Х: Кто у нас здесь победит?
Конечно, лучший эрудит!
У нас сомнений в этом нет,
Он самый быстрый даст ответ.

1. Дошла до нас старая, как мир, легенда. Один восточный владыка пожелал узнать все о математике всех времен и народов. Вызвал всех приближенных и объявил им свою волю. И дал на это 5 лет. К сроку приближенные пришли во дворец: "Твое желание исполнено. Выгляни в окно, и ты увидишь то, что хотел". Изумленный правитель потер глаза. Перед дворцом выстроился караван верблюдов, нагруженный тюками. "Что это?" – удивился правитель. "Это всемирная математика". "Вы смеетесь надо мной! Да ведь я до конца дней не успею прочитать, что там написано! Нет, пусть напишут мне краткую историю математики. Но чтобы в ней было самое главное". И дал на это год сроку. Минуло назначенное время, и снова пришел караван из 10 верблюдов. Ещё больше разгневался владыка. "Пусть напишут мне самое, самое главное, сколько времени нужно на это?" "Завтра, о владыка, ты получишь то, что желаешь". "Завтра? Хорошо. Но если ты обманешь, то не сносить тебе головы!" Утром мудрец пришел, неся в руках маленький ларец. "Ты найдешь в нем, владыка, самое главное в математике всех времен и народов", - произнес мудрец. Там была написана одна фраза: "Математика – это (доказательство).

2. О, могучий властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте удой железной
России поднял на дыбы? (А.С. Пушкин)

Расшифруйте запись на гранитном постаменте:

PETRO PRIMO

CATHARINA SECUNDA

MDCCL XXXII

(Петру Первому – Екатерина Вторая 1782 год открытия монумента)

Учащиеся показывают сценку. (Приложение 2)

Вопросы:

  1. Что для Архимеда было дороже жизни? (Чертежи).
  2. Почему? (Это единственное, что он защищал от римского воина, занесшего над ним меч.)
  3. Каким образом греки подожгли корабли римлян? (Спомощью вогнутых зеркал).
  4. Что они использовали при изготовлении зеркал? (Свойство параболы.)
  5. Как-то Архимед долго мучился над вопросом определения количества серебра и золота в жертвенной короне Гиерона, и вот однажды… (Архимеда осенило, когда он садился в ванну, и с криком "Эврика!" он голым побежал домой записывать решение).
  6. Продолжите фразу Архимеда "Дайте мне точку опоры… (…и я сдвину Землю").
  7. Кого Платон не пускал в Академию, и как звучал его отказ? ("Не знающий геометрии да не войдет в Академию").

"Сказочный товар"

"Сказка ложь, да в ней намёк, математики урок". (Учащиеся показывают сценку. Приложение 3)

1-й: Она, как человек, живёт,
И ей в народе нет забвенья,
Её любя передают
Из поколенья в поколенье.

2-й: Услышишь раз, покою нет,
Всю жизнь с такою будешь вместе,
Тебе от роду 13 лет,
А песне 100, иль, может, 200.

Х: У песен есть счастливая черта, они добры.
И, так или иначе, ты, слыша их, становишься богаче,
В твоих очах их свет и доброта.
Вы и пели, и плясали
И, наверное, устали,
Всем вам отдохнуть пора,
А вот к отдыху игра.

Колокольчик у ведущего, глаза у игроков завязаны, поймать водящего по звуку колокольчика.

Песня-игра “А мы просо сеяли-сеяли”

(Приложение 4)

Х: Друзья! На ярмарку
Вы к нам пришли,
Мы очень ждали этой встречи
И постарались, как могли.
“В геометрию тропинку одолеем без запинки”.

“Строительный товар”

  1. Дать набор равнобедренных прямоугольных треугольников, которые между собой равны. Кто быстрее составит всевозможные четырёхугольники.
  2. Разрезать треугольник на равные части.
  3. Как разрезать треугольную плитку для садовой дорожки на три части так, чтобы из неё можно было сложить прямоугольник.
  4. Как в старину назывались счеты? (“Абак”).
  5. Объясните происхождение слова “трапеция”? (“Трапеза”, “стол”).
  6. Объясните происхождение слова “ромб”? (“Бубен”).

Х: Нужные вещицы, полезные вещицы!
Подходите, гости со всей станицы.
А ну, налетайте, да не подкачайте!
Штука за науку, 2 штуки за догадку,
Подходите по порядку!

“Полезные предметы”

Черный ящик полезных предметов. Нужно угадать:

  1. В нём лежит инструмент, позволивший Архимеду решать задачи… (линейка с делениями).
  2. Картина Шишкина “Корабельная роща”. Какая связь между картиной и конусом? В ящике лежит предмет, указывающий на эту связь… (“конус” в переводе с греческого означает “сосновая шишка”).
  3. Предмет, имеющий отношение к Пифагору… (прямоугольный треугольник).

Х.: Была бы охота – заладится любая работа!

“Фокус-покус”

(фокус с листом Мёбиуса)

Х.: Я вижу, наши гости познакомились, и, наверное, появилось желание сделать кому-то подарок.

К.: Кладём на пол канат, в конце лежит подарок. Кто пройдёт по канату с завязанными глазами, не оступившись, тот и получает приз.

“Аукцион”

К: Покупайте-ка, ребятки, ручки и тетрадки, ромбы и квадраты обязательно. Самый смак стоит пятак!

1) Шарик (как найти объём шара?).

2) Карандаш (как найти длину карандаша?).

3) Резинка (назвать формулу для вычисления объёма).

4) Квадрат (печенье) (перечислить все свойства квадрата).

5) Треугольник (угадать градусную меру угла).

6) Цилиндр (конфета) (при помощи какой фигуры можно получить цилиндр?).

7) Вафля (угадать вес).

8) Прямоугольник (что называется прямоугольником?).

9) Треугольник (вычислить площадь).

10) Ромб (вычислить площадь).

Х: Как сходилися-собиралися
Удалые бойцы знаменитые
На ярмарке на кулачный бой.
Разгуляться для праздника, потешиться.

Шуточная игра: кто дальше бросит надутый воздушный шарик.

К: Эх, была полным-полна коробушка,
Опустела вся сейчас,
Я на праздник математики
Постучусь ещё не раз.

Х: Старинных песен много знаем
И их поём уже давно,
А сейчас весёлый праздник,
Заводи-ка хоровод!

Хоровод (Как на (Полину, Наташину, Алёшину…) победу испекли мы каравай…)

Среди тех, кто больше всего набрал жетонов, проводится конкурс Мисс Математика и Мистер Математика:

  1. Начертить окружности одновременно правой и левой руками.
  2. Отмерить на глаз 1 метр ленты.
  3. Придумать новую геометрическую фигуру, дать ей название и описать её свойства.
  4. Решить задачи:

1) Можно ли написать пятью тройками, используя только знаки действия, число 10?

2) Четырьмя двойками выразите число 111.

3) Выразите число 16 с помощью четырёх пятёрок, соединяя их знаками действий.

4) От 20 отнимите 88 так, чтобы осталось 22.

Х.: Сегодня вам медали не вручали, но всё исправить никогда не поздно. И мы вручим вам не медали, а драгоценнейшие звёзды.

Этот символ знаний вам вручить
Поручено нам свыше,
Чтоб математику любить
И зов веков услышать.

(В ответ дают клятву) (Приложение 5)

Х.: Одна русская пословица гласит:
“Делу – время, потехе - час”,
Наш час подошел к концу.

К.: Мы закрываем ярмарку,
Приятно было вместе веселиться,
Всего вам доброго, друзья!

Х.: Благодарю я всех гостей:
Коли, Оли, Саши, Бори и Наташи,
Вити, Серёжи, Кати, Жени и Паши –
Благодарю всех вместе!
Веселились, отдыхали,
А теперь весёлый праздник провожайте!

Литература

1. Балк М.Б. Математика после уроков. – М.: Просвещение, 1971.

2. Глейзер Г.И. История математики в школе.7–8 классы. – М.: Просвещение, 1983.

3. Гусев В.А. Внеклассная работа по математике. 6–8 классы. - М.: Просвещение, 1977.

4. Кардемский Б.А. Математическая смекалка. – М.: Математическая лит-ра, 1963.

5. Перельман Я.И. Занимательная алгебра.

6. Чулков П.В. Математика. 5-6 класс. Задачи на развитие математического мышления. 2 изд.испр. - М.: “Издат-школа 2000”.

Презентация