Адаптация (позднелат. adaptatio - прилаживание, приспособление, от лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления, строения и функций организмов, и их органов к условиям среды.
Работая на протяжении длительного времени с детьми раннего возраста, хочу отметить, что начало учебного года – трудная пора для них, так как это период адаптации к новым условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются 2 основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено 3 фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 мес.);
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 мес.);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
- адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Период привыкания детей – неизменно сложная проблема: малыши тяжело переносят разлуку с мамой, тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего ребёнка. Нелегко приходится и нам, воспитателям и няне: дети плачут, требуют к себе отдельного внимания и заботы, а ведь надо успеть сделать всё по режиму, хоть на время успокоить новичков, дать остальным отдохнуть от крика вновь прибывших.
Необходим комплекс совместных действий педагогов, родителей, психолога и медицинского персонала, чтобы переход ребёнка к новым условиям был плавным, мягким, бестравматичным. Эта позиция определяет актуальность данной проблемы и цель моей работы: создание условий успешной адаптации силами родителей и работников дошкольного учреждения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
-
Создать в группе комфортные условия для
пребывания малышей.
- Научить ребенка вступать в общение с взрослыми и детьми, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.
- Использовать все виды продуктивной деятельности по выработке умений и навыков в повседневной жизни.
- Действовать в тесном контакте с родителями, определять их четкую направленность.
Творческий подход и педагогические знания, накопленный материал по данной проблеме и мои личные качества помогают мне в решении поставленных задач.
Первые контакты с ребёнком должны быть контактами помощи и заботы. Основная моя задача – заслужить доверие ребёнка. Детям нравиться в воспитателях: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, весёлое настроение и умение создать его у других, способность играть, негромкая речь, мягкие, ласковые движения.
В своей работе использую такие приемы, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей, это:
- игры с песком и водой;
- монотонные движения руками (нанизывание колец на пирамидку или шариков с отверстиями на шнур);
- качание на качелях и качалках;
- рисование фломастерами, красками, мелками (на доске творчества);
- прослушивание спокойной, негромкой музыки.
Для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению нужна продуманная система педагогических воздействий. Прежде всего, я считаю, это создание эмоционально приятной атмосферы в группе, т.е создать атмосферу тепла, уюта и любви. Что бы хотелось идти в группу, мы её “одомашнили” (красивые занавески на окнах, диванчики, где можно расположиться вместе с ребёнком, и почитать с ним книги, есть сухой аквариум с “плавающими” рыбками, с разноцветными мячами, большие яркие машины, качели).
В спальне для большего комфорта возле кроваток лежат коврики, на окнах красивые занавески с детскими рисунком. Малыши могут всегда принести в группу свою любимую игрушку, с которой они привыкли играть и засыпать. Уделяю максимум внимания каждому, проявляя индивидуальный подход (кого на руки возьму, кого поглажу по головке, кому ласково улыбнусь). Воспитатель должен быть хорошим актёром: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку; очень много в моём арсенале произведений народного творчества: потешек, (при умывании, одевании, раздевании, кормлении и т.д.), колыбельных песенок, что бы при случае отвлечь ребёнка. Использую игры забавы (заводные, музыкальные, водяные) в качестве сюрпризного момента, а так же игры в адаптационный период.
Основная задача этих игр – формирование эмоционального контакта, доверия детей, к воспитателю, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.
В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, что бы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием.
Планируя игровые взаимодействия, я подбираю разнообразные виды игр:
- сюжетные;
- игры на основе народного фольклора;
- игры с водой;
- игры с песком;
- пальчиковые игры;
- игры с дидактическими игрушками;
- игры-забавы;
- подвижные игры на основе стихотворной формы.
Я хочу поделиться опытом применения в этот период метода “песочной терапии”.
Игры с песком - это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.
Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство “заземлять” негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.
Идея “терапии песком” (или “sand-play”) была предложена еще швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875-1961), основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей в песочнице, я вижу, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка, поэтому на вступительном собрании с родителями, я предлагаю начать посещение детского сада в летний период с прогулки, когда у детей большой интерес к играм с песком.
Прежде всего необходима “песочница”. Она может быть любой формы, но для коррекционных занятий предпочтение отдается квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в голубой или синий цвет - дно символизирует воду, а борта - небо.
Мы обычно занимаемся с подгруппой детей (три-четыре человека) и индивидуально, поэтому диаметр нашей песочницы - 80 см.
Песок используется чистый, просеянный (можно даже прокалить его в духовом шкафу). Им заполняется меньшая часть ящика. Очень хорошо, если в дошкольном учреждении имеется возможность использовать два ящика - для сухого и влажного песка. Но если вы располагаете только одним ящиком, то для увлажнения понадобится емкость с водой.
Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Поэтому мы собрали набор мелких предметов (до 8 см): человеческие персонажи и сказочные герои, животные, растения, дома, машины, предметы домашнего обихода, геометрические фигуры - словом, все, что встречается в окружающем мире. Эта коллекция постоянно пополняется.
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умения нормально общаться. (Приложение 1)
Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям.
- Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка).
- Познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира).
- Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
На этапе адаптации мы используем ОБУЧАЮЩИЕ игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Отпечатки наших рук Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук - то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям. (Песок прохладный, теплый, сухой, мокрый; когда двигаем руками по песку, ощущаем маленькие песчинки...) Делаем другие упражнения:
- отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом - цветок, солнышко, ежик);
- скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения - как машина едет, ползет змея, карусель); то же, поставив ладонь ребром;
- “пройтись” поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом двумя руками одновременно);
- “поиграть” пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие “вверх-вниз” - движется вся кисть);
- оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе пофантазировать: чьи это следы?).
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать “проблемы” в игре.
Как результат моей работы это слова детей: “Я люблю ходить в детский сад!”.
Это те слова, которые, наверное, хотела бы услышать не только мама каждого “садиковского” ребенка, но и мы, педагоги детского сада. И для меня это главный итог моей работы: сделать так, чтобы детский сад, наша группа, стали для ребенка и его родителей теплым, радостным домом. Пусть не сразу, но он превращается для ребенка в привычный, хорошо знакомый и уютный мир. Для того чтобы это действительно стало так, надо быть терпеливым, внимательным — и активным. В наших, и только в наших силах сделать жизнь ребенка счастливой, интересной и насыщенной!