Обоснование: на основе знаний полученными учащимися в ходе изучения курса “Природоведение”, “География”, а так же на предыдущем уроке (тема: “Годичное движение Солнца”), с помощью учителя в коллективном поиске приходить к построению новых знаний, которые в традиционном обучении излагает учитель.
Цели урока:
- Учащиеся должны уметь объяснять гео-и гелиоцентрическую систему, смену дня и ночи в системе отсчёта связанной с Землёй и Солнцем; работать с обобщающими таблицами; знать состав, число, порядок расположения планет, строение Солнечной системы.
- Слышать и слушать, конспектировать, выстраивать логические цепочки.
- Переносить знания в новую ситуацию видеть целостную структуру объекта.
- Сформировать представление о познаваемости мира.
Оборудование: фильм “Астрономия и становление научной картины мира”, стержневой планетарий, таблица Солнечной системы.
Метод: “Педагогическая мастерская”
1. Индукия. (5 минут)
Фрагменты из фильма “Астрономия и становление научной картины мира”, звучит запись “Лунная соната” Л.В.Бетховена (без комментария учителя).
Учитель: “Очень давно люди интересовались, как устроен мир, в котором они живут. Какую форму имеет Земля? На чём она держится? Как движется Солнце, Луна и звёзды? Что такое небо? Какие планеты окружают Землю?
Вначале ответы на эти вопросы были наивными, совершенно фантастическими. Например, люди считали, что Земля плоская, как блин, держится на трёх китах (или на трёх слонах), киты плавают в океане. А на чём держится океан?
Существовало мнение, что небо – это огромный купол, который перекрывает Землю. К куполу прикреплены звёзды, и по нему в колесницах разъезжают Солнце (днём) и Луна (ночью).
Более двух тысяч лет тому назад такие примитивные представления о мироздании перестали удовлетворять учёных – философов Древней Греции. Так, Пифагор и его ученики (4 век до н.э.) уже хорошо знали, что Земля имеет форму шара и ни на чём она не держится. Эратосфен довольно точно измерил размеры земного шара.
Древнегреческие философы и математики разработали достаточно стройную картину мироздания. Её обобщил Аристотель. Благодаря его трудам, которые пользовались большой известностью, она была усвоена учёными Древнего Рима, Аравии, а затем и европейцами. Эта картина мира стала основой миропонимания почти на 2000 лет, до трудов Коперника и его последователей.
Из взглядов Аристотеля вытекли ответы на два вопроса, которые смущали учёных не только в древности, но и в средине века казались им очень сложными: если Земля – шар и ни на чём не держится, то почему она не падает? Если Земля – шар, то люди на другом полушарии должны стоять вверх ногами – как же они это не чувствуют?
В первом веке до нашей эры была создана первая геоцентрическая система мира. В 15 веке началась эпоха великих географических открытий. Люди стали постепенно осознавать масштабы Земли. Многие прогрессивные мыслители стали сомневаться в том, что небольшой земной шар неподвижен, в то время как далёкий небосвод с огромной скоростью вращается вокруг него, делая за сутки полный оборот. И в это время появилась новая система мира – гелиоцентрическая.
Кто же создал эти системы? Кто развивал их? Что находилось в центре системы? Каков её состав? По каким траекториям движется планеты относительно центра и Земли? В чём причина?
Многие вопросы вы изучали в курсе “Природоведения” и “Географии”. Поэтому попробуйте, ответив на вопросы, заполнить таблицу”.
Вопросы | Геоцентрическая | Гелиоцентрическая |
Учёные | ||
Центр системы | ||
Состав системы | ||
Траектория движения относительно центра системы | ||
Видимое движение | ||
Причина видимого движения планет |
2. Самоконструкция. (5минут)
Индивидуальное заполнение таблицы.
3. Социоконструкция.(10 минут)
Работа в паре и группе (4 человека).
4. Афиширование. (10 минут)
По одному человеку от группы докладывают о заполнении таблицы. После выступления учитель подводит итог, заполняется таблица. Остаются “белые пятна”, т.е. вопросы, на которые ученики не смогли ответить.
5. Разрыв. ( 5 минут)
Учитель: для ответа на эти вопросы можете обратиться за помощью к учебнику (стр.61 (2, 3, 4),стр.65 (3,4)., учебник “Физика – 7”, Пинский А.А.) и самостоятельно заполнить таблицу.
6. Рефлексия. (10 минут)
Фронтальное повторение. Примерные вопросы:
- Вспомните известные вам доказательства шарообразности Земли. Какие из них были известны уже в древности?
- Почему Колумб думал, что, плывя на запад, а не на восток, он попадает в Индию?
- Как по теории Аристотеля объясняется возможность нормальной жизни на противоположном полушарии Земли (у так называемых антиподов, т.е. “стоящих против ног”)?
- Как Птолемей описывал движение планет?
- Как устроен мир по теории Н.Коперника?
- Как Н.Коперника объяснил суточное движение небесных светил; годичное движение планет?
Вопросы | Геоцентрическая | Гелиоцентрическая |
Учёные | Аристотель Птолемей | Коперник, Бруно, Галилей,еплер, Ньютон. |
Центр системы | Земля | Солнце |
Состав системы | Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн | Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Меркурий |
Траектория относите- но центра системы | Сферы | Окружность |
Видимое движение планет | Петлеобразное | Петлеобразное |
Причины видимого движения планет | Эпициклы | Движение планет вокруг Солнца с разными скорос- тями |