Цели урока:
- Общеучебные: учащиеся должны называть устройство и назначение отдельных деталей электрической лампы, закон, лежащий в основе работы, свойства материалов, которые применяются для нагревательных элементов;
- Организационно-практические: умение планировать свою деятельность, работать с опорными конспектами, работать по алгоритму;
- Интелектуальные умения: умение слышать и слушать, конспектировать, конструировать и воспроизводить логические цепочки;
- Исследовательские: определять предмет и объект исследования, формулировать цель исследования;
- Творческие умения: перенос знаний в новую сферу, видение новой функции и целостной структуры объекта, видение проблемы в стандартной ситуации
- Коммуникативные умения: быть лидером исполнителем, умение отстаивать свою точку зрения, вести за собой.
Метод: “Педагогическая мастерская”
1. Индукция. (5 минут)
Учитель: Перед вами лежит патент, выданный в1874 году в России, на изобретение одного прибора. Внимательно прочитайте его и ответьте на следующие вопросы и заполните логические схемы:
- Как называется этот прибор?
- Кто изобрёл этот прибор?
- Как он устроен?
- Назначение деталей.
- Какой закон лежит в основе работы?
- В каких электрических приборах применяется этот же закон?
- Что является главным элементом в этих приборах?
- Какой материал применяется для этих элементов?
(Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”)
“Привилегия, выданная из департамента торговли и мануфактур в 1874”
“Способы, прежде употребляющиеся, были следствием перенесения частиц проводника, что сопровождалось химическими реакциями между ними и кислородом воздуха, при содействии высокой температуры, развивающейся в случае, когда концы проводника находятся на некотором расстоянии друг от друга.
При новом способе пользуются свойством электрического тока накаливать дурные проводники, без сгорания их частиц, причём в этих проводниках нет разрыва.
При прежних способах концы проводников сгорали, портились и требовали беспрестанной перемены; при новом способе проводник, помещённый в газ, с которым он реагирует, нисколько не сгорает, не сопровождается химическим реакциями , вследствие чего не портится и долго не требует перемены.
Для дурных проводников может быть употребляем углерод, в различных видах, как например: в виде графита, кокса, угля, прессованной сажи и прочее, чистый или смешанный с несгораемыми и трудноплавким веществами, а также могут служить смеси хороших проводников с непроводниками, например: смесь чистого железа, чугуна или платины с каолином, известью, магнезией и прочего, смотря по надобности. Проводники заключаются в стеклянных резервуарах, наполненных азотом или другим газом, не образующим соединения с элементами проводника. Резервуары могут быть цилиндрической, призматической, овальной, шарообразной и всякой другой правильной или неправильной формы, смотря по надобности. Форма проводников, а также их число в одном резервуаре обуславливается необходимостью. Для того, чтобы в резервуары не могли проникать вещества посторонние и из резервуаров не мог выходить газ, резервуары герметически закрываются металлическими крышками. Верхние части крышек имеют отверстия, в которые проходят толстые проволоки. Проволока изолируется от крышки стеклом или другим проводящим электричество веществом. Все отверстия герметически запаиваются, после того как в них вставлены проволоки. Изобретение сие рассмотрено в совете торговли и мануфактур”.
2. Самоконструкция. (10 минут)
Индивидуальное создание логических схем.(Ученики получают незаполненные таблицы и схемы)
3. Социоконструкция. (10 минут) Построение схем в группе из четырёх человек.
4. Социолизация и афиширование. (5 минут)
По одному человеку от группы докладывают результаты работы. Остаются “белые пятна”, т. е. неполнота знаний, вопросы на которые учащиеся ответить не смогли.
5. Разрыв. (10 минут)
Учитель: “Чем заполняется стеклянная колба? Почему? Почему для спирали применяется вольфрам? Для чего необходим цоколь? Каким требованиям должен отвечать элемент в нагревательном приборе? Для того чтобы ответить на эти вопросы вы можете обратиться к учебнику § 7.6 (учебник физики, 8 класс, Пинский А.А.) и заполнить схемы.
6. Рефлексия. (5 минут)
Учащиеся в ходе фронтального опроса заполняют и повторяют основные положения схем и таблиц.