Технология "Педагогическая мастерская" в преподавании физики

Разделы: Физика


В своей работе опираюсь, прежде всего, на теорию развивающего и личностно-ориентированного обучения, учитывая психологические, физические и возрастные особенности учащихся, с использованием новых технологий. Обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Оно базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.

Образовательный процесс предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможности реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.

В этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление; организуются групповые занятия на основе диалога и ролевых игр; учебный материал концентрируется.

При разработке содержания занятий проектирую учебный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, опираясь на зону своего актуального развития, выполнение работы приводило бы его в зону ближайшего развития, то есть так, что бы ставились задачи, вызывающие затруднения; поскольку они их не в состоянии решить, опираясь на репродуктивные знания. Для решения необходимы размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, наблюдения, исследования, консультации. Предлагаю учащимся решать такие задачи и проблемы, которые предусматривают для каждого из них ситуацию успеха. Это коллективное обсуждение результатов, сопоставление различных точек зрения, диспуты и т.д. Задания не даются в готовом виде, они требуют интенсивной умственной работы, обучение происходит в быстром темпе.

Исходя, из целей и задач мною разработаны и используются следующие формы и виды уроков: технология “Педагогическая мастерская”; технология “Коллективной мыследеятельности”; технология “Модульного обучения”; урок – деловая игра; урок – конференция; урок – диспут; урок – соревнование; урок – путешествие; урок – решения творческих задач; урок – защита действующих моделей и конструкций; лабораторные работы с использование частично-поискового, поискового и исследовательского методов.

Мастерская – это иная форма организации учебного процесса. Эта система обучения была разработана французскими педагогами. У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.

В начале 90-х годов группа сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства предпринимает попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования.

Предпосылки создания мастерской.

  1. Необходимость интериоризации знания через личный опыт ученика, заключающийся в самостоятельном “открытии” этого знания через его генезиса и структуры.
  2. Убеждение: все способны строить своё знание самостоятельно в совместном поиске, который мастером (педагогом) продуман и организован и опирается на ряд принципов.

Сущность предлагаемой технологии.

Специально организованное мастером развивающее пространство позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к “открытию” знания, источником которого при традиционном обучении является учитель.

Развивающее пространство – объективные жизненные ситуации, в которых содержатся все необходимые условия для развития потребностей и способностей ребёнка.

Принципы построения педагогических мастерских.

  1. Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
  2. Мастер включает эмоциональную сферу ребёнка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы.
  3. Мастер работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поисках знания.
  4. Мастер не торопится отвечать на вопросы.
  5. Мастер подаёт необходимую информацию малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят.
  6. Мастер исключает официальное оценивание работ ученика, но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося и её изменения, самокоррекции.

Этапы работы мастерской.

  1. “Индукция” (“наведение”) – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
  2. “Самоконструкция” – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
  3. “Социоконструкция” – построение этих элементов в группе.
  4. “Социолизация” – всё, что сделано индивидуально, в паре, группе, должно быть обнародовано, обсуждено; все мнения должны быть услышаны, все гипотезы рассмотрены.
  5. “Афиширование” – вывешивание текстов, схем, рисунков, схем, проектов, решений и ознакомление с ними.
  6. “Разрыв” – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
  7. “Рефлексия” – отражение чувств, ощущений, возникших у учеников в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, “подсказок” – информация, которая будет предложена ученикам в тот момент, когда в ней возникает необходимость. Естественным образом увеличивается объём информации, с которой учитель работает предварительно, чтобы в ходе мастерской самому остаться в тени.

Литература:

“Практика обучения: современные образовательные технологии”, Д.Г. Левитес.