Организация здоровьесбережения в образовательном процессе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


К 2005 году наша школа вплотную подошла к актуальнейшей проблеме современного образования – ухудшению состояния здоровья обучающихся в МОУ вследствие утомления на уроках и перегрузки домашними заданиями. Темпы современной жизни, социальные проблемы, нервные перегрузки, неблагополучная экологическая среда, природные катаклизмы, гиподинамия, вредные привычки – все эти факторы и так резко снижают здоровье, а тут еще школа в погоне за знаниями часто забывает о том, что ученик – это ребенок (подросток), и вместо целенаправленного кропотливого формирования нравственной, психической и физической зрелости осуществляет бездушное информационно-инструктивное программирование [4]. Результат – частые головные боли у детей, резкое падение зрения у целых классов; дети страдают сколиозом, нервными болезнями из-за частых стрессов, страха перед строгими учителями. Современные дети почти не гуляют на улице, особенно те, кто хочет учиться хорошо! Так ли было лет 20-30 назад? Мы ведь и гулять, и учиться хорошо успевали.

Мы в школе на методическом совете решили, что необходимо пересмотреть само ведение урока и объем домашних заданий с учетом работоспособности, успеваемости и утомляемости конкретного класса. Отсюда и методическая тема школы – повышение эффективности учебного процесса путем создания условий для сохранения здоровья школьников. Это очень сложная, многоэтапная работа, ведь надо было сначала оценить состояние здоровья детей, проводить профилактическую, корректирующую и консультационную работу, осуществлять контроль за физическим воспитанием учащихся, и т.д. Эта тема как для биолога была для меня очень близкой, ведь нельзя преподавать биологию, не заботясь о пропаганде здоровья и здорового образа жизни. Теперь необходимо было создать условия для сохранения здоровья школьников, что и привело бы к повешению эффективности учебного процесса.

“Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” предусматривает создание этих условий для повышения качества образования и предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепление здоровья обучающихся [5].

Комплексно-целевая программа “Здоровье”, разработанная в нашей школе, включает в себя ряд необходимых компонентов:

  1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию внутришкольной среды и организации учебного процесса;
  2. Проведение физкультурно-оздоровительной работы;
  3. Соблюдение рационального режима для школьников;
  4. Организация квалифицированной медицинской и психологической помощи школьникам;
  5. Мониторинг состояния здоровья учащихся;
  6. Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни среди учащихся, педагогов и родителей.

Как председатель МО естественно-математического цикла, я, совместно с руководством школы руководила следующими мероприятиями внутри школы [1].:

А) Анкетирование родителей и учащихся по вопросам здоровья, напряженности и комфортности во время учебы. Всеобуч родителей.
Б) Организация покупки: ростовых парт, бутилированной воды, витаминов в зимне-весенний период.
В) Выполнение зарядки для глаз по Аветисову и Базарному, выполнение физминуток перед уроками, на уроках и в ГПД.
Г) Введение третьего часа физической культуры.
Д) Изготовление ковриков для ног в начальной школе.
Е) Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований учащимися.
Ж) Повышение квалификации педагогического коллектива школы с помощью педсоветов, бесед, круглых столов, семинаров.
З) Организация качественного питания учащихся.
И) Работа школьного психолога.
К) Взаимопосещение уроков педагогами, работа по самообразованию.
Л) Организация факультативных и индивидуальных занятий, внеклассных мероприятий.
М) Обобщение опыта педагогов по этой работе.
А) Начали мы с анкетирования, и вот лишь некоторые его результаты на начальном этапе [1].:

1) Анализ анкеты “Режим дня школьника”.

Анкета “Режим дня школьника” проводилась среди родителей 2-11-х классов.

Цели:

  1. Подсчет времени, затраченного школьниками на те или иные режимные моменты.
  2. Сравнение средних данных с нормативами.
  3. Выработка родителями и педагогами эффективных требований к режимным моментам и применение их на практике.

2-й класс

1. Сон – 9ч. (по режиму – 10, 5 – 11 часов);

  1. Занятия в школе – 8 ч.
  2. Домашние задания – 2-3 ч.(1,5 ч. по режиму). Так много времени тратят родители, дети которых не посещают ГПД.
  3. Прогулки – 1ч. (2-4ч. по режиму. В ГПД это время выполняется.)
  4. Занятия по интересам – 1ч.
  5. Телевизор – 1ч.
  6. Работы по дому – 0,5-3ч.
  7. Чтение книг – 0,5ч. (дополнительный показатель):

Рис.1. Диаграмма результатов анкеты “Режим дня школьника”

ВЫВОДЫ по 2-му классу:

  1. Почти все режимные моменты дома родителями выполняются.
  2. Исключение составляют: сон, выполнение домашних заданий и время прогулок.
  3. Эти моменты в группе продленного дня выполняются.
  4. Необходимо скорректировать эти моменты вместе с родителями класса.

2) Анализ обработки данных по выявлению состояния здоровья учащихся (анкета для родителей)

В ходе анкетирования родителям предлагались вопросы, на которые надо было ответить “да” или “ нет”.

Рис.2. Диаграмма результатов анкетирования 11-го класса

1-7 – факторы состояния нервной системы;
8-9 – факторы состояния сердечно-сосудистой системы;
10-12 – факторы состояния дыхательной системы;
13-19 – факторы состояния пищеварительной системы;
20-21 – факторы состояния мочевыделительной системы.

ВЫВОД: Из диаграмм видно, что наибольшую тревогу в школе вызывают такие факторы, как головные боли, слабость и утомляемость после занятий, нарушения сна, боли в области сердца, насморк, боли в животе различного характера, боли в пояснице.

А это промежуточные результаты этой работы:

3) Анализ анкетирования учащихся:

1. Помогает ли тебе школа заботиться о своем здоровье?

Положительный ответ – 51%.

2. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?

Положительный ответ – 49%.

3. Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?

Безразличие – 29%;
Заинтересованность – 68%;
Усталость, утомление –7%;
Волнение, беспокойство – 19%.

4. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

Заботятся о моем здоровье – 37%;
Подают хороший пример – 36%;
Подают плохой пример – 2%;
Учат, как сберечь здоровье – 43%;

5. Как вся обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на твое здоровье?

Плохо влияет – 8%;
Хорошо влияет – 53%.
Затрудняюсь ответить – 39%.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ по школе:

  1. Большинству учащихся школа помогает заботиться о здоровье.
  2. Школьники чаще всего на уроке чувствуют заинтересованность, но иногда и волнение; чем старше школьник, чем чаще он чувствует безраличие на уроках.
  3. Учителя нашей школы подают ребятам хороший пример, учат, как сберечь здоровье.
  4. Значит, большинство целей по сохранению здоровья школьников нами было достигнуто.

2) Третий час физической культуры введен в нашей школе несколько лет назад.

3) Повышение уровня знаний родителей проводилось на родительских собраниях, куда я и классный руководитель выходили с беседами и конкретными предложениями.

4) Организовано двухразовое питание для всех желающих, а для ребят, остающихся в группе продленного дня, обязательно трехразовое питание.

5) В начальной школе были закуплены родителями ростовые парты и стулья, организован дневной сон для первоклассников; во всех классах стоит бутилированная вода, проводится покупка витаминов в зимнее-весенний период.

6) В каждом кабинете по зрительным тренажерам проводится на уроках (1-2 минуты ежеурочно), переменах и в ГПД зарядка для глаз.

7) Организуется большое количество внеклассных мероприятий по здоровому образу жизни, это работа ведется в системе.

8) Квалификация педагогического коллектива школы по методической теме повышалась с помощью педсоветов, бесед, круглых столов, семинаров: “Возрастные особенности учащихся”, “Методика “Гимнастика мозга” [2]., “Анализ заболеваемости учащихся”, “Оценка состояния здоровья школьников”, “Здоровье и здоровый образ жизни”, “Взаимосвязь здоровья и поведения”, “Знакомство с опытом работы школы №37 Железнодорожного района и №67 Советского района”, и т.д.

Работа, проведенная в нашей школе, несмотря на ее сложность и многогранность, на мой взгляд, еще только начата, ее нельзя просто закончить. Ведь здоровье – это на всю жизнь, и осознанное отношение всех участников образовательно-воспитательного процесса к здоровью детей – это основной фактор успеха в течение всей их будущей жизни.

Литература:

  1. Анастасова, Кучменко. Формирование ЗОЖ подростков на уроке биологии. Вентана Граф, 2007 г.
  2. Чупаха, Пужаева. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Москва. Ставрополь, 2006 г.
  3. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Цабыбин-сост., Волгоград, Изд-во “Учитель”.
  4. Организация здоровьесбережения в образовательном процессе (37 школа). Самара, 2005 г.
  5. Здоровый образ жизни в современной школе. Нац. Проект “Образование” “Сердце отдаю детям” Ростов-на-Дону, Феникс, 2007 г.