К 2005 году наша школа вплотную подошла к актуальнейшей проблеме современного образования – ухудшению состояния здоровья обучающихся в МОУ вследствие утомления на уроках и перегрузки домашними заданиями. Темпы современной жизни, социальные проблемы, нервные перегрузки, неблагополучная экологическая среда, природные катаклизмы, гиподинамия, вредные привычки – все эти факторы и так резко снижают здоровье, а тут еще школа в погоне за знаниями часто забывает о том, что ученик – это ребенок (подросток), и вместо целенаправленного кропотливого формирования нравственной, психической и физической зрелости осуществляет бездушное информационно-инструктивное программирование [4]. Результат – частые головные боли у детей, резкое падение зрения у целых классов; дети страдают сколиозом, нервными болезнями из-за частых стрессов, страха перед строгими учителями. Современные дети почти не гуляют на улице, особенно те, кто хочет учиться хорошо! Так ли было лет 20-30 назад? Мы ведь и гулять, и учиться хорошо успевали.
Мы в школе на методическом совете решили, что необходимо пересмотреть само ведение урока и объем домашних заданий с учетом работоспособности, успеваемости и утомляемости конкретного класса. Отсюда и методическая тема школы – повышение эффективности учебного процесса путем создания условий для сохранения здоровья школьников. Это очень сложная, многоэтапная работа, ведь надо было сначала оценить состояние здоровья детей, проводить профилактическую, корректирующую и консультационную работу, осуществлять контроль за физическим воспитанием учащихся, и т.д. Эта тема как для биолога была для меня очень близкой, ведь нельзя преподавать биологию, не заботясь о пропаганде здоровья и здорового образа жизни. Теперь необходимо было создать условия для сохранения здоровья школьников, что и привело бы к повешению эффективности учебного процесса.
“Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” предусматривает создание этих условий для повышения качества образования и предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепление здоровья обучающихся [5].
Комплексно-целевая программа “Здоровье”, разработанная в нашей школе, включает в себя ряд необходимых компонентов:
- Соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию внутришкольной среды и организации учебного процесса;
- Проведение физкультурно-оздоровительной работы;
- Соблюдение рационального режима для школьников;
- Организация квалифицированной медицинской и психологической помощи школьникам;
- Мониторинг состояния здоровья учащихся;
- Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни среди учащихся, педагогов и родителей.
Как председатель МО естественно-математического цикла, я, совместно с руководством школы руководила следующими мероприятиями внутри школы [1].:
А) Анкетирование родителей и учащихся
по вопросам здоровья, напряженности и
комфортности во время учебы. Всеобуч родителей.
Б) Организация покупки: ростовых парт,
бутилированной воды, витаминов в зимне-весенний
период.
В) Выполнение зарядки для глаз по Аветисову и
Базарному, выполнение физминуток перед уроками,
на уроках и в ГПД.
Г) Введение третьего часа физической культуры.
Д) Изготовление ковриков для ног в начальной
школе.
Е) Строгое соблюдение санитарно-гигиенических
требований учащимися.
Ж) Повышение квалификации педагогического
коллектива школы с помощью педсоветов, бесед,
круглых столов, семинаров.
З) Организация качественного питания учащихся.
И) Работа школьного психолога.
К) Взаимопосещение уроков педагогами, работа по
самообразованию.
Л) Организация факультативных и индивидуальных
занятий, внеклассных мероприятий.
М) Обобщение опыта педагогов по этой работе.
А) Начали мы с анкетирования, и вот лишь некоторые
его результаты на начальном этапе [1].:
1) Анализ анкеты “Режим дня школьника”.
Анкета “Режим дня школьника” проводилась среди родителей 2-11-х классов.
Цели:
- Подсчет времени, затраченного школьниками на те или иные режимные моменты.
- Сравнение средних данных с нормативами.
- Выработка родителями и педагогами эффективных требований к режимным моментам и применение их на практике.
2-й класс
1. Сон – 9ч. (по режиму – 10, 5 – 11 часов);
- Занятия в школе – 8 ч.
- Домашние задания – 2-3 ч.(1,5 ч. по режиму). Так много времени тратят родители, дети которых не посещают ГПД.
- Прогулки – 1ч. (2-4ч. по режиму. В ГПД это время выполняется.)
- Занятия по интересам – 1ч.
- Телевизор – 1ч.
- Работы по дому – 0,5-3ч.
- Чтение книг – 0,5ч. (дополнительный показатель):
Рис.1. Диаграмма результатов анкеты “Режим дня школьника”
ВЫВОДЫ по 2-му классу:
- Почти все режимные моменты дома родителями выполняются.
- Исключение составляют: сон, выполнение домашних заданий и время прогулок.
- Эти моменты в группе продленного дня выполняются.
- Необходимо скорректировать эти моменты вместе с родителями класса.
2) Анализ обработки данных по выявлению состояния здоровья учащихся (анкета для родителей)
В ходе анкетирования родителям предлагались вопросы, на которые надо было ответить “да” или “ нет”.
Рис.2. Диаграмма результатов анкетирования 11-го класса
1-7 – факторы состояния нервной системы;
8-9 – факторы состояния сердечно-сосудистой
системы;
10-12 – факторы состояния дыхательной системы;
13-19 – факторы состояния пищеварительной системы;
20-21 – факторы состояния мочевыделительной
системы.
ВЫВОД: Из диаграмм видно, что наибольшую тревогу в школе вызывают такие факторы, как головные боли, слабость и утомляемость после занятий, нарушения сна, боли в области сердца, насморк, боли в животе различного характера, боли в пояснице.
А это промежуточные результаты этой работы:
3) Анализ анкетирования учащихся
:1. Помогает ли тебе школа заботиться о своем здоровье?
Положительный ответ – 51%.
2. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?
Положительный ответ – 49%.
3. Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?
Безразличие – 29%;
Заинтересованность – 68%;
Усталость, утомление –7%;
Волнение, беспокойство – 19%.
4. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?
Заботятся о моем здоровье – 37%;
Подают хороший пример – 36%;
Подают плохой пример – 2%;
Учат, как сберечь здоровье – 43%;
5. Как вся обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на твое здоровье?
Плохо влияет – 8%;
Хорошо влияет – 53%.
Затрудняюсь ответить – 39%.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ по школе:
- Большинству учащихся школа помогает заботиться о здоровье.
- Школьники чаще всего на уроке чувствуют заинтересованность, но иногда и волнение; чем старше школьник, чем чаще он чувствует безраличие на уроках.
- Учителя нашей школы подают ребятам хороший пример, учат, как сберечь здоровье.
- Значит, большинство целей по сохранению здоровья школьников нами было достигнуто.
2) Третий час физической культуры введен в нашей школе несколько лет назад.
3) Повышение уровня знаний родителей проводилось на родительских собраниях, куда я и классный руководитель выходили с беседами и конкретными предложениями.
4) Организовано двухразовое питание для всех желающих, а для ребят, остающихся в группе продленного дня, обязательно трехразовое питание.
5) В начальной школе были закуплены родителями ростовые парты и стулья, организован дневной сон для первоклассников; во всех классах стоит бутилированная вода, проводится покупка витаминов в зимнее-весенний период.
6) В каждом кабинете по зрительным тренажерам проводится на уроках (1-2 минуты ежеурочно), переменах и в ГПД зарядка для глаз.
7) Организуется большое количество внеклассных мероприятий по здоровому образу жизни, это работа ведется в системе.
8) Квалификация педагогического коллектива школы по методической теме повышалась с помощью педсоветов, бесед, круглых столов, семинаров: “Возрастные особенности учащихся”, “Методика “Гимнастика мозга” [2]., “Анализ заболеваемости учащихся”, “Оценка состояния здоровья школьников”, “Здоровье и здоровый образ жизни”, “Взаимосвязь здоровья и поведения”, “Знакомство с опытом работы школы №37 Железнодорожного района и №67 Советского района”, и т.д.
Работа, проведенная в нашей школе, несмотря на ее сложность и многогранность, на мой взгляд, еще только начата, ее нельзя просто закончить. Ведь здоровье – это на всю жизнь, и осознанное отношение всех участников образовательно-воспитательного процесса к здоровью детей – это основной фактор успеха в течение всей их будущей жизни.
Литература:
- Анастасова, Кучменко. Формирование ЗОЖ подростков на уроке биологии. Вентана Граф, 2007 г.
- Чупаха, Пужаева. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Москва. Ставрополь, 2006 г.
- Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Цабыбин-сост., Волгоград, Изд-во “Учитель”.
- Организация здоровьесбережения в образовательном процессе (37 школа). Самара, 2005 г.
- Здоровый образ жизни в современной школе. Нац. Проект “Образование” “Сердце отдаю детям” Ростов-на-Дону, Феникс, 2007 г.