Личностно ориентированный подход при обучении по дополнительной образовательной программе туристско-краеведческой направленности – залог воспитания здоровой и успешной личности

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


В последнее время всё чаще и чаще к дополнительному образованию детей предъявляются запросы по воспитанию успешных и активных индивидуальностей. Система дополнительного образования претерпевает изменения, в результате которых появляются современные дополнительные образовательные программы, нацеленные на воспитание успешной личности.

Занимаюсь со школьниками по дополнительной образовательной программе “Тропинками природы”, отличительная особенность которой заключается в том, что обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед. Основное время уделяется практическим занятиям, которые проводятся при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин, сообщений учащихся, демонстрации опытов, лабораторных работ по определению растений. Практические занятия на местности проводятся в виде практикумов, экскурсий в природу, организации фенологических наблюдений. Предусмотрено также посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музеев. Путём повторения приёмов и способов через разнообразные формы работы происходит освоение учебного материала: экскурсии на природу позволят учащимся увидеть многие объекты живой и неживой природы не на иллюстрациях, а вживую; создание поделок, аппликаций, рисунков поможет закрепить полученные в ходе занятий знания, выразить чувства, впечатления и переживания.

Среди методов обучения особое внимание уделяю словесным методам, наглядным, практическим. Выполняя краеведческие задания, проводя поисковую работу на практических занятиях, ребята не просто пополняют свои знания, а включаются в сложный мир человеческих отношений, играют различные социальные роли, вовлекаются в самостоятельную, творческую деятельность, построенную на основе самоуправления, что является важным условием формирования продуктивного мышления. Практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими: школьники определяют тему и задачи работы, формируют гипотезу и план поиска, превращая ее в решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются исследовательским методами, которые побуждают ребят к самостоятельной творческой деятельности и развитию воображения. Выступления развивают речь детей, умение держаться на публике, отвечать на вопросы.

Усвоение материала по программе становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника. Сущность развития личности ребенка в данном случае состоит в качественном изменении деятельности, в которую он включен.  Поэтому поисковая деятельность учащегося будет опираться на присущую ребенку от природы потребность познания действительности. А исследовательский интерес является характеристикой ребенка как личности, при этом работа строится на чувственно – эмоциональном восприятии красоты природы, что позволяет обращаться непосредственно к чувствам.

Программа развивающая, носит вариативный характер, простроена по принципу систематичности и последовательности, посредством которого у ребенка отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий и нацелена на приобретение школьниками основных знаний о своем крае, основах туризма, ведении краеведческих наблюдений и исследований через практическое освоение материала средствами разнообразных форм работы. Вовлечение детей в туристско-краеведческую деятельность по изучению родного края и природы, истории, культуры целенаправленно обеспечивает формирование отношения к природе, социальным факторам жизни, приобретение навыков самостоятельной деятельности.

К ожидаемым результатам программы можно отнести воспитание, развитие личности обучающихся, выявление индивидуальных способностей и интересов, а также результаты, отражающие освоение обучающимися специальных эколого-биологических знаний по программе. Результатом занятий являются готовые изделия и изменения, происходящие в самих детях. Ребята начинают активно воспринимать и понимать предметно-пространственное окружение и самостоятельно, художественно организовывать, эстетизировать среду своей жизнедеятельности. Дети создают собственные проекты нестандартной формы, комбинируют детали и варианты композиций, чувствуют особенности природного материала, у них возникает потребность в творческом труде.

В процессе занятий у детей интенсивнее развивается пространственное воображение, вырабатывается способность быстро переходить от мышления к действию, заранее обдумывая ход своей работы, планировать ее, формируется и развивается точность и ловкость движений, развивается художественный вкус, способность находить адекватные средства для выражения создаваемого образа, формируется творческий потенциал личности, эколого-туристские умения и способы действий: поведенческие, опознавательные, преобразовательные.

Уровень усвоения пройденных тем проверяется с помощью викторин, кроссвордов, работ по заданию педагога.

Сверхзадача для педагога – это формирование личности обучающегося, через выявление интересов и склонностей, являющихся принципиальными условиями его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. В образовательном процессе дети и педагог выступают как равноправные субъекты, так как освоение образовательных и культурных ценностей осуществляется взаимно. Для обеспечения высокой эффективности образовательного процесса применяются личностно-ориентированные технологии. На мой взгляд, любая личностно-ориентированная технология вправе называться здоровъесберегающей. Деятельность на занятиях планирую и организую с целью создания и поддержания благоприятного психологического микроклимата. Для этого, активно внедряю элементы игры в различные виды деятельности, что дает возможность направлять эмоциональную и умственную активность учащихся на овладение материалом в новой ситуации: проектная деятельность, экскурсии, спортивные праздники, игровые оздоровительные паузы, беседы по охране труда, веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождается выразительным хоровым произношений туристских четверостиший.

Применение игровых технологий на занятиях с учетом индивидуальных особенностей и с созданием условий, обеспечивает психологическое благополучие и успешность каждого ребенка. Учащиеся с удовольствием включается во все виды деятельности. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности современного педагога.

Мои воспитанники, а это школьники начальных классов, достигли высоких образовательных результатов: помимо приобретенных знаний и умений в детях произошли личностные изменения. Школьники являются неоднократными победителями конкурсов “Помоги птицам”, “Сохраним природу родного края”, “Марш парков”, “Первые шаги”, городской конференции познавательных проектов учащихся 1–4-х классов, выставок ДПИ, участниками и лауреатами краевых творческих конкурсов, всероссийских конференций, ребята успешны, психологически благополучны, они жизнерадостны и открыты в общении.