Актуальность проекта
Концепция модернизации российского образования заявляет в качестве одной из приоритетных задач достижение нового современного качества дошкольного образования, которое гарантирует защиту прав детей, их эмоциональную защищенность, безопасность и направлено на воспитание у ребёнка основ культуры.
Большое значение в связи с этим придаётся региональному компоненту содержания образования, более полному использованию нравственного потенциала искусства, народной культуры, как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности ребёнка.
В условиях поликультурного региона, каким является Среднее Поволжье, образование должно строиться как этнокультурная детерминированная деятельность, учитывающая всё богатство и разнообразие национальных культур. Процесс приобщения детей к традиционной культуре осуществляется посредством проведения специально разработанных комплексных тематических и досуговых мероприятий, которые проводят воспитатели и специалисты в разных возрастных группах. Прошедшие тематические недели “Широкая масленица”, “Праздник Урожая” наиболее ярко запомнились детям, педагогам и родителям.
В своей работе мы разделяли процесс проведения недели на практическую и теоретическую. При этом практика тесно соприкасается с теорией. В теоретическом блоке педагог подбирает совместно с воспитателями литературу и составляет картотеку по теме: “Широкая масленица”, после чего проводится семинар-практикум, где воспитатели обмениваются информацией о традиции празднования Масленицы, праздника Урожая, среди народов Среднего Поволжья издавна.
Воспитывая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и других соседних народов. “Человек, ушедший от своего народа никогда не придёт к другому”, – отмечал католикос армянской церкви Вазген-2. Культура взаимодействуют не столько на языке знаний, сколько на языке чувств. И это особенно важно в работе с дошкольниками.
Актуальность проекта обусловлена:
– важностью проблемы формирования знаний о народных традициях народов Среднего Поволжья у детей дошкольного возраста для их социализации;
– обладанием развитого чувства понимания и уважения других культур и воспитание этнотолерантности.
Целевой компонент:
Цель: сформировать представления у детей дошкольного возраста о культуре народов Среднего Поволжья.
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к изучению материальной и духовной культуры народов Среднего Поволжья.
- Сформировать у дошкольников представления об особенностях материальной и духовной культуры народов Среднего Поволжья.
- Учить применять полученные знания о материальной и духовной культуры народов Среднего Поволжья в практической деятельности.
- Способствовать воспитанию этнотолерантного отношения детей дошкольного возраста к народам Среднего Поволжья.
Концептуальный компонент
Поликультурное воспитание – явление относительно новое для России. В настоящее время активно разрабатываются научно-теоретические основы поликультурного воспитания в Росси ( Г.Д. Дмитриев, А.Н.Джуринский, В.В. Макаев, З. А. Малькова, Д.Б. Сажин, Л.Л. Супрунова, В.Ю. Хотец и др.). Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами (Е.С, Бабунова, Т.Ф. Быбынина, Е.А. Барахсанова, М.И.Богомолова, В.Д. Ботнарь, Э.Ф. Верьтякова, Э.К.Суслова, Т.В. Черник, Т.И.Чиркова, Л.С. Ядрихинская) и обучению детей второму (неродному) языку И.В.Вронская.
Реализация приобщения детей к культуре народов обеспечивает приобщение ребёнка к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ окружающего мира, хранящих знания об историческом прошлом, настоящем, изучении культурных традиций родного края, соседних народов формирует чувство гордости за принадлежность к национальности, сохранению традиций, идущих издревна.
Таким образом, методологической основой проекта являются положения:
– способ противостоять расизму, предубеждения, предвзятости, ненависти, основанной на культурных различиях (Г.Д.Дмитриев)
– альтернатива интернационального воспитания (А.Н.Джуринский)
– формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л, Супрунова).
– подготовка в жизни в полиэтническом социуме: овладение культурной своего народа, формирование преставлений о многообразии культур и воспитание этнолерантности (Г.В.Палаткина).
– о взаимосвязи социальных, культурных, этнических, национальных, языковых, художественных элементов нашего мира и их влияния на духовно-нравственное развитие человека (М.М.Бахтин, В.С. Биллер, Л.С.Выгодский, Д.С.Лихачёв).
– о национальном и межнациональном воспитании (М.И.Богомолова, С.А. Козлова, Е.Л. Протасова, Э.К.Суслова, Т.Н. Чиркова).
– поликультурное воспитание (А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Д.Б. Сажин, И.М. Синагатуллин, Л.Л.Супрунова, В.Ю. Хотец).
Диагностический компонент
Критерии оценки знаний о народной культуре:
- Интеллектуальный компонент
- Эмоционально-мотивационной компонент
- Поведенческий компонент
Показатели:
– Наличие представлений детей о материальной
культуре народов Среднего Поволжья (одежда,
предметы быта, кухня, украшения, жилье, головные
уборы).
– Наличие представлений детей о духовной
культуре народов Среднего Поволжья (традиции,
обряды, праздники, УНТ).
Показатели:
– Наличие интереса у детей к культуре народов
Среднего Поволжья
– Проявление эмоционально-позитивного
отношения к народам других национальностей.
– Наличие желания изучать культуру народов
Среднего Поволжья.
Показатели:
– владение способами проявления толерантного отношения к другим национальностям.
– Владение способами сохранения реликвий, традиций, обычаев своей национальности
– Умение устанавливать причинно-следственные связи между миром национальностей Среднего Поволжья и миром их предметов.
Методика диагностирования:
- Беседа с детьми.
- Разбор ситуаций.
- Интервьюирование с детьми.
- Педагогическое наблюдение за особенностями общения в поликультурных сообществах, решение ситуаций.
- Игровые действия.
Процессуальный компонент
Условия реализации проекта
- Организационно-методические
- Организовать творческую группу по разработке проекта “Ознакомление дошкольников с народами Среднего Поволжья”."" (2009 г.)
- Организовать педагогический совет на тему “Нравственно-патриотическое воспитание и приобщение дошкольников к национальным традициям ”. (2009).
- Организовать семинар-практикум “Средства поликультурного воспитания”. 2010 г.
- Организовать родительское собрание “Работы клуба “Содружество”. 2010 г.
- Кадровые
- Способствовать пополнению знаний – повышению компетентности педагогов по вопросам формирования представлений у детей дошкольного возраста о культуре народов Среднего Поволжья.
- Повысить профессиональную квалификацию воспитателей через посещение курсов ИНПО “Современные подходы ” — (2009-2010, 2010-2011, 2011-2012 уч. года)
- Ознакомить педагогов с дидактическими и подвижными играми по данной теме в рамках тематических недель.
- Материально-технические
- Поощрить творческую группу за проведенную работу.
- Приобрести учебно-методическую литературу, дидактические пособия, экспонаты для музея.
- Изыскать средства для технического обеспечения проектной деятельности.
- Информационные
- Разместить опыт работы в средствах массовой информации, в практических и теоретических психолого-педагогических конференциях и т.д.
- Обеспечить рекламно-информационное сопровождение деятельности детского по реализации проекта.
- Программно-методические
- Разработать программно-методические рекомендации, пояснительную записку, перспективно-календарные планы, диагностический пакет, конспекты занятий.
- Правовые ресурсы
- Издать распоряжение о разработке проекта.
- Издать распоряжение о создании, составе и работы творческой группы.
Литература:
- Алешина Н.В. патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004
- Андреева Н.А. Русский фольклор. – М.: 1985
- Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Дошкольное воспитание, 1992. № 5.6.
- Богомолова М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе. Набережные челны: 1995.
- Волков Г.Н. Этнопедагогика. М: 1999
- Дейниченок П.Г. Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник. М.: ОЛМА-Пресс, 2003.
- Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. М.: 1998.
- Кутьина Н.Б. Программа “Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой” СПб.: Детство-Пресс, 2004