Программное содержание:
- Закрепить овладение детьми действий моделирования отношений между числами, возникающими при сопоставлении числа 10 из двух меньших.
- Закрепление действия моделирования отношений между числами числового ряда при помощи модели логического “древа”.
- Обучение детей построению модели “часть – целое” в процессе решения арифметических задач.
- Продолжать учить проводить звуковой анализ слов.
- Закрепить представление о предложении, умение проводить графическую запись предложения.
- Учить подбирать слова на заданный звук.
- Развивать мышление, воображение, память, внимание.
- Воспитывать у детей учебно-коллективные взаимодействия.
Материал: Космический корабль из крупного конструктора, снаряжение, модель состава числа “окошечки”, модель часть-целое, модель логического древа, цифровые карточки, марсианские насекомые, макеты звезды, планет, карточки со словами для головоломок, фишки для звукового анализа слов, карточки с буквами, магнитофон, микрофон.
Ход занятия
Дети заходят в зал, слышат голос (в микрофон) “Внимание! Внимание! Мы, жители планеты Марс в опасности, межпланетное чудовище захватило нас в плен. Помогите! Помо…”
Связь прервалась.
Чудовище: Ха-ха-ха!
Воспитатель: Как вы считаете, нужно помочь марсианам? На чем полетим?
Дети: На ракете, космическом корабле…
Воспитатель: Сначала нужно выбрать командира нашего корабля и спросить разрешения у командующего полетом.
Командир: Товарищ командующий полетом, разрешите нам воспользоваться космическим кораблем для полета на Марс.
Командующий полетом: Разрешаю.
Воспитатель: Надевайте кислородные баллоны. А для чего нужны кислородные баллоны? (ответы детей) Экипаж к полету готов? Ребята, нам нужно выполнить инструкцию для запуска корабля, без её выполнения мы не взлетим. Дети читают инструкцию.
“Для взлета корабля нужно набрать код числа 10 с помощью “линеек с окошечками”.
Дети берут “линейки” и составляют варианты числа 10 из двух меньших, т.е. состав числа 10.
Рисунок 1
Каждый ребенок называет вариант, если есть одинаковые, то подбирают другие, иначе корабль не взлетит.
Воспитатель: Инструкция выполнена? Счастливого пути!
Звучит спокойная музыка. Корабль летит на Марс.
Воспитатель: Ребята, вот мы и прилетели, но на планете Марс нас могут подстерегать неожиданности и опасности, будьте осторожны.
Дети выходят из корабля.
Воспитатель: Посмотрите, как ярко светят звезды, как здесь красиво. А это что, как вы думаете?
Дети: Спутники, планеты, другие космические корабли.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, сколько у Марса спутников, а как они называются? Дети: “Деймос” и “Фобос” и они означают “Страх” и “Ужас”.
Чудище: (в микрофон) Ха-ха-ха! Вам все равно не спасти жителей Марса, я их спрятал и заколдовал. Ха-ха-ха!
Воспитатель: Ну что ж мы не привыкли отступать! Вперед, в путь!
Кто это нам встретился на пути?
Дети: Это такие насекомые.
Чудовище: Ни кто не сможет пройти мимо Марсианских насекомых, они злые потому, что не могут найти свои домики.
Дети и воспитатель решают, что нужно предпринять. Насекомые заблудились и не могут найти нужную “дорожку”, чтобы попасть в свои домики.
Перед детьми лежит логическое “древо” (на большом ватмане)
Рисунок 2
Воспитатель: Посмотрите, какими знаками обозначены “Дорожки”? (>15, <13)
Посмотрите на насекомое. Интересно, что можно у них сосчитать?
Дети: Лапки.
Воспитатель: Почему вы на эту дорожку поставили? Дети пересчитывают лапки у насекомых и соответственно знакам раскладывают их по “дорожкам”.
Запомнили, на какую дорожку поставили? Кто на верхнюю, одна команда, кто на нижнюю– другая. Таким образом, у нас получились две команды.
Чудовище: Ха-ха-ха! Если вы не придумаете задачи про звезды, жителей не спасете! А я погашу все звезды во Вселенной!
Воспитатель: Ребята, справимся? Чтобы быстрее справиться з заданием: одна команда придумывает задачу на сложение, другая на вычитание.
Придумывают, договариваются в микрогруппах “командах”. Садятся за столы, решают задачи на моделях “часть – целое”.
Рисунок 3
Рисунок 4
Целое минус часть равно часть.
Часть плюс часть равно целое.
Затем заменяют эти модели цифрами.
Например: “В небе светилось 10 звезд, 3 звезды погасло. Сколько звезд осталось на небе?” Одна команда решает на вычитание, другая на сложение.
Дети выбирают, кто решает у доски, рассказывают условие, вопрос задачи, “читают” решение по модели “часть –целое”, затем цифрами. Повторяют вопрос и называют ответ.
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и справились с заданием, можно и отдохнуть.
Физминутка:
Прилетели мы на Марс, Здесь приключения ждали нас. Команда наша молодцы, Храбрецы и удальцы. Чудовища не испугались, Марсиан спасти старались. Сейчас немного отдохнем, Новой силы наберем. Мы злодея победим, марсиан освободим.
Чудовище: Рано радуетесь! Ну попросите меня грамотно, может и отпущу.
Воспитатель: Ребята, как можно послать сообщение чудовищу, чтобы он отпустил жителей Марса? (Дети предлагают разные варианты, но останавливаются на телеграмме)
Садятся за столы и выполняют задания: Члены команды договариваются и составляют предложения, одна команда выполняет графическую запись предложения из 4-х знаков, другая из 5-ти знаков, зачитывают.
Игра “Живое предложение”.
Дети договариваются, кто из членов команды будет обозначать какое слово, а кто будет точкой. (3 слова и точка, т.е четыре знака). В другой команде 4 слова и точка, т.е. пять знаков. Значит нужно прибегнуть к помощи члена другой команды. Озвучивают составленные предложения.
Чудовище: Справились! Но вы ни когда не отгадаете, что самое дорогое для жителей планеты Марс?
(Дети рассуждают и приходят к выводу, что самое дорогое, это “ЖИЗНЬ”)
Чудовище: Не вижу слова, не вижу! Ха-ха-ха!
Воспитатель: Ребята, Слова, которые мы произносим, из чего состоят?
(Дети отвечают, что из звуков)
А что мы можем эти звуки сделать, что бы Чудовище увидело эти звуки? (Дети предлагают обозначить звуки фишками)
Проводится звуковой анализ слова ЖИЗНЬ. (Сколько гласных и согласных мягких и твердых звуков, столько и фишек). Гласные звуки-красные фишки, согласные твердые – синие фишки, согласные мягкие звуки – зеленые фишки).
Рисунок 5
Затем проводится замена фишек буквами.
Дети объясняют правила написания “жи–ши” и мягкого знака после согласного звука.
Чудовище: А-а-а-а-а, мои силы на исходе, вы сильные соперники. Но вы никогда не узнаете, где спрятаны жители и не спасете их. Вам никогда не отгадать зашифрованного слова.
Чудище “подбрасывает” новое задание для каждой команды.
Даны ключевые схемы звукового состава 2-х слов. Два набора картинок – (сапог, кот, арбуз, ложка, акула), и (сапог, валенок, облако, бабочка, окно, дом, арбуз). Дети расшифровывают слова. Для этого нужно выделить первый звук в словах и обозначить его соответствующей буквой. Затем из букв составить слова. При расшифровке получаются слова Скала и Свобода.
Воспитатель: Дети, а какое отношение ко всему происходящему имеют слова “Скала” и “Свобода”?
Дети рассуждают и приходят к выводу, что жители спрятаны в скале, а слово свобода означает, что они свободны.
Чудовище: Вы победили! (Слышится звук открывающейся металлической двери)
Воспитатель: Ребята, вот мы и спасли жителей, но мы не можем ждать пока жители выйдут из скалы, у нас заканчивается кислород и нам пора домой.
А где наш дом? (дети отвечают, что на планете Земля).
Экипаж возвращается на космический корабль.
Воспитатель: Экипаж к полету готов? Приятного полета. звучит приятная музыка. Во время полета проводится беседа. Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, что нового о себе вы узнали или какие новые качества вы в себе открыли, какие чувства? Я поняла, что я смелая.
(ответы детей).
Корабль приземлился, капитан докладывает командующему полетом о выполненной миссии.
Звучит голос. (Жители планеты Марс благодарят экипаж за свое спасение.)