Конспект группового логопедического занятия для 5-го класса коррекционной школы VIII вида "Анализ и синтез разных речевых единиц"

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цели урока:

  • Логопедическая: развитие анализа и синтеза на уровне слова, предложения, текста.
  • Лексическая: уточнение и расширение словаря по теме “Профессии”.
  • Грамматическая: закрепление понятия “имя существительное”.
  • Коррекционно-развивающая: развитие зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, мелкой моторики, процессов анализа, синтеза, запоминания; совершенствование навыка самоконтроля.

Оборудование:

  1. Иллюстрация “Путаница”.
  2. Индивидуальные карточки с изображением контура инструментов.
  3. Индивидуальные карточки с пословицей.
  4. Индивидуальные карточки с текстом (стихотворение).
  5. Индивидуальные карточки с филвордом.
  6. Картинка “Девочка Смешинка”.
  7. Макеты цветов с двигающимися разноцветными лепестками.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Беседа (название занятия, какой урок по счёту).

2. Создание положительного настроя на занятие: учитель вывешивает на доску картинку с изображением лица улыбающейся девочки Смешинки, просит определить настроение девочки, поставить перед собой зеркало и улыбнуться так же, как Смешинка, желает сохранять хорошее настроение, а в конце занятия самим определить своё самочувствие и показать его, выбрав лепесток по цвету. А цветок подарить девочке Смешинке.

II. Разминка.

1. Упражнение развивающей кинезиологической программы.

Ухо-нос.

Левой рукой взять кончик носа, правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук “с точностью до наоборот”.

2. Психогимнастическое упражнение.

Считалочка-бормоталочка.

Повторить за логопедом фразу: “Все профессии важны, все профессии нужны”несколько раз. В первый раз произносим вслух всю фразу, кроме последнего слова; последнее слово произносим “про себя”, хлопая при этом один раз в ладоши. Во второй раз произносим вслух фразу, заменяя хлопками два последних слова и т. д.

Все – профессии – важны – все – профессии – нужны.

Все – профессии – важны – все – профессии –хлопок.

Все – профессии – важны – все – хлопок – хлопок.

Все – профессии – важны – хлопок – хлопок – хлопок.

Все – профессии – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.

Все – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.

Хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.

III. Закрепление лексического материала.

1. Работа с иллюстрацией “Путаница”.

а) Рассмотреть иллюстрацию и сказать, что перепутал художник (какой предмет кому должен принадлежать: ракетка – спортсмену, автомат – солдату, мастерок – строителю, шприц – врачу, мел – учителю).

б) Повторить названия предметов (ракетка, автомат, мастерок, шприц, мел).

в) Беседа.

Рассказать, какие инструменты или орудия труда необходимы для работы: швее, столяру, повару, бухгалтеру и т.д.

2. Упражнение “Отгадай слово”.

Логопед произносит ряд звуков. Учащиеся должны запомнить каждый 2-ой звук, соединить их в слово. (б п а о ф в ы а л р)

3. Задание “Нарисуй по клеткам”.

На листе бумаги в клетку нарисовать точно по клеткам инструменты: пилу, молоток, топор, гаечный ключ по образцу правой рукой. (Приложение №1) выполнить штриховку каждого предмета левой рукой в разном направлении по инструкции учителя.

4. Выяснение обобщающего понятия.

Логопед.

– Так о чём мы будем рассказывать, выполнять задания? (о профессиях)

IV.Определение логопедической темы.

Логопед.

На занятии мы будем определять место звуков в словах, отгадывать по звукам и буквам слова, составлять предложения.

V. Упражнения для коррекции и развития процессов анализа и синтеза слов; совершенствование техники чтения.

1. Звуки, буквы, слова.

а) Логопед называет слово (название профессии или инструмента). Даёт задание: назвать определённый по счёту звук в слове.

б) Прочитать на доске названия профессий (порядок букв в словах нарушен). (Приложеие №2)

(Доярка, рабочий, повар, строитель, музыкант).

Определить, в каком слове звук [я] предшествует звуку [р]; звук [ы] после звука [з]; звук [в] между звуками [о] и [а].

в)Найти эти слова в филворде (на карточке). (Приложение № 3)

г) Отгадать название инструмента по цифрам и буквам на доске.

Например:

4 8 1 9 2 5 3 7 6
н у т а о и р к б

Логопед называет цифры (3, 8, 6, 9, 4, 2, 7), учащиеся запоминают соответствующие буквы, соединяют устно в слово (рубанок).

VI. Закрепление программного грамматического материала.

1. Логопед.

К какой части речи относятся слова, которые отгадывали в заданиях?

Вспомнить помогут слоги на доске.

тви но су тель щес е

Правильно, это – существительное.

2. Вспомнить определение имени существительного.

3. Выяснить, что в заданиях использовались имена существительные, которые обозначают людей, вещи.

VII. Упражнения для коррекции и развития процессов анализа и синтеза предложения, текста.

1. Работа с предложением.

а) На карточке в напечатанной фразе вычеркнуть все встречающиеся слова – название материала, из которого изготавливают швейные изделия (платья, блузки, рубашки)?

(шёлк); соединить оставшиеся части в слова, прочитать пословицу о труде. (Приложение №4)

б) Записать пословицу в тетрадь по памяти, проверить написание (открыть на доске).

Дело мастера боится.

в) Найти в пословице и назвать существительные (дело, мастер), их значение.

2. Работа с текстом.

а) Раздать карточки со стихотворением учащимся. (Приложение №5).

Логопед:

“Я прочту стихотворение, а вы запомните, о какой оно профессии, какие инструменты упоминаются”. (О столяре; рубанок, топор, молоток). Логопед медленно читает стихотворение во второй раз; учащиеся карандашом на карточке вставляют в словах все пропущенные гласные буквы (в первом четверостишии), некоторые пропущенные согласные буквы (во втором четверостишии). Затем учащиеся вслух читают стихотворение.

б) Сосчитать количество предложений в тексте; найти и прочитать третье предложение. Прочитать по цепочке каждое слово в предложении; прочитать по цепочке предложение через слово; причитать по цепочке каждое слово предложения в обратном направлении (от последней буквы к первой; например: столяр – рялотс т. д.)

в) Прочитать это предложение еще раз “про себя”; забрать карточки; записать его в тетрадь по памяти. Раздать карточки, проверить написание.

г) Найти в стихотворении и назвать существительные, определить их значение (люди, вещи), выделить в тексте (сущ.).

Бежит рубанок по доске,
Как будто лодка по реке.
У столяра топор в руке,
Доска подогнана к доске.
Столяр доволен, он поёт
И в руки молоток берёт.
Доска сколочена с доской,
И новый стол уже готов.

VIII. Итог занятия.

1.Какие задания выполняли со словами предложениями, текстом?

2. О чём были все задания? (о профессиях)

3. Какую часть речи повторили? (существительное)

4. Проанализировать и оценить работу на занятии каждого ученика.

5. Выбрать по цвету лепесток цветка, соответствующий вашему настроению, поставить цветы в вазу. Подарить букет цветов девочке Смешинке.