Виды химической связи. Ковалентная связь

Разделы: Химия


Основные цели.

Воспитательные: Создание условий для воспитания активности и самостоятельности, убежденности в познаваемости мира.

Развивающие: Создание условий для развития приемов мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация), развитие коммуникационных умений.

Образовательные:

1) Повторить и закрепить понятия: “электроотрицательность”, “устойчивое энергетическое состояние атома”, “завершенный внешний энергетический уровень атома”, “ионная химическая связь”.

2) Уточнить алгоритм составления схемы образования химической связи, тренировать способность к его использованию.

3) Сформировать понятия: “общая электронная связывающая пара”, “ковалентная химическая связь”.

Оборудование, демонстрационный материал:

  1. Шаро-стержневые модели молекул простых веществ: Н2, О2, Cl2, N2.
  2. Эталон для самопроверки самостоятельной работы. (Приложение 1)
  3. Алгоритмы составления схем химических связей:

Ход урока

1. Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности

Цель этапа:

1) включить учащихся в учебную деятельность;

2) определить содержательные рамки урока: продолжаем работать с основными видами химической связи.

Организация учебного процесса на этапе 1:

– Здравствуйте. Садитесь.

– Я рада вас всех видеть!

– Сегодня на уроке нам потребуются учебники, тетради, ручки, карандаши, ПСХЭ Д.И.Менделеева и ряд электроотрицательности элементов. Проверьте свою готовность к уроку.

– Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? (Строение вещества. Химическая связь).

– Что мы уже знаем о строении веществ? (Химическая связь зависит от строения атома, электроотрицательности, числа внешних электронов.)

Что умеем? (Составлять электронные и графические схемы строения атомов. Составлять схему образования ионной химической связи.)

– Как вы думаете, все вещества в природе имеют одинаковое строение? Существует только ионная связь? (Нет. Бывают вещества и не ионного строения.)

Почему вы так думаете? (Вещества с ионным видом связи находятся в твердом агрегатном состоянии. А в природе есть и жидкости и газы. Значит есть вещества не ионного строения.)

– Молодцы! Все правильно. Что, по вашему мнению, мы будем изучать сегодня? (Рассмотрим новые виды химических связей). Вы правильно определили тему нашего сегодняшнего урока. Запишите ее в тетради.

Тема урока: Виды химической связи

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цели этапа:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: строение атома, завершенный внешний энергетический уровень атома, электроотрицательность, электронно-графическая схема строения атома;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритм составления схемы химической связи;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: составить схему строения вещества с не ионным видом связи.

Организация учебного процесса на этапе 2:

(Проверка домашнего задания)

У доски ученик разбирает схему образования вещества с ионной связью из д/з.

– У всех получилась такая схема? Поднимите руки, кто не справился с заданием.

– Вы здесь обозначаете переход от одного атома к другому. А почему это происходит? Для чего атомы обмениваются ? (Атомы стремятся получить энергетически устойчивое состояние. Для этого нужно завершить внешний энергетический уровень.)

– А какое состояние является энергетически устойчивым? (Устойчивый октет – 8 на внешнем энергетическом уровне.)

– Какой вид связи у хлорида калия? (Ионная)

– За счет чего образована данная связь? (За счет притяжения разноименно заряженных ионов).

– Какие частицы называются ионами? (Это заряженные частицы, в которые превращаются атомы, отдавая или принимая электроны).

– Молодцы. Правильно. Давайте вспомним алгоритм составления схемы ионной связи.

На доске выставляется алгоритм составления схемы ионной связи: (Приложение 2)

Индивидуальное задание.

– Составьте схему химической связи: Cl2

– На выполнение задания 1 минута.

– Стоп. Что у вас получилось?

(Могут появиться разные ответы, все их учитель записывает на доске, кто-то из детей совсем не смог выполнить задание.)

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Цели этапа:

1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

2) согласовать цель урока.

Организация учебного процесса на этапе 3:

– Почему у вас не получилось составить схему? Чем отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились, от этого? Где возникло затруднение? (В предыдущем задании в связи участвовали атомы с разной ЭО, поэтому один атом отдает e, а другой принимает. и у нас был алгоритм составления схемы связи. А в молекуле хлора оба атома с одинаковой ЭО, обоим не хватает до устойчивого состояния 1 . Непонятно, где их брать).

– Что же нам надо сделать, чтобы выполнить задание. (Надо найти способ образования химической связи и алгоритм для составления схемы химической связи между атомами с одинаковой ЭО).

– Сформулируйте цели урока. (Построить алгоритм составления схемы химической связи между атомами с одинаковой ЭО, научиться выполнять действия по построенному алгоритму).

– Молодцы! Ну что же, продолжим работу.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цели этапа:

1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Дальше работу можно организовать по парам.

– Работать будете парами.

Задание: Изменить алгоритм составления схемы химической связи так, чтобы его можно было применить для веществ, состоящих из атомов с одинаковой ЭО. У каждой группы на столе таблички из старого алгоритма и несколько новых листочков. На работу отводится 5 минут.

Все варианты вывешиваются на доске и проводится обсуждение. Итогом обсуждения является измененный алгоритм. (Приложение 3)

– Кто готов? Что получилось? (Алгоритм вывешивается на доске). У кого другие варианты?

(Обсуждаем и исправляем.)

5. Реализация построенного проекта

Цель этапа: применить полученный алгоритм для выполнения задания, вызвавшего затруднение.

(Обсуждаем и исправляем ошибки, если такие есть).

6. Первичное закрепление во внешней речи

(Самопроверка по образцу)

Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

– Давайте разберем еще одну схему вместе. (Один у доски, остальные выполняют в тетрадях).

Ученик у доски все проговаривает.

– Хорошо. Молодец.

– Скажите, за счет чего образованы эти связи? (За счет общих электронных пар).

– Сколько общих пар в молекуле хлора? (Одна).

– А в молекуле кислорода? (Две.)

– Как вы думаете, почему? Чем определяется число общих пар? (Числом неспаренных электронов на внешнем энергетическом уровне атома).

– Такие формулы в которых указаны e называются электронными. Но ту же формулу можно записать и по другому, если общую связывающую пару заменить на тире.

Cl–Cl О=О

– Это структурные формулы. Они вам не кажутся знакомыми? В какой теме мы уже встречались с такими формулами? (Валентности.)

– Правильно. А что обозначает тире? (Валентность атома).

– Итак, между атомами общая валентность. Значит атомы совалентны (или ковалентны). Поэтому такая связь называется ковалентной связью.

– Сформулируйте определение. (Химическая связь, возникающая в результате образования общих (связывающих) электронных пар, называется ковалентной связью).

– У нового вида связи появилось название. Впишите его в тему урока. Запишите определение ковалентной связи.

Работа в парах.

– Давайте потренируемся. Работаем в парах. Проговариваем все свои действия, но говорим тихо, чтобы не мешать одноклассникам.

–  Хорошо. Сверьте свои схемы с образцом на доске. Если есть ошибки, то исправьте их.

– Поднимите руки те, у кого схема не совпадает с образцом. (Если есть не справившиеся с заданием).

–  Ничего страшного. Какие есть вопросы?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: проверить своё умение применять алгоритм составления схемы ковалентной связи на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 7:

–  Теперь самостоятельно, пользуясь алгоритмом, составьте схему химической связи в молекуле фтора. Эталон для самопроверки (Приложение 1)

Ученики после выполнения работы проверяют правильность по эталону. Самостоятельно находят и исправляют допущенные ошибки. Проводится выявления причин, допущенных ошибок.

– Теперь поднимите руки те, у кого не получилось составить схему?

8. Включение в систему знаний и повторение

Цели этапа:

1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: построение схем с использованием построенного алгоритма;

2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: структкрные формулы веществ, модели молекул, прочность связи, виды химической связи.

Организация учебного процесса на этапе 8:

–  Посмотрите, на доске записаны 3 схемы разных веществ с ковалентной химической связью. Эти схемы одинаковые? (Нет.)

–  Чем они отличаются? (Разное количество общих (связывающих) электронных пар).

–  А почему они все относятся к ковалентному виду связи? (Они образованы за счет общих электронных пар).

- Как вы думаете, число общих пар на что-нибудь влияет? (Да).

- Попробуйте собрать шаро-стержневые модели молекул тех веществ, чьи схемы записаны на доске.

Ученики собирают модели хлора, кислорода, азота. Показывают полученные модели.

–  Как думаете, какая связь прочнее? (В которой больше общих электронных пар).

– Если связь одна, то она называется простой одинарной. Если связь двойная или тройная, то называется кратной.

– Рассмотрим еще одну схему. Молекула водорода Н2

– Сколько e на внешнем уровне? (1 ).

– Сколько не хватает до завершения внешнего уровня? (7 или 1).

– Какое состояние для атома водорода будет устойчивым? (2 , т.к. у него всего один энергетический уровень, а на нем может быть максимально 2 .)

9. Рефлексия деятельности на уроке

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм составления схемы ковалентной связи;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

– Что нового узнали на уроке?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

– Наша цель достигнута?

– Что нам помогло справиться с затруднением?

– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?

– Как вы можете оценить свою работу? По десятибалльной шкале. Поднимите руки вверх и покажите на пальцах. (Тех, у кого самый высокий и самый низкий балл, спросить почему они так оценили свою деятельность на уроке).

Домашнее задание: §41 (с. 141 – 143), Na2S, CaF2, Br2.