Основные цели.
Воспитательные: Создание условий для воспитания активности и самостоятельности, убежденности в познаваемости мира.
Развивающие: Создание условий для развития приемов мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация), развитие коммуникационных умений.
Образовательные:
1) Повторить и закрепить понятия: “электроотрицательность”, “устойчивое энергетическое состояние атома”, “завершенный внешний энергетический уровень атома”, “ионная химическая связь”.
2) Уточнить алгоритм составления схемы образования химической связи, тренировать способность к его использованию.
3) Сформировать понятия: “общая электронная связывающая пара”, “ковалентная химическая связь”.
Оборудование, демонстрационный материал:
- Шаро-стержневые модели молекул простых веществ: Н2, О2, Cl2, N2.
- Эталон для самопроверки самостоятельной работы. (Приложение 1)
- Алгоритмы составления схем химических связей:
- Алгоритм составления схемы ионной связи (Приложение 2)
- Алгоритм составления схемы ковалентной связи (Приложение 3)
Ход урока
1. Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности
Цель этапа:
1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока: продолжаем работать с основными видами химической связи.
Организация учебного процесса на этапе 1:
– Здравствуйте. Садитесь.
– Я рада вас всех видеть!
– Сегодня на уроке нам потребуются учебники, тетради, ручки, карандаши, ПСХЭ Д.И.Менделеева и ряд электроотрицательности элементов. Проверьте свою готовность к уроку.
– Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? (Строение вещества. Химическая связь).
– Что мы уже знаем о строении веществ? (Химическая связь зависит от строения атома, электроотрицательности, числа внешних электронов.)
Что умеем? (Составлять электронные и графические схемы строения атомов. Составлять схему образования ионной химической связи.)
– Как вы думаете, все вещества в природе имеют одинаковое строение? Существует только ионная связь? (Нет. Бывают вещества и не ионного строения.)
Почему вы так думаете? (Вещества с ионным видом связи находятся в твердом агрегатном состоянии. А в природе есть и жидкости и газы. Значит есть вещества не ионного строения.)
– Молодцы! Все правильно. Что, по вашему мнению, мы будем изучать сегодня? (Рассмотрим новые виды химических связей). Вы правильно определили тему нашего сегодняшнего урока. Запишите ее в тетради.
Тема урока: Виды химической связи
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цели этапа:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: строение атома, завершенный внешний энергетический уровень атома, электроотрицательность, электронно-графическая схема строения атома;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритм составления схемы химической связи;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: составить схему строения вещества с не ионным видом связи.
Организация учебного процесса на этапе 2:
(Проверка домашнего задания)
У доски ученик разбирает схему образования вещества с ионной связью из д/з.
– У всех получилась такая схема? Поднимите руки, кто не справился с заданием.
– Вы здесь обозначаете переход от одного атома к другому. А почему это происходит? Для чего атомы обмениваются ? (Атомы стремятся получить энергетически устойчивое состояние. Для этого нужно завершить внешний энергетический уровень.)
– А какое состояние является энергетически устойчивым? (Устойчивый октет – 8 на внешнем энергетическом уровне.)
– Какой вид связи у хлорида калия? (Ионная)
– За счет чего образована данная связь? (За счет притяжения разноименно заряженных ионов).
– Какие частицы называются ионами? (Это заряженные частицы, в которые превращаются атомы, отдавая или принимая электроны).
– Молодцы. Правильно. Давайте вспомним алгоритм составления схемы ионной связи.
На доске выставляется алгоритм составления схемы ионной связи: (Приложение 2)
Индивидуальное задание.
– Составьте схему химической связи: Cl2
– На выполнение задания 1 минута.
– Стоп. Что у вас получилось?
(Могут появиться разные ответы, все их учитель записывает на доске, кто-то из детей совсем не смог выполнить задание.)
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Цели этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) согласовать цель урока.
Организация учебного процесса на этапе 3:
– Почему у вас не получилось составить схему? Чем отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились, от этого? Где возникло затруднение? (В предыдущем задании в связи участвовали атомы с разной ЭО, поэтому один атом отдает e, а другой принимает. и у нас был алгоритм составления схемы связи. А в молекуле хлора оба атома с одинаковой ЭО, обоим не хватает до устойчивого состояния 1 . Непонятно, где их брать).
– Что же нам надо сделать, чтобы выполнить задание. (Надо найти способ образования химической связи и алгоритм для составления схемы химической связи между атомами с одинаковой ЭО).
– Сформулируйте цели урока. (Построить алгоритм составления схемы химической связи между атомами с одинаковой ЭО, научиться выполнять действия по построенному алгоритму).
– Молодцы! Ну что же, продолжим работу.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цели этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Дальше работу можно организовать по парам.
– Работать будете парами.
Задание: Изменить алгоритм составления схемы химической связи так, чтобы его можно было применить для веществ, состоящих из атомов с одинаковой ЭО. У каждой группы на столе таблички из старого алгоритма и несколько новых листочков. На работу отводится 5 минут.
Все варианты вывешиваются на доске и проводится обсуждение. Итогом обсуждения является измененный алгоритм. (Приложение 3)
– Кто готов? Что получилось? (Алгоритм вывешивается на доске). У кого другие варианты?
(Обсуждаем и исправляем.)
5. Реализация построенного проекта
Цель этапа: применить полученный алгоритм для выполнения задания, вызвавшего затруднение.
(Обсуждаем и исправляем ошибки, если такие есть).
6. Первичное закрепление во внешней речи
(Самопроверка по образцу)
Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
– Давайте разберем еще одну схему вместе. (Один у доски, остальные выполняют в тетрадях).
Ученик у доски все проговаривает.
– Хорошо. Молодец.
– Скажите, за счет чего образованы эти связи? (За счет общих электронных пар).
– Сколько общих пар в молекуле хлора? (Одна).
– А в молекуле кислорода? (Две.)
– Как вы думаете, почему? Чем определяется число общих пар? (Числом неспаренных электронов на внешнем энергетическом уровне атома).
– Такие формулы в которых указаны e называются электронными. Но ту же формулу можно записать и по другому, если общую связывающую пару заменить на тире.
Cl–Cl О=О
– Это структурные формулы. Они вам не кажутся знакомыми? В какой теме мы уже встречались с такими формулами? (Валентности.)
– Правильно. А что обозначает тире? (Валентность атома).
– Итак, между атомами общая валентность. Значит атомы совалентны (или ковалентны). Поэтому такая связь называется ковалентной связью.
– Сформулируйте определение. (Химическая связь, возникающая в результате образования общих (связывающих) электронных пар, называется ковалентной связью).
– У нового вида связи появилось название. Впишите его в тему урока. Запишите определение ковалентной связи.
Работа в парах.
– Давайте потренируемся. Работаем в парах. Проговариваем все свои действия, но говорим тихо, чтобы не мешать одноклассникам.
– Хорошо. Сверьте свои схемы с образцом на доске. Если есть ошибки, то исправьте их.
– Поднимите руки те, у кого схема не совпадает с образцом. (Если есть не справившиеся с заданием).
– Ничего страшного. Какие есть вопросы?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: проверить своё умение применять алгоритм составления схемы ковалентной связи на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 7:
– Теперь самостоятельно, пользуясь алгоритмом, составьте схему химической связи в молекуле фтора. Эталон для самопроверки (Приложение 1)
Ученики после выполнения работы проверяют правильность по эталону. Самостоятельно находят и исправляют допущенные ошибки. Проводится выявления причин, допущенных ошибок.
– Теперь поднимите руки те, у кого не получилось составить схему?
8. Включение в систему знаний и повторение
Цели этапа:
1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: построение схем с использованием построенного алгоритма;
2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: структкрные формулы веществ, модели молекул, прочность связи, виды химической связи.
Организация учебного процесса на этапе 8:
– Посмотрите, на доске записаны 3 схемы разных веществ с ковалентной химической связью. Эти схемы одинаковые? (Нет.)
– Чем они отличаются? (Разное количество общих (связывающих) электронных пар).
– А почему они все относятся к ковалентному виду связи? (Они образованы за счет общих электронных пар).
- Как вы думаете, число общих пар на что-нибудь влияет? (Да).
- Попробуйте собрать шаро-стержневые модели молекул тех веществ, чьи схемы записаны на доске.
Ученики собирают модели хлора, кислорода, азота. Показывают полученные модели.
– Как думаете, какая связь прочнее? (В которой больше общих электронных пар).
– Если связь одна, то она называется простой одинарной. Если связь двойная или тройная, то называется кратной.
– Рассмотрим еще одну схему. Молекула водорода Н2
– Сколько e на внешнем уровне? (1 ).
– Сколько не хватает до завершения внешнего уровня? (7 или 1).
– Какое состояние для атома водорода будет устойчивым? (2 , т.к. у него всего один энергетический уровень, а на нем может быть максимально 2 .)
9. Рефлексия деятельности на уроке
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм составления схемы ковалентной связи;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
– Что нового узнали на уроке?
– Какую цель мы ставили в начале урока?
– Наша цель достигнута?
– Что нам помогло справиться с затруднением?
– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?
– Как вы можете оценить свою работу? По десятибалльной шкале. Поднимите руки вверх и покажите на пальцах. (Тех, у кого самый высокий и самый низкий балл, спросить почему они так оценили свою деятельность на уроке).
Домашнее задание: §41 (с. 141 – 143), Na2S, CaF2, Br2.