Актуальность
Систематическое включение учащегося в туристско-краеведческую деятельность расширяет его представление о мире и о себе во время путешествия, формирует интерес к изучению родного края, расширяет представление о спектре профессий, связанных с исследованием и освоением живой природы
Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого – качества, которые участник туристского водного похода проявляет постоянно. Подросток приобретает опыт общения: практические умения устанавливать положительные отношения в коллективе, поддерживать коммуникативные контакты в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Водный туризм имеет необходимый потенциал для развития лидерских задатков. Коллективный характер деятельности пробуждает у её участников интерес к жизни в коллективе сверстников.
Включение ученика в туристско-краеведческую деятельность способствует формированию у подростков готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья. Опыт водных походов поддерживает интерес к физическим нагрузкам, создаёт возможность организации собственного досуга активными методами на природе.
Школьный туризм и краеведение – действенные средства формирования у школьников уважительного отношения к выполнению обязанностей Защитника Отечества. Полевые трудности, необходимость терпеть определённые лишения в связи с непогодой и физическими нагрузками развивают волевые качества, формируют уровень самоконтроля, достаточный для ограничения собственных бытовых потребностей на время выполнения воинского долга.
В процессе похода можно сформировать у учащихся готовность к природоохранной деятельности. Смена ландшафтов, посещение природных памятников становится основой восприятия подростком значения живой природы для человека. Краеведческое исследование даёт знание о негативном и позитивном воздействии общества на природную среду. В походе дети приобретают навыки природоохранной деятельности: они выбирают место привала, утилизируют отходы и т.п.
Данный вид похода может охватывать разновозрастные группы детей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, т.к. подростки находятся вне криминализированной среды, влияния неблагоприятных факторов, вызванных техногенным характером села (ДТП, пыль, шум, стрессы и др.)
Цели:
- пропаганда ЗОЖ;
- выявление и описание достопримечательностей местной природы;
- сбор краеведческого материала (исторического и природного);
- воспитание любви к своей малой родине;
- формирование экологической культуры;
- формирование основ безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
- совершенствовать навыки туристического мастерства;
- создать условия для физической активности и оздоровления;
- развивать у подростков чувства товарищества и взаимопомощи;
- изучать природные условия родного края на основе исследовательской работы;
- прививать навыки экологического общения с окружающей средой;
- собирать материал краеведческого характера;
- пропагандировать водный туризм как эффективное средство активного отдыха, способствующего поддержанию здорового образа жизни.
Форма проведения:
Сплав по реке с обучением техники гребли, страховки, безопасности на воде, исследовательская деятельность.
Проект общешкольный, межпредметный; индивидуально-групповой; недельный
Этапы работы:
- организационный (создание групп учащихся для работы над проектом, распределение заданий);
- выбор темы, определение цели (тщательная разработка заданий, плана действий, лист планирования работы в группе);
- исследование состояния проблемы;
- сбор материала;
- написание исследовательской работы;
- работа над продуктом (презентация, создание диаграмм, буклетов, листовок, памяток);
- подготовка выступления;
- подготовка места встречи;
- защита проекта (использование собранного материала на уроках, выступление на родительском собрании; критерии оценивания проекта);
- рефлексия (подведение итогов, плюсы и минусы в работе над проектом).
Методика исследования:
Мониторинг состояния воды, наблюдение, взятие проб, работа с определителями, отвес.
Описание маршрута:
Устье реки Суерь, впадающей в реку Тобол; река Тобол до устья реки Емуртла – притока реки Тобол. Общая протяжённость маршрута 83 км.
Населённые пункты: с. Усть-Суерское (Курганская область), с. Коркино, д. Лескова, д. Одино, д. Боровушка, д. Старая Шадрина, д. Губина, д. Осеева.
Исчезнувшие деревни: Зверева, Поляковская, Переладова, Мысовка, Новая Шадрина.
Содержание деятельности:
Задания состоят из сочетания форм групповой и индивидуальной деятельности участников водного туристического похода.
Планирование маршрута водного похода уточняется ежегодно в зависимости от целей и задач исследования, распределение обязанностей. Подготовка личного и группового оборудования. Правила техники безопасности. Правила поведения на воде, в природе, правила сбора даров природы и краеведческого материала. Правила установки палаточного лагеря. Защита от гнуса и клещей. Правила ликвидации мусора.
Ориентирование на местности. Приёмы работы с картой. Условные знаки.
Исследовательская деятельность: определение направления течения реки, глубины и ширины реки на плёсах и омутах, скорости течения. Определение типа растительности, животных и птиц (по мере представления). Сбор гербарного материала, коллекционных пород грунта реки. Определение местонахождения притоков, выходов грунтовых вод, оползней, обрушения берегов реки. Выявление источников загрязнения Тобола.
Знакомство с историей населённых пунктов на берегах реки, сбор краеведческого материала.
Спортивно-игровая программа: тренировочные игры и упражнения на развитие глазомера, ориентирования на местности; подвижные спортивные игры, спортивно-туристские игра
Оформление туристских документов и материалов по итогам похода. Ведение дневника похода. Фоторепортаж.
Участники похода:
Туристская группа формируется из учащихся школы, членов кружка “Юный краевед-эколог”, бойцов отряда “Витязь”. Принять участие в походе могут учащиеся старше 10 лет.
Ожидаемый результат:
- Оздоровление детей за счёт повышения двигательной активности.
- Повышение образовательного уровня всех участников водного похода.
- Преодоление естественных препятствий и трудностей походной полевой жизни, требующих от участников проявления смелости, решительности, осознания собственного духовного потенциала.
- Сбор материала для исследовательской работы.
- Для педагога – школа педагогического мастерства.
Итоговый продукт проектной деятельности – исследовательские работы:
- Физико-географическое исследование реки Тобол.
- Экология и особенности биотопического распределения личинок стрекоз в старицах реки Тобол.
- Фауна макро-беспозвоночных реки Тобол.
Технические средства, приборы и оборудование для исследования:
Фотоаппарат, отвес, компас, нивелир технический НВ-1, лодки водоизмещением 800 кг, палатки, туристическое снаряжение, спасательные жилеты, рюкзаки, тент, топор, лопата, костровая стойка, котлы, верёвка, скотч, карта, рукавицы, тетради для описания пути, спортинвентарь, хозяйственный набор.
Личное снаряжение:
Сменная обувь, одежда на случай дождя, носки, средства личной гигиены, миска, кружка, ложка, нож, ремонтный швейный набор, средство от комаров и клещей.
Аптечка:
Перевязочный материал (бинты, вата, салфетки); антисептики (йод, перекись водорода, марганцовка); пластыри (бактерицидные, ленточный, мозольный); ножницы, жгут кровоостанавливающий медицинский; фонарь, спички; жаропонижающие (аспирин, парацетамол); сердечные (валидол, нитроглицерин); противопростудные, от кашля; желудочные (но-шпа, фестал); согревающие растирки.
Ремонтный набор:
Иглы разные в футляре, клей, заплаты резиновые, набор напильников, ацетон, наждачная бумага, пассатижи, изолента, шило в футляре, тесьма, проволока стальная, булавки.
Литература:
Заика, Е.А., Молчанова, Я.П., Серенькая, Е.П. Рекомендации по организации полевых исследований состояния малых водных объектов с участием детей и подростков. [Текст]: / Е.А. Заика, Я.П. Молчанова, Е.П. Серенькая. Научный редактор: доктор физико-математических наук, академик РАЕН Е.В. Веницианов. – Москва — Переславль-Залесский, 2001
Кутикова, Л.А., Старобогатов, Я.И. Определитель пресноводных беспозвоночных Европейской части СССР. [Текст]: / Л.А. Кутикова, Я.И. Старобогатов.
“ТОБОЛИАДА 2010”
(Сценарий сплава по реке Тобол)
Участники:
Начальник лагеря
Нептун
Кикимора
Русалки – 2
Дети – 3
13:00 Во время обеда в столовую к детям приходит начальник лагеря и говорит:
Начальник лагеря: Сейчас по почте пришло странное письмо. К нам в гости изволит лично прибыть король речной, князь тобольный, властелин озёр и прудов, главнокомандующий тайменей, генерал чебаков, полководец окуней, его величество Нептун Нептунович (зачитывает послание) Отроки! После того, как вы наполните свои желудки пищей богов, направляйтесь в сторону стадиона и по неведомым тропам доберитесь до берегов реки Тобол. На пути вы встретите препятствия, но не сворачивайте, верьте в себя, и у вас всё получится.
13:30. Ребята отправляются по заданному маршруту на берег реки Тобол. В переулке их встречает Кикимора
Кикимора:
Вы зачем сюда пришли?
Больше места не нашли?
Уходите все отсюда,
А иначе будет худо!
Дети:
Ты, Кикимора, не ругайся,
Лучше с нами отправляйся!
Кикимора:
Мне с вами некогда гулять:
Мне нужно речку охранять.
А пропустить я вас смогу,
Как только проведу игру.
Кикимора предлагает детям проскакать на берег реки на воображаемых мётлах. Дети “прыгают” в мешках до берега реки. Вдруг у Кикиморы (на берегу уже) раздаётся телефонный звонок:
Кикимора: Да, Кикимора слушает. Слушаюсь, великий Нептун. (Ребятам): Король речной, князь тобольный, властелин озёр и прудов, главнокомандующий тайменей, генерал чебаков, полководец окуней, его величество Нептун Нептунович желает знать, кого тут черти принесли. Представьтесь. (Представление отрядов: название, девиз, объясняют, для чего ребята пожаловали на речку)
Кикимора: Давайте все дружно позовём Нептуна. Повторяйте за мной (3 раза): О великий могущественный Нептун, во имя всего водного на свете приди к нам!
Дети: О великий могущественный Нептун, во имя всего водного на свете приди к нам! (3 раза)
13:45. Под громкий крик “угу-гу-гу-гу-гу-уу”, свист к берегу на лодке приближается Нептун в сопровождении 2 русалок, которые устилают дорогу Нептуна травой камыша.
Нептун:
Оказался здесь не зря я,
До меня дошла молва,
Что речка ваша высыхает,
И люди её загрязняют
Дети:
Здесь собрался весёлый и дружный народ
И речку свою он бережёт,
И в песнях своих
Тоболу он честь воздаёт
Исполняется песня о реке Тобол
Дети:
С Тоболом люди бед не знают,
Однако слишком загрязняют:
В нём и грязь, и в нём отходы,
Не жалеют люди воду.
Дети:
Бросают бутылки, не тушат костры,
Похоже, жить в мусоре рады они.
Дети:
Хотели б мы речку исследовать всю,
Чтоб выяснить, помощь какая нужна для неё.
Нептун поднимается с трона и громко читает:
Нептун:
Я король речной,
Труден мне воздух земной.
Слушайте мой указ
Высочайший мой приказ.
- Отряду “Витязь” и юным краеведам-экологам принять участие в “Тоболиаде 2010”.
- Провести исследование, по результатам которого составить план мероприятий по очистке реки, предотвращению экологической беды.
Нептун вручает задание участникам похода
Нептун:
Чтобы утвердилось это решение,
Кое-кому надо принять “крещение”!
Нептун поручает русалкам окропить водой тех, кто идёт в водный поход.
Русалки раздают пластиковые стаканчики, в которые наливают воду. Задача отплывающих выплеснуть воду вверх так сильно, чтобы получился фонтан, который “окропит” идущих в поход
Нептун:
Поздравляю вас с открытием “Тоболиады 2010”
Желаю вам попутного ветра,
Семь футов под килем и
Обойти все речные мели и омуты
Начальник лагеря: С приветственным словом к нам прибыл гость сухопутный, князь земли Упоровской, владыка земель и вод речных САУКОВ
Нептун: А теперь пора прощаться,
В путь-дорогу собираться.
Участники “Тоболиады 2010” рассаживаются по лодкам и отправляются в путь.