Проект туристско-краеведческого похода "Тоболиада–2010"

Разделы: География, Внеклассная работа, Социальная педагогика, Экология


Актуальность

Систематическое включение учащегося в туристско-краеведческую деятельность расширяет его представление о мире и о себе во время путешествия, формирует интерес к изучению родного края, расширяет представление о спектре профессий, связанных с исследованием и освоением живой природы

Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого – качества, которые участник туристского водного похода проявляет постоянно. Подросток приобретает опыт общения: практические умения устанавливать положительные отношения в коллективе, поддерживать коммуникативные контакты в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Водный туризм имеет необходимый потенциал для развития лидерских задатков. Коллективный характер деятельности пробуждает у её участников интерес к жизни в коллективе сверстников.

Включение ученика в туристско-краеведческую деятельность способствует формированию у подростков готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья. Опыт водных походов поддерживает интерес к физическим нагрузкам, создаёт возможность организации собственного досуга активными методами на природе.

Школьный туризм и краеведение – действенные средства формирования у школьников уважительного отношения к выполнению обязанностей Защитника Отечества. Полевые трудности, необходимость терпеть определённые лишения в связи с непогодой и физическими нагрузками развивают волевые качества, формируют уровень самоконтроля, достаточный для ограничения собственных бытовых потребностей на время выполнения воинского долга.

В процессе похода можно сформировать у учащихся готовность к природоохранной деятельности. Смена ландшафтов, посещение природных памятников становится основой восприятия подростком значения живой природы для человека. Краеведческое исследование даёт знание о негативном и позитивном воздействии общества на природную среду. В походе дети приобретают навыки природоохранной деятельности: они выбирают место привала, утилизируют отходы и т.п.

Данный вид похода может охватывать разновозрастные группы детей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, т.к. подростки находятся вне криминализированной среды, влияния неблагоприятных факторов, вызванных техногенным характером села (ДТП, пыль, шум, стрессы и др.)

Цели:

  • пропаганда ЗОЖ;
  • выявление и описание достопримечательностей местной природы;
  • сбор краеведческого материала (исторического и природного);
  • воспитание любви к своей малой родине;
  • формирование экологической культуры;
  • формирование основ безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

  • совершенствовать навыки туристического мастерства;
  • создать условия для физической активности и оздоровления;
  • развивать у подростков чувства товарищества и взаимопомощи;
  • изучать природные условия родного края на основе исследовательской работы;
  • прививать навыки экологического общения с окружающей средой;
  • собирать материал краеведческого характера;
  • пропагандировать водный туризм как эффективное средство активного отдыха, способствующего поддержанию здорового образа жизни.

Форма проведения:

Сплав по реке с обучением техники гребли, страховки, безопасности на воде, исследовательская деятельность.

Проект общешкольный, межпредметный; индивидуально-групповой; недельный

Этапы работы:

  • организационный (создание групп учащихся для работы над проектом, распределение заданий);
  • выбор темы, определение цели (тщательная разработка заданий, плана действий, лист планирования работы в группе);
  • исследование состояния проблемы;
  • сбор материала;
  • написание исследовательской работы;
  • работа над продуктом (презентация, создание диаграмм, буклетов, листовок, памяток);
  • подготовка выступления;
  • подготовка места встречи;
  • защита проекта (использование собранного материала на уроках, выступление на родительском собрании; критерии оценивания проекта);
  • рефлексия (подведение итогов, плюсы и минусы в работе над проектом).

Методика исследования:

Мониторинг состояния воды, наблюдение, взятие проб, работа с определителями, отвес.

Описание маршрута:

Устье реки Суерь, впадающей в реку Тобол; река Тобол до устья реки Емуртла – притока реки Тобол. Общая протяжённость маршрута 83 км.

Населённые пункты: с. Усть-Суерское (Курганская область), с. Коркино, д. Лескова, д. Одино, д. Боровушка, д. Старая Шадрина, д. Губина, д. Осеева.

Исчезнувшие деревни: Зверева, Поляковская, Переладова, Мысовка, Новая Шадрина.

Содержание деятельности:

Задания состоят из сочетания форм групповой и индивидуальной деятельности участников водного туристического похода.

Планирование маршрута водного похода уточняется ежегодно в зависимости от целей и задач исследования, распределение обязанностей. Подготовка личного и группового оборудования. Правила техники безопасности. Правила поведения на воде, в природе, правила сбора даров природы и краеведческого материала. Правила установки палаточного лагеря. Защита от гнуса и клещей. Правила ликвидации мусора.

Ориентирование на местности. Приёмы работы с картой. Условные знаки.

Исследовательская деятельность: определение направления течения реки, глубины и ширины реки на плёсах и омутах, скорости течения. Определение типа растительности, животных и птиц (по мере представления). Сбор гербарного материала, коллекционных пород грунта реки. Определение местонахождения притоков, выходов грунтовых вод, оползней, обрушения берегов реки. Выявление источников загрязнения Тобола.

Знакомство с историей населённых пунктов на берегах реки, сбор краеведческого материала.

Спортивно-игровая программа: тренировочные игры и упражнения на развитие глазомера, ориентирования на местности; подвижные спортивные игры, спортивно-туристские игра

Оформление туристских документов и материалов по итогам похода. Ведение дневника похода. Фоторепортаж.

Участники похода:

Туристская группа формируется из учащихся школы, членов кружка “Юный краевед-эколог”, бойцов отряда “Витязь”. Принять участие в походе могут учащиеся старше 10 лет.

Ожидаемый результат:

  • Оздоровление детей за счёт повышения двигательной активности.
  • Повышение образовательного уровня всех участников водного похода.
  • Преодоление естественных препятствий и трудностей походной полевой жизни, требующих от участников проявления смелости, решительности, осознания собственного духовного потенциала.
  • Сбор материала для исследовательской работы.
  • Для педагога – школа педагогического мастерства.

Итоговый продукт проектной деятельности – исследовательские работы:

  • Физико-географическое исследование реки Тобол.
  • Экология и особенности биотопического распределения личинок стрекоз в старицах реки Тобол.
  • Фауна макро-беспозвоночных реки Тобол.

Технические средства, приборы и оборудование для исследования:

Фотоаппарат, отвес, компас, нивелир технический НВ-1, лодки водоизмещением 800 кг, палатки, туристическое снаряжение, спасательные жилеты, рюкзаки, тент, топор, лопата, костровая стойка, котлы, верёвка, скотч, карта, рукавицы, тетради для описания пути, спортинвентарь, хозяйственный набор.

Личное снаряжение:

Сменная обувь, одежда на случай дождя, носки, средства личной гигиены, миска, кружка, ложка, нож, ремонтный швейный набор, средство от комаров и клещей.

Аптечка:

Перевязочный материал (бинты, вата, салфетки); антисептики (йод, перекись водорода, марганцовка); пластыри (бактерицидные, ленточный, мозольный); ножницы, жгут кровоостанавливающий медицинский; фонарь, спички; жаропонижающие (аспирин, парацетамол); сердечные (валидол, нитроглицерин); противопростудные, от кашля; желудочные (но-шпа, фестал); согревающие растирки.

Ремонтный набор:

Иглы разные в футляре, клей, заплаты резиновые, набор напильников, ацетон, наждачная бумага, пассатижи, изолента, шило в футляре, тесьма, проволока стальная, булавки.

Литература:

  1. Заика, Е.А., Молчанова, Я.П., Серенькая, Е.П. Рекомендации по организации полевых исследований состояния малых водных объектов с участием детей и подростков. [Текст]: / Е.А. Заика, Я.П. Молчанова, Е.П. Серенькая. Научный редактор: доктор физико-математических наук, академик РАЕН Е.В. Веницианов. – Москва — Переславль-Залесский, 2001

  2. Кутикова, Л.А., Старобогатов, Я.И. Определитель пресноводных беспозвоночных Европейской части СССР. [Текст]: / Л.А. Кутикова, Я.И. Старобогатов.

“ТОБОЛИАДА 2010”

(Сценарий сплава по реке Тобол)

Участники:

Начальник лагеря
Нептун
Кикимора
Русалки – 2
Дети – 3

13:00 Во время обеда в столовую к детям приходит начальник лагеря и говорит:

Начальник лагеря: Сейчас по почте пришло странное письмо. К нам в гости изволит лично прибыть король речной, князь тобольный, властелин озёр и прудов, главнокомандующий тайменей, генерал чебаков, полководец окуней, его величество Нептун Нептунович (зачитывает послание) Отроки! После того, как вы наполните свои желудки пищей богов, направляйтесь в сторону стадиона и по неведомым тропам доберитесь до берегов реки Тобол. На пути вы встретите препятствия, но не сворачивайте, верьте в себя, и у вас всё получится.

13:30. Ребята отправляются по заданному маршруту на берег реки Тобол. В переулке их встречает Кикимора

Кикимора:

Вы зачем сюда пришли?
Больше места не нашли?
Уходите все отсюда,
А иначе будет худо!

Дети:

Ты, Кикимора, не ругайся,
Лучше с нами отправляйся!

Кикимора:

Мне с вами некогда гулять:
Мне нужно речку охранять.
А пропустить я вас смогу,
Как только проведу игру.

Кикимора предлагает детям проскакать на берег реки на воображаемых мётлах. Дети “прыгают” в мешках до берега реки. Вдруг у Кикиморы (на берегу уже) раздаётся телефонный звонок:

Кикимора: Да, Кикимора слушает. Слушаюсь, великий Нептун. (Ребятам): Король речной, князь тобольный, властелин озёр и прудов, главнокомандующий тайменей, генерал чебаков, полководец окуней, его величество Нептун Нептунович желает знать, кого тут черти принесли. Представьтесь. (Представление отрядов: название, девиз, объясняют, для чего ребята пожаловали на речку)

Кикимора: Давайте все дружно позовём Нептуна. Повторяйте за мной (3 раза): О великий могущественный Нептун, во имя всего водного на свете приди к нам!

Дети: О великий могущественный Нептун, во имя всего водного на свете приди к нам! (3 раза)

13:45. Под громкий крик “угу-гу-гу-гу-гу-уу”, свист к берегу на лодке приближается Нептун в сопровождении 2 русалок, которые устилают дорогу Нептуна травой камыша.

Нептун:

Оказался здесь не зря я,
До меня дошла молва,
Что речка ваша высыхает,
И люди её загрязняют

Дети:

Здесь собрался весёлый и дружный народ
И речку свою он бережёт,
И в песнях своих
Тоболу он честь воздаёт

Исполняется песня о реке Тобол

Дети:

С Тоболом люди бед не знают,
Однако слишком загрязняют:
В нём и грязь, и в нём отходы,
Не жалеют люди воду.

Дети:

Бросают бутылки, не тушат костры,
Похоже, жить в мусоре рады они.

Дети:

Хотели б мы речку исследовать всю,
Чтоб выяснить, помощь какая нужна для неё.

Нептун поднимается с трона и громко читает:

Нептун:

Я король речной,
Труден мне воздух земной.
Слушайте мой указ
Высочайший мой приказ.

  • Отряду “Витязь” и юным краеведам-экологам принять участие в “Тоболиаде 2010”.
  • Провести исследование, по результатам которого составить план мероприятий по очистке реки, предотвращению экологической беды.

Нептун вручает задание участникам похода

Нептун:

Чтобы утвердилось это решение,
Кое-кому надо принять “крещение”!

Нептун поручает русалкам окропить водой тех, кто идёт в водный поход.

Русалки раздают пластиковые стаканчики, в которые наливают воду. Задача отплывающих выплеснуть воду вверх так сильно, чтобы получился фонтан, который “окропит” идущих в поход

Нептун:

Поздравляю вас с открытием “Тоболиады 2010”
Желаю вам попутного ветра,
Семь футов под килем и
Обойти все речные мели и омуты

Начальник лагеря: С приветственным словом к нам прибыл гость сухопутный, князь земли Упоровской, владыка земель и вод речных САУКОВ

Нептун: А теперь пора прощаться,

В путь-дорогу собираться.

Участники “Тоболиады 2010” рассаживаются по лодкам и отправляются в путь.

Фотоматериалы