Мягкий знак в конце имен существительных после шипящих. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема: Мягкий знак в конце имён существительных после шипящих.

Цели урока:

1. Закрепить знания детей о роли ь в словах.

2. Формировать у детей умение распознавать существительные мужского и женского рода с шипящей на конце; находить орфограмму ь после шипящих у имён существительных и грамотно писать их; развивать умение группировать, анализировать, умение выделять главное.

3. Воспитывать культуру речи, быть внимательным.

Ход урока

I. Организационный момент.

На доске: Что мне делать с этой мышью и с этим малышом?

Учитель: Записать предложение.

Дать характеристику этому предложению. Как вы думаете, с какой целью я предлагаю вам его? (ответы детей.)

Учитель: Ваши ответы интересны, но давайте оставим работу с этим предложением на конец урока.

II. Актуализация опорных знаний, закрепление изученного.

1) На доске: а, ы, и, ь, ж, ш, щ, ч.

– Что записано на доске? (буквы)

– Что мы можем о них сказать? (ответы детей)

2) – Предложите задания с этими буквами.

Варианты заданий:

– На две группы – гласные – согласные. А мягкий знак?

Гласные. Мягкие – твёрдые согласные. Группа ж-ш, ч-щ.

Учитель: – Как вы думаете, почему в этом ряду оказался ь?(Дети: наверное, мы сегодня на уроке будем о нём говорить.)

Верно! Ь – тема нашего урока.

III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

На доске: Ь – ? !

Ч
Щ
Ж
Ш

1)Учитель: Я предлагаю вам следующее задание.

Сейчас я продиктую слова, а вы подумайте, на какие группы их можно разделить (существительные женского и мужского рода).

Запишем их в два столбика. Если возникнут трудности в написании некоторых слов, если вы сомневаетесь, какие писать окончания, ставьте?

Ж. род. М.род
рысь скрипач
лошадь лещ
соль конь
рожь медведь
речь кирпич
власть товарищ
помощь борщ
печь лось

Наблюдаем.

В написании каких слов вы сомневались?

– Посмотрите на доску:

Рожь, печь, товарищ, лещ, скрипач, кирпич, борщ, товарищ, речь, помощь

Назовите согласные на конце слова. В каких словах мы написали Ь?(существительных женского рода)

– Какой вывод мы можем сделать о написании Ь после шипящих на конце в именах существительных?

Вывод: Ж.РОД – Ь

М.РОД – Ь – не пишется.

2) Чтение вывода в учебнике на стр. 143.

IV. Первичная проверка усвоения. Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации.

1 вариант. Выполнение упр.378. и упр.379– по выбору учащихся.-

– Прочитайте задания к этим упражнениям. Как будем работать , самостоятельно или коллективно?

2 вариант. На доске:

Л_тучая мыш?, ак_уратный скр-пач?, вкусная дич?, кр-сивый Ц_ревич?, пот_рял ключ?, ч_десная доч?, ш_рокая печ?, ап-етитный борщ?, ро-кий м_лыш?

– Внимательно прочитайте записи на доске. Что можно о них сказать? (словосочетания, пропущены изученные орфограммы, надо подумать , где будем ставить Ь , а где нет.)

– Какие задания к данным словосочетаниям вы предложите?

(Вставить пропущенные орфограммы, над существительными с шипящей на конце указать род.)

Проверка.

3) Диктант.

“В цирке существительных”

В полночь на манеж вышел циркач и его дочь. На нём был плащ. В руках он держал плащ. Скрипач играл марш. Вот морж поймал мяч. В зале сидела молодёжь, стояла тишь.

– С какой целью именно этот диктант я продиктовала? –Какие задания выполним?

4) – Вернёмся к предложению, с которого начался урок. Кто догадался , почему именно его мы записали?(мышь, малыш)

V. Подведение итогов.

Как вы считаете, всё ли у нас получилось? В чём затруднялись? Что помогло легко справиться с работой? Кто был самым активным?