Тема: Мягкий знак в конце имён существительных после шипящих.
Цели урока:
1. Закрепить знания детей о роли ь в словах.
2. Формировать у детей умение распознавать существительные мужского и женского рода с шипящей на конце; находить орфограмму ь после шипящих у имён существительных и грамотно писать их; развивать умение группировать, анализировать, умение выделять главное.
3. Воспитывать культуру речи, быть внимательным.
Ход урока
I. Организационный момент.
На доске: Что мне делать с этой мышью и с этим малышом?
Учитель: Записать предложение.
Дать характеристику этому предложению. Как вы думаете, с какой целью я предлагаю вам его? (ответы детей.)
Учитель: Ваши ответы интересны, но давайте оставим работу с этим предложением на конец урока.
II. Актуализация опорных знаний, закрепление изученного.
1) На доске: а, ы, и, ь, ж, ш, щ, ч.
– Что записано на доске? (буквы)
– Что мы можем о них сказать? (ответы детей)
2) – Предложите задания с этими буквами.
Варианты заданий:
– На две группы – гласные – согласные. А мягкий знак?
Гласные. Мягкие – твёрдые согласные. Группа ж-ш, ч-щ.
Учитель: – Как вы думаете, почему в этом ряду оказался ь?(Дети: наверное, мы сегодня на уроке будем о нём говорить.)
Верно! Ь – тема нашего урока.
III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
На доске: Ь – ? !
Ч
Щ
Ж
Ш
1)Учитель: Я предлагаю вам следующее задание.
Сейчас я продиктую слова, а вы подумайте, на какие группы их можно разделить (существительные женского и мужского рода).
Запишем их в два столбика. Если возникнут трудности в написании некоторых слов, если вы сомневаетесь, какие писать окончания, ставьте?
Ж. род. | М.род |
рысь | скрипач |
лошадь | лещ |
соль | конь |
рожь | медведь |
речь | кирпич |
власть | товарищ |
помощь | борщ |
печь | лось |
Наблюдаем.
В написании каких слов вы сомневались?
– Посмотрите на доску:
Рожь, печь, товарищ, лещ, скрипач, кирпич, борщ, товарищ, речь, помощь
Назовите согласные на конце слова. В каких словах мы написали Ь?(существительных женского рода)
– Какой вывод мы можем сделать о написании Ь после шипящих на конце в именах существительных?
Вывод: Ж.РОД – Ь
М.РОД – Ь – не пишется.
2) Чтение вывода в учебнике на стр. 143.
IV. Первичная проверка усвоения. Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации.
1 вариант. Выполнение упр.378. и упр.379– по выбору учащихся.-
– Прочитайте задания к этим упражнениям. Как будем работать , самостоятельно или коллективно?
2 вариант. На доске:
Л_тучая мыш?, ак_уратный скр-пач?, вкусная дич?, кр-сивый Ц_ревич?, пот_рял ключ?, ч_десная доч?, ш_рокая печ?, ап-етитный борщ?, ро-кий м_лыш?
– Внимательно прочитайте записи на доске. Что можно о них сказать? (словосочетания, пропущены изученные орфограммы, надо подумать , где будем ставить Ь , а где нет.)
– Какие задания к данным словосочетаниям вы предложите?
(Вставить пропущенные орфограммы, над существительными с шипящей на конце указать род.)
Проверка.
3) Диктант.
“В цирке существительных”
В полночь на манеж вышел циркач и его дочь. На нём был плащ. В руках он держал плащ. Скрипач играл марш. Вот морж поймал мяч. В зале сидела молодёжь, стояла тишь.
– С какой целью именно этот диктант я продиктовала? –Какие задания выполним?
4) – Вернёмся к предложению, с которого начался урок. Кто догадался , почему именно его мы записали?(мышь, малыш)
V. Подведение итогов.
Как вы считаете, всё ли у нас получилось? В чём затруднялись? Что помогло легко справиться с работой? Кто был самым активным?