Обобщающий урок "Производная и ее применение"

Разделы: Математика


Цели:

Дидактические

  • Обобщить теоретические знания учащихся по данной теме.
  • Закрепить умения и навыки, приобретенные учащимися в процессе изучения материала на предыдущих уроках.
  • Определить степень усвоения темы учащимися.

Развивающие

  • Развивать навыки самостоятельной работы и речевой культуры учащихся.

Воспитательные

  • Воспитывать у учащихся организованность, уверенность в своих знаниях.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.

№ п/п

Методические замечания

Время

Ход урока
1. Организационный момент 1 мин. Учитель говорит о том, что сегодня обобщающий урок по теме: “Производная и ее применения”, объявляет цели урока.

I этап

Правила вычисления производных

2. Игра в математическое

лото (Производные основных функций”)

2 мин. Чтобы настроиться на работу поиграем в математическое лото (Приложение 1).
3. Разминка 4 мин. Проводится в виде математической эстафеты.

По одному учащиеся каждого ряда (по желанию) выходят к доске, решают очередное задание и передают мел по эстафете.

Задание: Найти производную функции.

1 ряд

1.у = х5

2. у = х-3

3. у = Зх2 - 7х

4. у = sin х + 3

5. у = х * cos х

2 ряд

1. у = х4

2. у = х-7

З.у = 2х3 + 5х

4. у = cos х - 5

5. у = х * sin х

4. Самостоятельная работа № 1 5 мин. Один из учащихся (каждого варианта) комментируют решение через мультимедийный проектор.

Вариант I

Вариант II

Задание (учитель проецирует через интерактивную доску)
№ п/п

Методические замечания

Время

Ход урока
      f(x) = (x+5)/(x-5)

Найдите f' (6)

f(x) = (x+2)/(x-2)

Найдите f' (3)

Задание: (учитель проецирует через интерактивную доску)
Решить уравнение: f'(х) = 0, если f(x) = x2+3x-3 Решить неравенство: f'(х) > 0, если f(x) = x2-3x+l

II этап

Производная сложной функции

5. Фронтальный опрос 2 мин. Чему равна производная степени, корня квадратного, синуса, косинуса, тангенса по правилу дифференцирования сложной функции?
6. Решение у доски с комментированием 3 мин. Задание: f (х) = (3-2х)6

Найти: f'(1)

Решение: f'(x) = 6 (3-2х)5 (3-2х)'= -12(3-2х)5

f' (1) = -12

Ответ: f' (1) = - 12

7. Самостоятельная работа №2 3 мин. Задание:

(учитель проецирует через интерактивную доску)

Найдите производную сложной функции.

Вариант I

Вариант II

1. у =

2. у = sin (2x+3)

3. у = cos 5x

1. у =

2. у = sin Зх

3. у = cos (2х-7)

III этап

Применения производной в геометрии и физике

8.

Фронтальный опрос

2 мин. 1. Какую прямую называют касательной к графику функции f в точке (х0; f(x0)?

2. В чем состоит геометрический смысл производной?

3. Напишите уравнение касательной к графику функции f(x0f(x0))

4. В чем состоит механический смысл производной?

9. Проверка домашнего задания (через мультимедийный проектор учащийся комментирует решение задачи) 3 мин. Задание: Напишите уравнение касательной к графику функции f(x)=x2 -2x в точке с абсциссой X0=2

Решение:

y = y0+f' (xo)(x-xn)- уравнение касательной в общем виде.

f'(x) = 2x-2; f/(x0) =2;

y0 = f(2) = 22-2*2 = 0;

у = 0 + 2 (х-2) = 2х - 4

Ответ: у = 2х - 4

№ п/п

Методические замечания

Время

Ход урока
10. Самостоятельная работа №3 3 мин. Задание: Точка движется по закону (прямолинейно)

Вариант I

Вариант II

х (t)= t2 + 5

х (t) = 2t2 + 1

Найдите ее скорость в момент времени

t = 3 c

t = 2 c

(Перемещение измеряется в метрах)

IV этап

Возрастание и убывание функции. Точки экстремума.

11. Фронтальный опрос 2 мин. 1. Какую точку называют критической точкой
функции?

2. Сформулируйте признак возрастания (убывания)
функции.

12. Самостоятельная работа №4 5 мин. Задание: Найдите промежутки возрастания и убывания функции

Вариант I

Вариант II

у = х3 - 3х2

у = 2х3 - 3х2 + 5

IV этап

Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке

  Сформулируйте правило нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.

13.

Тестирование

5 мин./

Учащиеся (каждого варианта) решают задания на компьютере.

 

Вариант I

Вариант II

  Задание:

Определите наибольшее и наименьшее значения

функции у = 4х - х2 на отрезке [-1; 6]

Задание:

Определите наибольшее и наименьшее значения функции у = х2 - 2х на отрезке [-1; 4]

Вариант III

Вариант IV

Задание:

Определите наибольшее и наименьшее значения функции у = х2 - 6х на отрезке [0; 5]

Задание:

Определите наибольшее и наименьшее значения функции у = 2х – х2 на отрезке [-2; 2]

№ п/п Методические замечания

Время

Ход урока
1.

Вступительная минутка

2 мин. Учитель говорит о том, что сегодня обобщающий урок по теме: “Производная и ее применение”, объявляет цели урока.

I ЭТАП

Правила вычисления производных

2.

Игра в математическое лото (Производные основных функций”)

2 мин.

Чтобы настроиться на работу поиграем в математическое лото (Приложение 1).

3.

Разминка

4 мин.

Проводится в виде математической эстафеты.

По одному учащиеся каждого ряда (по желанию) выходят к доске, решают очередное задание и передают мел по эстафете.

Задание: Найти производную функции.

№ п/п

Методические замечания

Время

Ход урока
14. Итог урока 2 мин. Учащимся предлагается отгадать кроссворд по теме: “Производная”
     

      Вопросы:

По горизонтали:

1. Как называется точка, в которой производная функции равна нулю или не существует?

2. Как называется точка, в которой производная меняет знак с минуса на плюс?

По вертикали:

1. Как называют независимую переменную х для функции f (х)?

2. Одно из основных понятий планиметрии?

3. Как называется точка, в которой функция имеет максимум или минимум?

4. Как называется соответствие, при котором каждому числу х из данного множества сопоставляется по некоторому правилу число у, зависящее от x?

15.

Подведение итогов

3 мин.

Заключительное слово учителя.

Литература

  1. Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа: учебн. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др.; под ред. А.Н.Колмогорова. – 15-е изд. – М.; Просвещение, 2006. -384 с.
  2. ЕГЭ 2008. Математика. Тематические тренировочные задания / В.В.Корчагин. -М.; ЭКСМО, 2008. –136 с.
  3. ЕГЭ. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие / Л.Д.Лаппо. – М.: “Экзамен”, 2009. – 79 с.