Элективный курс "Развитие речи и культура общения"

Разделы: Начальная школа


Перед учителем стоит задача не только расширить словарный запас ученика, показать ему богатство русской речи, правила построения словосочетаний и предложений, но что более важно и ценно – научить его владеть устной и письменной речью.

Учитель может выполнить такую задачу, если он сам будет носителем высокой речевой культуры, кроме того, он должен хорошо знать типичные ошибки в речи учащихся, причины их появления. Такое знание позволит ему эффективно спланировать работу по предупреждению и устранению ошибок в процессе обучения развития речи.

Предлагаю материал дополнительных занятий по развитию речи младших школьников.

На занятиях учащиеся: задумываются над значениями слов, над устойчивыми оборотами речи;

– учатся:

  • правильно строить свои речевые высказывания;

  • определять тему и главную мысль текста

  • составлять текст.

Надеюсь, что материалы занятий помогут учителю выработать у учащихся необходимые навыки и умения по развитию речи.

Ход урока

Основная часть.

1. Речь – средство передачи мыслей и чувств. Виды речи.
2. Язык мой – друг мой (значение слова язык).
“Язык – инструмент, необходимо хорошо его знать, хорошо им владеть”. М.Горький
3. Зачем нужны звуки речи?
4. Устная речь: умеем ли мы говорить, окраска твоего голоса.
5. Трудно ли быть грамотным? (ударные и безударные гласные)
5. Секреты волшебной речи (речные секреты).
7. Как делаются слова? Как работает слово?
8-9. Чудесные превращения слов.
10. Помощник устного слова (первичные представления о роли мимики, жестов).
11. Разные слова. Какие бывают слова.
12-13. Учимся вежливости: слова волшебные, простые, важные.
14. Слова– выражение просьбы, благодарности.
15. Слова – приветствия.
16. Слова – прощания.
17. Слова веселит, огорчает, утешает.
18. Если слово непонятно (этимология слов).
19. Скрытая просьба.
20. Слова – извинения.
21. Весёлые рифмы.
22. Быть внимательным к окружающим. Уметь слушать собеседника.
23-24. Слушали, услышали, прослушали.
25. Как нужно вести себя во время разговора.
26-27. Учимся строить предложения.
28. Техника речи (дикция, скороговорки).
29. Рассказы по картинкам.
30. Решение лингвистических задач.
31. Урок “Почемучек”.
32. “Ребусы”.
33. Как узнать что-то новое.
34. Правила поведения в театре.

Практикум по курсу “Развитие речи и культура общения”

Пословицы и поговорки о языке и речи.

1. Умные речи приятно и слушать.
Хорошую речь хорошо и слушать.
Хорошая речь слаще мёда.

2.Коротко и ясно, оттого и прекрасно.
Можно много сказать и в короткой речи.
От его словца не дождёшься конца.

3.Видна птица по перьям, а человек по речам.
По речи узнают человека.
Говорит день до вечера, а послушать нечего.

Пословицы и поговорки о поведении человека.

1.Умный человек подобен роднику.
Землю красит солнце, а человека – труд.
Труд кормит, а лень – портит.
Сам себя губит – кто других не любит.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Всякий человек в деле познаётся.
Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.

Работа с пословицами и поговорками.

– Подумайте, в каких ситуациях можно использовать ту или иную поговорку.

– Прочитайте текст, и выбери одну из записанных поговорок в качестве названия. Почему выбрал именно эту?

– Выберите пословицу, суть которой ты понял лучше, и придумай историю, расшифровывающую её смысл.

– Выбери пословицы, которые объединяет единый смысл (которых одна главная мысль). Почему выбрал именно эту? Что их объединяет?

– Найди лишнюю пословицу. Почему она лишняя?

Часть 1. СЛОВО.

При работе над словом учитель должен знать, что в русском языке распространено явление синонимии, многозначности и омонимии. При работе над синонимами и антонимами необходимо помнить, что к ним относятся слова одной и той же части речи. В обучении языку словарная работа выделяется в особый раздел. Одной из её целей является ознакомление учебника с лексическим значением новых для него слов или слов, значение которых дети понимают неправильно.

  1. Объяснение непонятных слов, в том числе мотивированных названий.
  2. Наблюдение сочетаемости слов с другими словами.
  3. Сравнение с синонимами и антонимами.

Требования программы:

– наблюдения внутреннего единства слова – формы, знака и значения;
– практической ознакомление с этимологией, омонимами, синонимами, антонимами, многозначностью.

1. Обучение грамоте

    Ворона каркает, а сорока? Сорока –
    Сова летает, а кролик? Кролик –
    Корова ест сено, а лиса? Лиса –
    Крот роет нору, а сорока? Сорока –
    Петух кукарекает, а курица? Курица –

2. Рифма

1) Подобрать свои рифмы.

– В реке большая драка: поссорились два (рака).

– Где обедал воробей? – В зоопарке у (зверей).

– Ра-ра-ра– начинается (игра).

– Ры-ры-ры– у мальчиков (шары).

– Ро-ро-ро– у Раи новое (ведро).

– Ар-ар-ар– кипит наш (самовар).

– Ор-ор-ор– созрел красный (помидор).

– Ир-ир-ир– мой папа (командир).

– Арь-арь-арь– на стене висит (фонарь).

– Ло-ло-ло– на улице (тепло).

– Ша-ша-ша мама моет (малыша).

– Жа-жа-жа есть иголки у (ежа).

– Су-су-су– было холодно в (лесу).

2) Вставить подходящие по смыслу слова “сам придумай”.

У – высокий рост,

(цыплёнок, слон, волк,

У – пушистый хвост,

мартышка, козлёнок, лиса)

У – тонкие ножки,

 

У – острые зубы,

про ежа и про ужа).

3) Расположить предложения так, чтобы получились стихи.

    Не набрать мне столько за год
    В лес ходила я Мариной
    Набрала подружка ягод
    За черникой и малиной

4) Подобрать рифму.

Рак

том

юла

Мак

гром

игла

Лак

гном

легла

Продолжение статьи