Перед учителем стоит задача не только расширить словарный запас ученика, показать ему богатство русской речи, правила построения словосочетаний и предложений, но что более важно и ценно – научить его владеть устной и письменной речью.
Учитель может выполнить такую задачу, если он сам будет носителем высокой речевой культуры, кроме того, он должен хорошо знать типичные ошибки в речи учащихся, причины их появления. Такое знание позволит ему эффективно спланировать работу по предупреждению и устранению ошибок в процессе обучения развития речи.
Предлагаю материал дополнительных занятий по развитию речи младших школьников.
На занятиях учащиеся: задумываются над значениями слов, над устойчивыми оборотами речи;
– учатся:
правильно строить свои речевые высказывания;
определять тему и главную мысль текста
составлять текст.
Надеюсь, что материалы занятий помогут учителю выработать у учащихся необходимые навыки и умения по развитию речи.
Ход урока
Основная часть.
1. Речь – средство передачи мыслей и чувств.
Виды речи.
2. Язык мой – друг мой (значение слова язык).
“Язык – инструмент, необходимо хорошо его знать,
хорошо им владеть”. М.Горький
3. Зачем нужны звуки речи?
4. Устная речь: умеем ли мы говорить, окраска
твоего голоса.
5. Трудно ли быть грамотным? (ударные и безударные
гласные)
5. Секреты волшебной речи (речные секреты).
7. Как делаются слова? Как работает слово?
8-9. Чудесные превращения слов.
10. Помощник устного слова (первичные
представления о роли мимики, жестов).
11. Разные слова. Какие бывают слова.
12-13. Учимся вежливости: слова волшебные, простые,
важные.
14. Слова– выражение просьбы, благодарности.
15. Слова – приветствия.
16. Слова – прощания.
17. Слова веселит, огорчает, утешает.
18. Если слово непонятно (этимология слов).
19. Скрытая просьба.
20. Слова – извинения.
21. Весёлые рифмы.
22. Быть внимательным к окружающим. Уметь слушать
собеседника.
23-24. Слушали, услышали, прослушали.
25. Как нужно вести себя во время разговора.
26-27. Учимся строить предложения.
28. Техника речи (дикция, скороговорки).
29. Рассказы по картинкам.
30. Решение лингвистических задач.
31. Урок “Почемучек”.
32. “Ребусы”.
33. Как узнать что-то новое.
34. Правила поведения в театре.
Практикум по курсу “Развитие речи и культура общения”
Пословицы и поговорки о языке и речи.
1. Умные речи приятно и слушать.
Хорошую речь хорошо и слушать.
Хорошая речь слаще мёда.
2.Коротко и ясно, оттого и прекрасно.
Можно много сказать и в короткой речи.
От его словца не дождёшься конца.
3.Видна птица по перьям, а человек по
речам.
По речи узнают человека.
Говорит день до вечера, а послушать нечего.
Пословицы и поговорки о поведении человека.
1.Умный человек подобен роднику.
Землю красит солнце, а человека – труд.
Труд кормит, а лень – портит.
Сам себя губит – кто других не любит.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Всякий человек в деле познаётся.
Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.
Работа с пословицами и поговорками.
– Подумайте, в каких ситуациях можно использовать ту или иную поговорку.
– Прочитайте текст, и выбери одну из записанных поговорок в качестве названия. Почему выбрал именно эту?
– Выберите пословицу, суть которой ты понял лучше, и придумай историю, расшифровывающую её смысл.
– Выбери пословицы, которые объединяет единый смысл (которых одна главная мысль). Почему выбрал именно эту? Что их объединяет?
– Найди лишнюю пословицу. Почему она лишняя?
Часть 1. СЛОВО.
При работе над словом учитель должен знать, что в русском языке распространено явление синонимии, многозначности и омонимии. При работе над синонимами и антонимами необходимо помнить, что к ним относятся слова одной и той же части речи. В обучении языку словарная работа выделяется в особый раздел. Одной из её целей является ознакомление учебника с лексическим значением новых для него слов или слов, значение которых дети понимают неправильно.
- Объяснение непонятных слов, в том числе мотивированных названий.
- Наблюдение сочетаемости слов с другими словами.
- Сравнение с синонимами и антонимами.
Требования программы:
– наблюдения внутреннего единства
слова – формы, знака и значения;
– практической ознакомление с этимологией,
омонимами, синонимами, антонимами,
многозначностью.
1. Обучение грамоте
Ворона каркает, а сорока? Сорока –
Сова летает, а кролик? Кролик –
Корова ест сено, а лиса? Лиса –
Крот роет нору, а сорока? Сорока –
Петух кукарекает, а курица? Курица –
2. Рифма
1) Подобрать свои рифмы.
– В реке большая драка: поссорились два (рака).
– Где обедал воробей? – В зоопарке у (зверей).
– Ра-ра-ра– начинается (игра).
– Ры-ры-ры– у мальчиков (шары).
– Ро-ро-ро– у Раи новое (ведро).
– Ар-ар-ар– кипит наш (самовар).
– Ор-ор-ор– созрел красный (помидор).
– Ир-ир-ир– мой папа (командир).
– Арь-арь-арь– на стене висит (фонарь).
– Ло-ло-ло– на улице (тепло).
– Ша-ша-ша мама моет (малыша).
– Жа-жа-жа есть иголки у (ежа).
– Су-су-су– было холодно в (лесу).
2) Вставить подходящие по смыслу слова “сам придумай”.
У – высокий рост, |
(цыплёнок, слон, волк, |
У – пушистый хвост, |
мартышка, козлёнок, лиса) |
У – тонкие ножки, |
|
У – острые зубы, |
про ежа и про ужа). |
3) Расположить предложения так, чтобы получились стихи.
Не набрать мне столько за год
В лес ходила я Мариной
Набрала подружка ягод
За черникой и малиной
4) Подобрать рифму.
Рак |
том |
юла |
Мак |
гром |
игла |
Лак |
гном |
легла |