Цели урока:
- знакомство с порядковым числительным “десятый”, его получением и записью; закрепление навыков порядкового счёта; закреплять умение сравнивать числа;
- развивать мышление, внимательность, память, речь, интерес к предмету;
- воспитывать добросовестное отношение к учёбе, усидчивость;
Материал к уроку: учебник, рабочая тетрадь, цифровая касса, веер, поезд с вагонами, домики, смайлики.
Ход урока
I. Организационный момент (мотивация)
У: Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно, ребята, для вас. Ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового. Ребята, на прошлых уроках вы знакомились с числами до 9, учились их записывать. Сегодня нам эти знания пригодятся.
1) Откройте свои цифровые кассы и начнём работу. В результате мы с вами повторим и закрепим изученный материал.
1. Покажите наибольшее однозначное число.
2. Покажите число, которое на 1 меньше этого числа.
3. Покажите число, которое находится между 4 и 6.
4. Покажите цифрой, сколько ножек у стола? А у петуха? На сколько ножек у стола больше?
5. Покажите число, которое предшествует числу 9.
6. Положите карточку с этим числом на парту, а рядом карточку с числом, которое на 1 больше. Какие числа выложили?
7. Сравните эти числа (8< 9, 9 >8).
8. Считаем устно, ответ показываем цифровыми карточками.
7 да 1 6 без 1 3 + 2 7 - 1
9. А теперь решим задачу. (На доске рисунок)
На ветке росло 8 груш. Мальчик одну грушу сорвал. Сколько груш осталось на ветке? (Повторяется условие задачи, вопрос, решение записывают с помощью карточек, говорят вслух решение и ответ).
10. Составьте задачу по рисунку (по выбору учителя).
11. Ребята, назовём хором все изученные числа. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
- Сколько мы изучили чисел? (9)
II. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы познакомимся с числом 10.
2) Работаем по учебнику с. 28. Рассмотрите верхний рисунок.
- Сколько ребят уже заняли свои места в ряду? (9)
- Которым по счёту будет мальчик? (Десятым)
- Сколько станет зрителей в ряду, когда и он займёт своё место? (10). А записывается это число двумя знаками 1 и 0. Это двузначное число. (Читаю стишок С. Маршака)
- Как получилось число 10? (9 + 1 = 10)
- Сравним эти числа. Что больше 9 или 10? (9 < 10 или 10 > 9)
3) Письмо числа 10. Работа в тетради.
Объяснение написания числа 10 учителем по таблице в учебнике и на доске.
- Число 10 пишется в двух клеточках. Цифра 1 пишется в правой половинке клеточки, а цифра 0 в левой половинке клеточки.
Запись числа 10 по образцу, данному в учебнике. Показ учителем на доске правильной записи числа 10. Дети пишут в тетради две строки.
4) Физкультминутка.
Вот помощники мои,
Их как хочешь, назови.
Это пальчики мои!
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел,
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Можешь пальцы сосчитать:
Один, два, три, четыре, пять.
Один, два, три, четыре, пять –
Десять пальцев пара рук -
Вот твое богатство, друг.
5) Работа с учебником.
- Рассмотрите внимательно рисунок. Сосчитайте всех героев сказки, подумайте и сделайте вывод, смогут ли они все плыть на паруснике, если он может взять на борт только 10 пассажиров? (Учащиеся считают и делают вывод)
Д: Да, так как сказочных героев всего 10. Послушайте, ребята, отрывок из сказки. Это очень важно.
(Учитель читает отрывок из сказки про Козленка, который учился считать до 10).
“Они мчались сломя голову, не разбирая дороги, и добежали так до речки. А у причала стоял небольшой парусник. На борту парусника они увидели Петуха, Пса, Барана и Кота. Петух был капитаном, Пес – лоцманом, Баран – юнгой, а Кот – корабельным поваром.
- Остановитесь! – закричал Петух, увидав животных, которые неслись не чуя под собой ног. Но уже было поздно. Козленок оттолкнулся копытцами от причала и прыгнул на борт парусника. За ним бросились все остальные. Парусник покачнулся, заскользил по воде, и его понесло на самое глубокое место реки. Ох и перепугался же Петух!
- Ку-ка-ре-ку! На помощь! – закричал он не своим голосом. - Парусник тонет! Все так и затряслись от страха! А Петух опять закричал громко-прегромко:
- Кто из вас умеет считать?
- Я умею, - сказал Козленок.
- Тогда пересчитай всех нас поскорее! Парусник может выдержать только 10 пассажиров.
- Скорее считай, скорее! - закричали все хором.
И Козленок начал считать:
- Один-это я, два – это Теленок, три -это Корова, четыре - это Бык, пять - это Конь, шесть – это Свинья, семь – это Кот, восемь – это Пес, девять – это Баран и десять – это Петух.
- Ура Козленку! Ура-а-а-а! – закричали тут все в один голос.
Потом пассажиры переправились через реку и сошли на берег. А Козленок с тех пор и остался на паруснике. Он теперь работает там контролером. И всякий раз, когда Петух сажает на свой парусник зверей, Козленок стоит у причала и считает пассажиров”.
У: Чему учит нас эта сказка?
Д: Надо учиться считать. От этого умения зависит даже жизнь.
6) Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по стране Математика на сказочном поезде, так как нас в классе три раза по десять и мы все не сможем уплыть на паруснике.
- Но чтобы наш поезд тронулся, мы должны прицепить вагончики по порядку. Ответ, решённого примера, будет номером вагончика.
- Чтобы правильно расставить номера вагончиков, давайте повторим счёт.
а) Счёт прямой и обратный.
б) Работа с веером цифр.
- Какое число идёт при счёте за числом 3, 6, 9?
- Какое число идёт перед числом 2, 5,8?
- Покажите “соседей” чисел 4, 7, 9.
- Молодцы! Ну, а теперь нам будет просто найти номера вагончиков.
7) Решаем.
4+1 6+2 3-2 7-1 2+2 9+1 4-2 8-1 2+1 7+2
8) Игра “Составим поезд”.
- Представили, что мы едем в поезде, и чтобы наш поезд не сбился с пути, мы посчитаем до 10. Вот и остановка. И наша первая станция называется.
а) Станция “ Занималкино”. Игра “Засели дом”.
- Молодцы, ребята, справились с заданием!
б). Сели в поезд и едем дальше. Торопится поезд, вагоны стучат, а в этих вагонах ребята сидят. И вот остановка “Смекалкино”.
9) Работа в тетради для самостоятельных работ на с 27 №4. Дорисуй предметы в каждой рамке до десяти. Дополни записи к рисункам. (Задания учащиеся выполняют самостоятельно, по ходу выполнения учитель оказывает индивидуальную помощь).
а) Решить цепочку примеров. Ответ показать цифрой. (Примеры записаны на доске).
4 + 3 = (7) | 8 - 3 = (5) | 3 + 3 = (6) |
7 + 1 = (8) | 5 - 2 = (3) | ... (6 - 2 = 4) |
- Что заметили? (Примеры круговые). Дополните своим примером, чтобы круг замкнулся. Разделите на 2 группы.
- Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились!
10) Едем дальше, и чтобы наш поезд не сбился с пути, мы посчитаем обратно от 10 до 0.
Остановка “Задачкино”
Творческие задачи:
1) В комнате зажгли две свечи. Потом одна из них погасла. Сколько свечей осталось? (2).
2) В хоре 7 кузнечиков песни распевали. Вскоре 5 кузнечиков голос потеряли. Сколько кузнечиков осталось певчих? (2).
Решение задачи по рисунку (на доске нарисовано дерево, на дереве 6 яблок, а 1 яблоко упало).
- Как называется дерево? Почему?
- Составить по увиденному задачу в вопросе которой присутствовали бы слова "Сколько всего…?"
Анализируем задачу и по ходу анализа делаем к задаче рисунок.
- Молодцы, ребята, едем дальше. А вот остановка “Узнавалкино”.
а) Геометрический материал.
Чтобы выйти из леса, вы должны перейти ров.
- какие фигуры видите?
- сколько их?
- переложите 2 палочки, чтобы стало 4 треугольника
- какая ещё фигура получилась?
б) А как называется эта фигура? (Показываю квадрат)
На доске: сколько здесь квадратов, ребята?
А здесь?
Чем отличаются друг от друга ёлочки? В какой ёлочке больше треугольников и на сколько?
- Едем дальше и наша конечная остановка “Решайкино”.
Письменное задание.
Сравните: >, <, = (по цепочке у доски под диктовку учителя)
7*5 7*4 7*2
6*7 3*7 1*7
(проверить друг друга)
- Молодцы, ребята! Со всеми заданиями вы справились хорошо, этим вы доказали, что уже научились считать. А вот послушайте, как считал один мальчик, тоже первоклассник.
(Стихотворение Б. Заходера “Два и три”)
Пошёл Серёжа в 1 класс.
С Серёжей не шути,
Считать умеет он у нас
Почти до десяти!
Не грех такому мудрецу
Задрать курносый нос,
Вот как-то за столом отцу
И задал он вопрос.
- Два пирожка тут, папа, да? (Два пирожка на тарелке).
А хочешь на пари!-
Я доказать могу всегда,
Что их не два, а три!
Считаем вместе: вот один, (Берёт один и кладёт опять на тарелку).
А вот и два, смотри!
А папа говорит:
- Ну что ж возьму я эти два, (Забирает два пирожка).
А третий ты бери.
- Правильно считал Серёжа, ребята! Мы ещё раз убедились. Как важно правильно считать! А у нас уже все умеют считать правильно. Давайте ещё раз посчитаем до10 и обратно хором.
Итог урока.
- Что узнали сегодня на уроке?
Чему научились!
Оцените урок своими смайликами.