Классный час "Мой выбор, путь самоопределения"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: определить профессиональную готовность учащихся 11 “В” класса.

Форма проведения: мини-тренинг, дискуссия.

Необходимый материал: таблицы “Базовые ценности”, “Что такое жизненный успех?”, “Способы достижения успеха”, результаты анкетирования родителей, учащихся. Использование ИКТ при проведении классного часа.

Присутствовали и принимали активное участие: учащиеся 11 “В” класса, родители, учителя, администрация школы.

Подготовили и провели. Классный руководитель Швецова Ольга Петровна. Творческая группа учащихся класса в составе: Бибиков Дмитрий, Вайда Ксения, Грейзик Татьяна, Девятов Виктор, Зайкова Евгения, Набиулина Алина, Юринова Александра. Криванкова Инна Анатольевна (родитель, психолог),

Присутствующие рассаживались в два полукруга, ученики – первый, взрослые – второй.

Работа проходила в виде блоков-упражнений. Каждый блок проводил ведущий.

1. Упражнение “Жил – был у бабушки серенький козлик…”

Цель: научить участников находить свою долю ответственности за принятия решения.

Ведущий Девятов Виктор.

Жил-был у бабушки серенький козлик… Всем известно, что потом с ним приключилось. Кто в ответе за то, что остались от козлика рожки да ножки? Виноват ли сам козлик, что отлучился и в дремучий лес? А может, виноват злой Серый Волк, задравший с голодухи несчастное животное? А может за ситуацию полностью отвечает та самая бабушка, которая оставила козлика без присмотра… Попробуйте выразить своё мнение. Дискуссия, обсуждение ситуации и диаграмма на классной доске. А теперь нарисуем для себя диаграмму ответственности за принятие решения, связанного с выбором профессии. Кто отвечает за решение, и в каком объёме: учителя, родители, профконсультанты, друзья, я.

В результате дискуссии был сделан такой вывод:

2. Упражнение “Рейтинг ошибок”

Цель: анализ типичных ошибок при выборе профессии; нахождение способов защиты от ошибок.

Необходимый материал: слайд со списком “Ошибки в выборе профессии”.

Ведущая Набиулина Алина.

Необходимо выбрать три ошибки, которые кажутся наиболее опасными для вас, т.е. вы видите для себя большую вероятность совершить именно эту ошибку (а может, вы её совершили или совершаете сейчас).

По очереди называют номера. Алина отмечает номера. Проводится рейтинг. Отвечают на вопросы и ученики, и взрослые.

  1. Что нужно ПРЕКРАТИТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?
  2. Что нужно ПРОДОЛЖАТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?
  3. Что нужно НАЧАТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки? Идёт обсуждение способов защиты от ошибок. Делаются выводы.

3. Упражнение “Профессия – специальность”

Цель: повышение у участников уровня осознания специализации в рамках той или иной профессии; расширение информированности о многообразии профессионального труда.

Ведущий Бибиков Дмитрий.

На слайде объяснение понятий “профессия” и “специальность”.

Дима называет профессии, а присутствующие называют соответствующие специальности.

Врач (хирург, стоматолог, окулист)

Психолог (зоопсихолог, медицинский психолог, педагогический психолог, инженерный психолог…)

Теперь наоборот. Дима называет специальность, а присутствующие по очереди – профессию.

Веб-дизайнер (профессия ДИЗАЙНЕР).

Дизайнер одежды, дизайнер обуви, дизайнер интерьера, дизайнер ландшафта. Список профессий составляли сами участники. В классе проводилась “Игра в лотерею”, “рука судьбы”, или случайный выбор профессии на предыдущем классном часе.

4. Упражнение “Самая – самая”

Цель: повысить уровень ориентации в мире профессионального труда; лучше осознать особенности профессий, связанных с престижностью.

Ведущие Девятов Виктор и Набиулина Алина.

Были предложены необычные характеристики профессий. Участники называли профессии, которые подходят для данной характеристики. Записывали варианты и обсуждали, какая из этого списка профессия является “самой – самой”. Ведущие направляли дискуссию, задавая вопросы: “Как ты определил, что эта профессия обладает данной характеристикой? Откуда ты об этом узнал?”.

Были предложены следующие характеристики:

  • cамая “зелёная” профессия;
  • cамая “сладкая” профессия;
  • Самая “волосатая” профессия;
  • cамая “неприличная” профессия;
  • cамая “детская” профессия;
  • cамая “смешная” профессия;
  • cамая “высокая” профессия;
  • cамая “дикая” профессия;
  • cамая “праздничная” профессия;
  • cамая “мужская” профессия;
  • cамая “женская” профессия;
  • cамая “человечная” профессия;
  • cамая “мужественная” профессия.

5. Упражнение “Цепочка профессий”

Цель: развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.

Ведущая Юринова Александра.

Сейчас мы по кругу выстроим “цепочку профессий”. Я назову первую профессию – металлург, следующий называет профессию, близкую металлургу – повар и объясняет сходство: имеют дело с  огнём, с высокими температурами, с печами.

6. Упражнение “Сказка про зайца”

Цель: проективное и метафорическое исследование участниками понятия “профессиональная роль”; выяснение последствий (для себя и для окружения) занятия чужой профессиональной роли.

Ведущая Вайда Ксения.

Сейчас я расскажу вам начало сказки, продолжение которой вам нужно будет придумать самим.

Сказка про зайца

На зиму зайцы меняют свою шкурку. Для этого они приходят на склад, сдают свою летнюю серую старенькую поношенную шкурку и берут взамен белую, более пушистую и тёплую. Одному зайцу не хватило новой шкурки, и кладовщик сжалился над ним и дал лисью, чтобы заяц не замёрз…

Продолжите сказку… Что произошло дальше?

Все присутствующие разбились на группы. Продолжение готовили в виде стенгазеты с рассказом. Использовались вырезки из журналов, надписи, рисунки. Время для подготовки 15 минут.

Время истекло и группы стали предлагать свои варианты. Возникли очень интересные истории: путешествие, изгнание и счастливый конец, суд и т.д. Возникла дискуссия – что же происходит с людьми, когда они начинают выполнять чужую (не свою) роль? Высказывались все, различные были сделаны выводы, но все сошлись во мнении, что у каждого своя роль и нужно жить соблюдая законы и правила жизни самому в “своей шкурке”, у каждого должен быть свой выбор, путь самоопределения и жизненный успех.

7. Упражнение “Снятие внутренних ограничений”

Цель: осознание своих внутренних ограничений; овладение инструментом пошагового снятия внутренних ограничений.

Необходимый материал: лист бумаги, ручка.

Ведущие Грейзик Татьяна и Зайкова Евгения.

  1. На пути достижения наших целей нам часто встречаются различные препятствия. Их можно преодолеть. Их можно условно разделить на внешние и внутренние. Многие считают, что с внутренними препятствиями справиться бывает порой сложнее, чем с внешними. Как мы говорим о наших внутренних ограничителях? Обычно мы начинаем со слов: “Я не могу…” Сейчас мы попробуем по шагам преодолеть некоторые наши внутренние ограничения. Возьмите чистый лист и 5 раз напишите фразу “Я не могу…”, оставляя свободное место, чтобы её закончить.
  2. Завершите незаконченные предложения, т.е.напишите, что вы НЕ можете делать(сделать). Кто может прочитать некоторые свои мысли вслух для всех?
  3. Теперь во всех своих фразах ЗАЧЕРКНИТЕ слово “могу”, а вместо этого слова напишите сверху слово “хочу”. Что у вас получилось? Прочитайте свои фразы с новым словом.
  4. Следующий шаг. Везде зачеркните частицу “НЕ”. Прочитайте, что у вас получилось. Сейчас вы должны задать себе очень важный вопрос: “Действительно этого хотите?” Прочитайте ещё раз свои фразы и сделайте ударение на слове “хочу”.
  5. И наконец, завершающий шаг. Допишите после слова “хочу” словосочетание “ И ЛЕГКО МОГУ”. У вас получится “Я хочу и легко могу…” - и далее по вашему тексту. Теперь давайте произнесём наши новые фразы вслух.

Классный руководитель Швецова О.П.: посмотрите на экран. В завершении классного часа – я говорю о вас (Просмотр слайдов о учащихся, фотографии с уроков, перемен, в столовой – необычные и неизвестные кадры, сюрприз).

Рефлексия.

Устные высказывания – продолжить фразу:

Для меня самым важным было…

В нашем общении для меня самым главным было…

Меня удивило…

Моё настроение…

Вывод - подобные мероприятия помогают:

  1. Включить в коллективную творческую деятельность.
  2. Обеспечивают высокий уровень интеллектуального развития учащихся.
  3. Создают условия для правильного выбора профессии и успешной жизни и деятельности в условиях современного общества.

Литература

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, ЦИТ, 2000.
  2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии ипсихогигиене общения. М, 1987.
  3. Игры – обучение, тренинг, досуг…/под ред. В.В.Петрусинского. М, 2009.
  4. Идея сказки от Алексея Баталова (народный артист СССР), “Сказка про зайца”, “Сказка про серого козлика”. М, 2008.
  5. Каникулы: игра, воспитание. /под ред. О.С.Газмана, М, 1988.
  6. Сомова И.В. Игра в педагогическом процессе. Новосибирск, 2008.