Тематическое занятие с элементами развлечения в подготовительной группе
Программное содержание:
- Прививать любовь к родному краю.
- Расширять и закреплять знания детей о купеческой Елабуге, о старинных профессиях.
- Воспитывать интерес к местной поэзии, любовь к художественному слову, к народному фольклору.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий, открыток с изображением памятных мест города Елабуга, составление альбома. Беседы с детьми после выходного дня о том, где побывали, что видели.
Экскурсия по улицам города: к “Вечному огню”, к памятникам И.И.Шишкина, Н.А.Дуровой, М.И.Цветаевой с возложением цветов к ним; к музею-заповеднику И.И.Шишкина; к домам, где жили М.И.Цветаева и Н.А.Дурова.
Беседа “Что мы знаем о купеческой Елабуге”.
Музыкальные занятия: разучивание песен, танца, музыкальных игр.
Рисование: сюжетное рисование на темы “Мой город”, “На прогулке всей семьей”.
Ход занятия
Вед.: Добрый день! Мы сегодня собрались не случайно, а поговорить в тесном кругу о родном крае, о Елабуге. Родина – это край, где мы родились, это наш дом, это все то, что нас окружает.
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Вед.: Ребята, как называется город, в котором мы живем? Елабуга и есть наша малая Родина.
Вед.:
Елабуга – на Каме городок,
Купеческая вотчина когда-то,
Лабазы, лавки, ярмарочный ток…
Дома купцов, как царские палаты.
А сейчас давайте повернем время вспять, заглянем в прошлое и пройдемся по улицам старой Елабуги.
Красны девицы – в ярких сарафанах
Алые ленты в косах.
А добры молодцы в рубахах с кушаками!
Звучит музыка
При въезде в город у больших дорог стояла кузница
(Дети подходят к кузнецу, который стучит молотком по железу со своим помощником – подручным)
Кузнец:
Я кузнец веселый,
Отдыха не знаю.
Молотком тяжелым
Искры высекаю.
Русская народная песня “Во кузнице”
Вед.: Центральными улицами считались: Набережная, Покровская, Казанская, Гоголя, К.Маркса.
Центр города выделялся от остальной части города: белизной своих домов, красными и зелеными крышами, украшением фасадов, массивностью и добротностью зданий с просторными и добротными подвалами. Все богатое, влиятельное, именитое стояло ближе к реке и занимало Набережную и Покровскую улицы. Здесь жили купцы, ворочавшие миллионными доходами. Набережная и Покровская – это аристократические улицы города; сейчас это территория школы милиции. Точно по ниточке тянулась Покровская улица. Здесь жили избранные: Стахеевы, Гирбасовы, Ушаковы. Здесь не было ни одного мещанина. Каждый дом был построен по прихоти и вкусам самого купца, не было зданий похожих друг на друга.
Рассматривание стенда с фотографиями.
Давайте, ребята, рассмотрим один из домов Стахеевых изнутри. Каменный дом с высоким узорчатым потолком. В каждой комнате особая люстра, прекрасные изразцовые печи разных форм и расцветок, от которых трудно было отвести глаз, а изготовлялись они местными мастерами из подручных материалов. Деревянное чудо лестниц, окон, рам, дверей! Стены домов были расписаны известными живописцами.
Выходим на Казанскую улицу. Две площади – Рыбная и Хлебная, близость к реке и церкви сделали их торговой и центральной (главной). Улица прямая, ровная, с хорошими деревянными мостами через реку Буг и Ела проходила через весь город. Сейчас эти речки высохли, а мостики через них остались..
Песня “Уж по мосту, мосточку”
Вед.: На этой улице были построены каменные двухэтажные дома. Под каждым домом глубокие подвалы, склады, лавки. На Казанской улице жило среднее купечество. И чем дальше от центра, тем дома ниже, беднее.
А вот мы и на Рыбной площади, что расположена между улицами Никольской (10 лет Татарстана) и Тойминской, в центре города с многочисленными рядами лавок. На площади по воскресным дням был базар. Здесь шла торговля рыбой, кожей, сукном, бакалеей, крестьяне продавали свои продукты, здесь же устраивались различные праздники. Самым веселым и шумным была ярмарка. На ярмарке не только покупали товар, но и пели, водили хороводы, устраивали игры, народные гулянья, шутили, смеялись
Как проходила ярмарка, вы, ребята, сейчас увидите и примите в ней участие.
Вы слышите колокол? Это звон с пожарной каланчи, она расположена на Никольской улице. Колокол отбивает время. Время начинать ярмарку!
Появляются скоморохи
1 скоморох:
Солнце яркое встает
Спешит на ярмарку народ!
2 скоморох:
Мы ребята удалые,
Мы ребята озорные,
Всех на ярмарку зовем!
1 скоморох:
Нынче ярмарка у нас!
Покупай все про запас!
2 скоморох:
Пляши, гуляй,
Только рот не разевай!
Песня “Ярмарка”
Дети идут за прилавки (это продавцы). После песни дети-покупатели ходят по залу. Продавцы кричат:
1 продавец:
Селедочка! Селедочка!
Копченая селедка!
Давай, давай,
Любую выбирай!
Сам ловил, сам солил
Сам продавать принес!
2 продавец:
Огурчиков, огурчиков,
Зелененьких огурчиков!
3 продавец:
Вот орешки! Хорошие орешки!
Вкусные, на меду,
Давай в шляпу накладу!
Подходят к сапожнику.
1 скоморох:
Недаром сапожник
Стучит молотком,
Не каждый способен
Ходить босиком,
От острого камня,
Воды и песка
Не сыщешь защиты,
Прочней сапога.
Игра “Сапожник”
Сапожник: Дети, дети, вы куда идете?
Дети: Ой, Сапожник, мы идем на площадь.
Сапожник: Дети, дети, башмаки порвете.
Дети: Ой, Сапожник, ты их залатаешь.
Сапожник: Дети, дети, кто же мне заплатит?
Дети: Ой, Сапожник, тот, кого поймаешь.
(C окончанием песни все дети разбегаются, а Сапожник их ловит)
4 продавец:
Сукно, ситец и платки, яркие расцветки.
Подходи, смотри, бери, и взрослые, и детки!
5 продавец:
Дудки! Да ложки! Бубны! Побрякушки!
Налетай, выбирай! Выбирай, забирай!
Выходят мальчики.
Мальчики:
Нам бы ложки
Чтоб плясали ножки!
Продавец: Пожалуйста!
Девочки:
А нам бы платочки
Частушки голосить,
Людей веселить!
Частушки
1. Мы частушки сочиняем,
Можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем…
Эх, простите только нас.2. Старину мы уважаем,
Старину мы бережем.
О старинном Камском крае,
Эх, песни звонкие поем.3. Сосны, сосны вдоль реки
И крутые берега.
До чего же ты красива,
Эх, наша ты Елабуга!4. Ой, березонька-березка,
Рассуди – кудрявая.
Хороша ты, Кама наша,
Эх, Кама величавая!5. Мы с веселой песней дружим
Все по – вятски говорим.
Хорошо живем, не тужим.
Эх, со сметаной щи едим!6. Приходите в гости к нам!
Очень рады мы гостям!
Мы вас чаем угостим,
Эх, с нами в пляску пригласим!
Дети исполняют “Кадриль”
6 продавец:
Вот какой у нас базар,
Бери глиняный товар.
Все горшочки хороши,
Выбирай-ка для души!
Татарская народная игра “Горшки”
1 скоморох:
Ну, что, красны девицы
Да добры молодцы!
Не хотите ль посмотреть товар,
Отправляясь на другой базар,
Что на площади Хлебной,
На широкой, удалой!
Вед.: Пойдем на Хлебную площадь! Сейчас это площадь Ленина. Посмотрим на товар.
Дети обходят круг, в это время меняется товар на прилавках
Продавцы:
– Покупай солому!
– Сено! Сухое сено!
– Кому метлы, кому мочалки?
– Лапти лыковые! Самые лучшие!
– Дрова! Березовые, сухие!
Налетай, покупай!
За один пучок плати пятачок!
– Эй, народ, налетай, колеса, телеги покупай!
Инсценировка стихотворения С.Я.Маршака “Как старик корову продавал”
1 скоморох:
На рынке корову старик продавал.
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровенка нужна,
Но видно, не нравилась людям она.
Покупатель: Хозяин, продай нам корову свою?
Дед: Продам! Я с утра с ней стою!
Покупатель: Не много ли просишь, старик, за нее?
Дед: Да где наживаться, вернуть бы свое!
Покупатель: Уж больно твоя коровенка худа!
Дед: Болеет проклятая! Прямо беда!
Покупатель: А много ль корова дает молока?
Дед: Да мы молока не видали пока!
2 скоморох:
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика.
Прохожий:
Папаша! Рука у тебя не легка.
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы корову твою.
1скоморох:
Идет покупатель с тугим кошельком
И вот уж торгуется он с пареньком.
Покупатель: Корову продашь?
Прохожий:
Покупай, коль богат!
Корова, гляди, не корова, а клад!
Покупатель: Да, полно! А выглядит больно худой!
Прохожий: Не очень жирна, да хороший удой!
Покупатель: А много ль корова дает молока?
Прохожий: Не выдоишь за день! Устанет рука!
1 скоморох: Старик посмотрел на корову свою:
Дед:
Зачем я, Буренка, тебя продаю?
Корову свою не отдам никому
Такая скотина нужна самому.
2 скоморох:
Я на ярмарке бывал,
Чего там только не видал!...
1 скоморох:
Нам успеть еще бы надо
Побывать на Хлебной площади.
2 скоморох:
Да тут недалеко!
Между улицами Полевой и Луговой.
Вед.: Сейчас эти улицы носят названия Гассара и Говорова. Хлебная площадь славится торговлей хлебом и мукой. Мука с Елабужской земли славилась. Ее поставляли в столицу, пекли хлеб и подавали на стол царский, как и рыбу камскую.
1 скоморох: Красны девицы, да добры молодцы!
Покажем – ка силушку свою удалую. Поможем покупателям с других городов подвезти на своих телегах мешки с мукой к баржам, что у пристани стоят. Пусть все знают, что лучше Елабужского хлебушка не сыскать по всей России!
Игра “Кто быстрее подвезет на телеге мешки с мукой к барже”
(2 команды, мешки по 5 шт. на каждую команду)
Перед игрой дети говорят: “Побыстрей нагружай, да муку не рассыпай”
1 скоморох: Ой, чего бы мне купить? Селедочки?
2 скоморох: Уже продали.
1 скоморох: Огурчиков?
2 скоморох: Их уж съели.
1 скоморох: Ну, тогда яблочек?
2 скоморох: Разобрали.
1 скоморох: Так, что же осталось?
Входят 2 купца с коробом.
1 продавец:
Вот баранки, калачи –
Так и скачут из печи.
2 продавец:
А вот и прянички печатные,
До того нарезные!
Выходит девица с караваем, идет и поет.
Девица:
Я иду, иду, иду,
И друзей с собой веду.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем,
Уплетай за обе щеки –
Вырастай богатырем!
Угощает хлебом, баранками.
1 скоморох: Ярмарке пора закрываться.
2 скоморох: До новых встреч!
Вед.: Вот мы с вами побывали на старинных улицах Елабуги, на ее площадях с шумными базарами да ярмарками. Прошли годы, а город с каждым днем становится все краше и краше.
За дымкой синеватою Елабуга видна:
По горочке дома свои раскинула она
И от речной излучины и зелени лесной
На горизонте чудится мне остров небольшой.
А белые высотные, добротные дома –
То сказочно волшебные Гвидона терема.
Гордятся ею жители, историей своей,
И родиною Шишкина, и храмами церквей.
“Песня о Елабуге” (сл. и муз. Е.Семеновой)
Используемая литература:
- Древняя Елабуга: Проблемы изучения, сохранения археологических памятников. Материалы конференции, Елабуга, 1987.
- Память прошлую город хранит. Выписка из альбома.
- Матрохин Ю. Елабужский букварь. Новая Кама, 1974.
- Дошкольное воспитание №6, 2003.
- Методические рекомендации по работе с родителями в детских дошкольных образовательных учреждениях. ЕМУО, 1994.
- Праздник в детском саду. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий. М.,2006.
В сценарии также использованы стихотворение “Песня о Елабуге” Елабужской поэтессы З.Платоновой и песня музыкального руководителя МДОУ – детский сад №25 г. Елабуга Е.Семеновой.