Программа факультативного курса "Мировая хдожественная культура"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка к факультативному курсу.

Курс “Мировая художественная культура” предназначен для обучающихся 2–4-х классов общеобразовательной школы.

Приоритетной областью содержания данной учебной дисциплины является русская художественная культура.

Кроме познавательного она имеет важное воспитательное значение, так как показывает эстетическое богатство культуры не только нашей страны, но и всего мира. В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой.

Цель факультативного курса:
– сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.

Задачи курса:
– раскрыть истоки и основные этапы исторического развития русской художественной культуры;
– познакомить с творцами художественных произведений, оставившими наиболее заметный след в истории художественной культуры, как русской, так и зарубежной;
– проанализировать шедевры русского и зарубежного искусства (литературы, живописи, архитектуры, скульптуры, музыки и др.).

Программа курса “Мировая художественная культура” рассчитана на 3 года (2–4 класс), 34 часа в год, по 1 часу в неделю, продолжительностью 40 минут.

Во 2-м классе обучающиеся получают первичные знания о системе искусств как “ядре” художественной культуры, представления о взаимодействии искусств и их специфике, в 3м классе уделяется внимание видам искусств, в 4-м классе изучается духовная жизнь России. Формы организации занятий могут быть разнообразными и включать в себя как занятия в классе, так и экскурсии в музеи, библиотеку, концертный зал, театры, художественную галерею, что развивает интеллект, и сферу чувств, кроме того, дает возможность убедиться, что источником познания является вся окружающая действительность. Факультативный курс включает в себя знакомство учащихся с культурными центрами Волгограда, как частью мирового культурного пространства.

Содержание программы “Мир искусства” 2-й класс (34 часа).

  1. Введение. (1 ч.)
  2. О чем говорят старинные русские сказки. (4 ч.)
  3. Былинные богатыри и развеселые скоморохи. (4 ч.)
  4. Народные праздники и искусство. (4 ч)
  5. В музее изобразительных искусств. (3 ч.)
  6. В театре. (3 ч.)
  7. В концертном зале. (3 ч.)
  8. Киноискусство, мультипликация. (4 ч.)
  9. Писатель, художник, зодчий, музыкант. (4 ч.)
  10. Центры художественного промысла России. (4 ч.)

Тематическое планирование.

Тема Всего часов Теория Практика Основные понятия
1 Введение 1 1 Что такое художественная культура? Почему не стареют произведения искусства?
2 О чем говорят старинные русские сказки 4 2 2 Сказки в русском искусстве.
Оперы – сказки.
Сказка в балете.
3 Былинные богатыри и развеселые скоморохи 4 2 2 Былины. Баян. Садко. Герои былин. Скоморохи и скоморошины. Петрушка.
4 Народные праздники и искусство 4 2 2 Народный календарь, народные праздники. Образы праздника в русском искусстве (Масленица, Ивана Купалы)
5 В музее изобразительных искусств 3 2 1 Музеи России. Живопись. Скульптура. Музеи в твоем городе.
6 В театре 3 2 1 Театр народный и профессиональный. Театр кукол, театр оперы и балета.
Театр в твоем городе.
7 В концертном зале 3 2 1 Музыка. Музыкальные инструменты. Виды певческого голоса. Концертные залы России, концертные залы твоего города.
8 Киноискусство, мультипликация 4 2 2 Создатели кинофильмов, мультфильмов. Телевидение.
Режиссеры и актеры России.
9 Писатель, художник, зодчий, музыкант 4 2 2 Творцы произведений искусства: поэт, художник, музыкант, архитектор. Вундеркинды: кто они?
10 Центры художественного промысла России 4 2 2 Палех. Гжель. Дымковская игрушка. Городецкая роспись.
34 19 15

К концу 1 учебного года обучающиеся должны:

знать:
– основные виды и жанры искусства;
– шедевры мировой художественной культуры;
– эстетические идеалы различных эпох и народов;
– культурные центры города Волгограда;
– особенности художественных промыслов России

уметь:
– узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
– устанавливать сюжетные связи между произведениями разных видов искусств;
– пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
– выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, презентации)

использовать в практической деятельности:
– организации личного и коллективного досуга;
– для выбора путей своего культурного развития;
– выражения собственного суждения о произведениях классики;
– самостоятельного художественного творчества.

“Виды искусства – единая семья” 3-й класс (34 часа).

  1. Введение. (1 ч.)
  2. Виды искусства – единая семья. (3 ч.)
  3. У каждого искусства свой язык. (3 ч.)
  4. Скульптура. (3 ч.)
  5. Живопись. (3 ч.)
  6. Графика. (3 ч.)
  7. Декоративно-прикладное искусств. (3 ч.)
  8. Театр. (3 ч.)
  9. Музыка. (3 ч.)
  10. Художественная фотография. (3 ч.)
  11. Цирк. (3 ч.)
  12. Кинематограф. (3 ч.)

Тематическое планирование.

Тема Всего часов Теория Практика Основные понятия
1 Введение 1 1 Знакомство с миром искусства.
2 Виды искусства – единая семья 3 2 1 Звуки как краски. Как поэзия становится музыкой. Архитектура – застывшая музыка.
3 У каждого искусства свой язык 3 2 1 Литература: высокий язык поэзии и прозы. Язык скульптуры, танца, балета.
4 Скульптура 3 2 1 Статуи. Рельефы. Фонтаны.
Скульптурно – архитектурный ансамбль “Мамаев курган” Скульптор: Е.В. Вучетич.
5 Живопись 3 2 1 Холст. Гуашь. Акварель. Масляные краски.
6 Графика 3 2 1 Рисунки на стенах пещер. Карикатура. Плакаты. Иллюстрации. Почтовые марки. Денежные знаки.
7 Декоративно-прикладное искусство 3 2 1 Художественные промыслы России. Ткачество. Витражи. Литье. Орнамент.
8 Театр 3 2 1 Древнегреческий театр. Русский театр. Скоморохи. Кукольный театр Петрушки. Спектакль.
9 Музыка 3 2 1 Орфей. Композитор. Песня. Джаз. Танцевальные мелодии.
10 Художественная фотография 3 2 1 Фотоаппарат. Кассета. Пленка. Слайд.
11 Цирк 3 2 1 Самое древнее искусство. Шапито. Фургоны. Канатоходцы. Фокусники. Жонглеры. Наездники. Акробаты. Дрессировщики
12 Кинематограф 3 2 1 Сценарий. Кинорежиссер. Актеры. Оператор. Гример. Костюмер. Кинооператор.
34 23 11

К концу 2-го учебного года обучающиеся должны:

знать:
– основные виды и жанры искусства;
– стили мировой художественной культуры;
– шедевры мировой художественной культуры;
– эстетические идеалы различных эпох и народов;
– особенности языка различных видов искусства

уметь:
– узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
– устанавливать сюжетные связи между произведениями разных видов искусств;
– пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
– выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, презентации)

использовать в практической деятельности:
– организации личного и коллективного досуга;
– для выбора путей своего культурного развития;
– выражения собственного суждения о произведениях классики;
– самостоятельного художественного творчества

“Духовная жизнь России” 4-й класс (34 часа).

  1. Введение. (1 ч.)
  2. Войдем в храм. (3 ч.)
  3. Библия. (3 ч.)
  4. Языческие верования, культ природы. (3 ч.)
  5. Киевская Русь – начало всех начал. (3 ч.)
  6. Великий Новгород – красота храмов. (4 ч.)
  7. Московская Русь. (4 ч.)
  8. Санкт-Петербург – величие России. (4 ч.)
  9. Герои русского искусства. (3 ч.)
  10. Лавры как центры православной культуры России. (6 ч.)

Тематическое планирование.

Тема Всего часов Теория Практика Основные понятия
1 Введение 1 1 Введение христианства на Руси.
2 Войдем в храм 3 2 1 Многообразие религий – многообразие храмов. Храмы России. Икона. Мозаики и фрески. Молитва. Пение в храме.
3 Библия 3 2 1 Первые образы в Библии: Бог, Вселенная, человек. Сотворение мира. Адам и Ева. 10 заповедей. Библейские сюжеты в искусстве.
4 Языческие верования, культ природы 3 2 1 Народный календарь. Жнивные песни. Закликание весны. Песни – веснянки. Древние песни в русской музыке.
5 Киевская Русь – начало всех начал 3 2 1 Крещение Руси. Выбор веры. Культура Киевской Руси. Памятники архитектуры.
6 Великий Новгород – красота храмов 4 2 2 Красота храмовой культуры. Новгородская икона. Развитие искусства колокольного звона.
7 Московская Русь 4 2 2 Московский Кремль. Шатровая архитектура. Андрей Рублев, Дионисий, Федор Христианин.
8 Санкт-Петербург – величие России 4 2 2 Эпоха Просвещения. Петергоф. Зимний и Екатерининский дворцы.
9 Герои русского искусства 3 2 1 Герои – защитники родной земли: былинные богатыри, Иван Сусанин. Д. Донской, А. Невский, Минин и Пожарский.
10 Лавры как центры православной культуры России 6 3 3 Киево-Печерская, Троице-Сергиева, Почаевская, Александро-Невская
34 20 14

К концу всего курса обучения обучающиеся должны:

знать:
– основные виды религий;
– библейские образы в искусстве;
– центры православной культуры России;
– эстетические идеалы различных эпох и народов;

уметь:
– узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
– устанавливать сюжетные связи между произведениями разных видов искусств;
– пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
– выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, презентации)

использовать в практической деятельности:
– организации личного и коллективного досуга;
– для выбора путей своего культурного развития;
– выражения собственного суждения о произведениях классики;
– самостоятельного художественного творчества

Список дидактических и методических материалов к курсу “Мировая художественная культура”:

– тесты;
– кроссворды;
– викторины;
– фото знаменитых актеров, поэтов, писателей,художников, композиторов, архитекторов;
– картины: В. М. Васнецов “Аленушка”, М.А. Врубель “Царевна – Лебедь”, А.К. Калядов “Кикиморы”, Б.М Кустодиев “Масленица”, К.П. Брюллов “Гадающая Светлана”, И.И. Шишкин “Утро в сосновом бору”, В.И. Суриков “Утро стрелецкой казни”;
– музыкальные произведения: П.И. Чайковский “Времена года”, Н.А. Римский – Корсаков “Снегурочка”, И.Ф. Стравинский “Жар – птица”, М.П. Мусоргский “Картинки с выставки”, иконы;
– кинофильм “Александр Невский”;
– мультимедийные приложения: “Декоративно – прикладное искусство”, “Центры художественного промысла России”.

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Лубченков Д. Города России.– М.: Ридерз Дайджест, 2006.
  2. Соловьев В.М. Путешествие по древним городам России.– М.: Просвещение, 1999.

Рекомендуемая литература для учащихся:

  1. Каменева Е. Какого цвета радуга. М.: “Детская литература”, 1987.
  2. Кончин Е. Как рождается музей. М.: “Детская литература”, 1988.
  3. Порудоминский В. Счастливые встречи. Изд-во “Малыш”, 1989.
  4. Что такое? Кто такой? М.: “Педагогика”, 1990.