Цели:
- познакомить обучающихся с новыми фразеологизмами ,обогащая их словарный запас;
- познакомить с фразеологизмами-антонимами;
- учить находить фразеологизмы-антонимы в тексте, объяснять их значение и употреблять их в речи.
Оборудование: мультимедийный проектор; экран; набор карточек с фразеологическими оборотами; карточки к заданию №4;учебник “Русский язык”(2 часть); мультимедийная презентация.
Ход урока
Организационный момент.
1. Актуализация знаний.
На экране появляется Слайд 1.
– Прочитайте. Разберите слово по буквам. На каждую букву слова придумайте слово, которое ассоциируется со словом “словарь”.(Учащиеся называют слова.)
С – слово
Л – любознательность
О – обучение
В – внимание
А – алфавит
Р – развитие
Ь -
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
(– О словарях.)
– Что такое словарь?
(– Справочная книга.)
– Какие бывают словари?
(Толковый, Обратный, фразеологический….)
Для чего нужны словари?
(– Чтобы быть грамотными, уметь объяснять, растолковывать смысл, значения слов.
объяснять происхождения слов.)
– Сегодня мы поработаем с одним из этих словарей. А каким, вы сейчас поймёте
сами.
(Появляется Слайд 2.)
– Прочитайте выражения на слайде.
(– Бить ключом. – Яблоку негде упасть. – Кот наплакал.)
– Какие мысли возникли? Что это за выражения?
(– Это фразеологизмы.)
– Что такое фразеологизмы?
(– Устойчивые (постоянные) сочетания слов.)
– Значит, с каким словарём будем работать?
(Фразеологическим.)
– Кто сформулирует тему нашего урока?
(– Я думаю, тема урока “Фразеологизмы”.)
(Появляется Слайд 3 с темой урока.)
– Давайте попробуем объяснить значение представленных фразеологизмов.
(Дети высказывают свои предположения: яблоку негде упасть – много народу, кот
наплакал – очень мало.)
– Обратимся к словарю из учебника и проверим, правильно ли мы объяснили значение фразеологизмов.
– Какой словарь понадобится?
(– Фразеологический. Дети открывают в учебнике “Русский язык” 2 ч.)
Дети высказывают свои предположения: бить ключом – бурно протекать, яблоку негде упасть – много народу, кот наплакал – очень мало.)
2. Проверка индивидуальной работы.
– 1-й ряд объясняет первый фразеологизм.
– 2-й ряд объясняет второй фразеологизм.
– 3-й ряд объясняет третий фразеологизм.
– (Учащиеся находят толкование фразеологизмов по рядам. Зачитывают свои ответы.)
Появляется следующая строка, Слайд 3.
– Правильны ли были наши предположения?
(-Да.)
3. Мотивация.
– Для чего выполняли задание?
(– Познакомиться с новыми фразеологизмами, обогатить свой словарный запас.)
Целепологание.
– Это первая цель нашего урока.
(Появляется Слайд 4)Учитель высвечивает поочерёдно строки).
– А что это за вопрос у нас появился?
(Дети предполагают, что их ждёт на уроке новое открытие).
– Согласна.
– Сегодня откроем тайну русского языка с помощью фразеологического словаря.
4. Открытие нового знания.
– (Учитель обращает внимание детей на Слайд 5, на нём 1 и 2 предложение.)
– Прочитайте предложения.
(Дети читают 1 и 2 предложение на слайде.)
– Вера Сергеевна объясняла решение задачи, а Петя не слушал.
– Вера Сергеевна объясняла решение задачи, а Петя ловил ворон.
– Сравните эти предложения. Кто хочет высказаться?
(– Выражение: Петя не слушал – прямое значение. Петя ловил ворон – с
фразеологизмом.)
– Как изменилось 2 предложение?
(– Выражение: Петя не слушал – прямое значение.
Петя ловил ворон – с фразеологизмом.
– 2-е предложение более яркое, интересное.
– Это синонимы (обозначают одно и то же).
На слайде появляется 3-е предложение.
– Прочитайте. Сравните 3 и 2 предложение. Что изменилось?
– Объясните.
(– Во втором предложении Петя не слушал учителя, а потом стал слушать
внимательно.)
– Что можем сказать об этих фразеологизмах?
(– Они противоположны по смыслу.)
– Как называются слова ,противоположные по смыслу?
(– Антонимы.)
– Так какое же открытие мы сделали?
(– Мы узнали, что есть фразеологизмы-антонимы.)
– Какую учебную задачу поставим дальше?
(– Учиться находить в словаре фразеологизмы-антонимы, объяснять их значение,
употреблять в речи.)
(Появляется Слайд 6 с целями3, 4.)
5. Закрепление знаний.
Работа в парах.
Поработаем по карточкам с фразеолгизмами – антонимами.
– Хотите проверить свои силы? (– Да.)
– Составьте из данных фразеологизмов пары антонимов (данные выражения представлены в хаотичном порядке):
Кот наплакал.
Как воды в рот набрал.
Язык без костей.
Спустя рукава.
Хоть пруд пруди.
Засучив рукава.
Проверка.
– А теперь сравните свою работу с эталоном.
(Появляется Слайд 7.)
– Проведём упражнение “Встали-сели сели ниже” (физкультминутка).
– Кто справился со всеми заданиями – встали.
– Кто допустил ошибку – сели.
– Кто не справился с заданием – сели ниже.
(Самопроверка по эталону на слайде. Упражнение “Встали – сели – сели ниже”.)
(Дети проверяют свою работу и оценивают себя.)
– Спасибо за эту работу. Молодцы.
Фронтальная работа.
Появляется Слайд 8.
– Посмотрите на словари, изображённые на слайде.
– Что вы о них знаете?
(Этимологический – объясняет происхождение слов.)
– Почему они вместе? Что вы думаете?
(Может быть, фразеологические обороты тоже откуда-то возникли.)
– Давайте понаблюдаем, откуда пришли эти выражения?
(Появляется Слайд 9.)
– Что увидели?
(– На нём даны фразеологизмы.)
– Прочитайте первую группу выражений.
(– Ход конём. Привести к общему знаменателю. Сгущать краски.)
– Откуда пришли эти фразеологизмы?
Я думаю в одном случае так говорили художники или маляры.
(– Я думаю шахматисты или хлебороб. Значит из профессий.)
– Согласна.
– Молодцы.
(Появляется на Слайде 9 название выражений: “Профессии”.)
– Прочитайте вторую группу выражений.
(– Не от мира сего.
– Как зеницу ока.)
– Какие мысли возникли?
(– Я думаю это говорили люди в давние исторические времена.)
– Эти выражения пришли к нам из старославянского языка.
(Появляется следующая строка Слайда 9: “Старославянский язык”.)
Работа на перспективу.
– Прочитайте третью группу выражений.
(– Ахиллесова пята.
– Авгиевы конюшни.)
– Интересно?
(– Да.)
– Если заинтересовались 3-ей группой фразеологизмов, то узнаете о них на следующих уроках.
6. Работа в группах.
Появляется Слайд 10.
– Прочитайте.
(Мой друг Юра гонял лодыря. Дома он бил баклуши. Родители снимали с него стружки.)
– Понравился вам мальчик Юра?
(– Нет.)
– Почему?
(– Ленивый, равнодушный, огорчает родителей.)
– Замените подчёркнутые фразеологизмы, выбрав в скобках подходящие по смыслу антонимы.
– Обратитесь к словарю, если испытываете затруднения.
(Дети работают в группах по карточкам со словами-помощниками.)
– Проверим. Что получилось?
– Теперь вам мальчик нравится ?
– Что нам помогло изменить смысл текста?
(От каждой группы выступает эксперт.)
– Запишите текст. Проверьте.
Появляется Слайд 11.
1-я группа – 1-е предложение.
Мой друг Юра мастер на все руки.
2-я группа – 2-е предложение.
Дома он работал, засучив рукава.
3-я группа – 3-е предложение.
Родители в нём души не чаяли.
(Дети оценивают себя.)
– Оцените себя цветной фишкой (красный цвет – отлично, жёлтый – хорошо, зелёный – не справились).
Рефлексия.
Слайд 12.
– Давайте проанализируем наш урок: вспомним цели. (по ходу ответа детей появляются строки на слайде)
– Какие открытия сделали?
(– Я узнал, что есть фразеологизмы – антонимы.
– А я узнал новые фразеологизмы.
– А я учился употреблять фразеологизмы в речи.)
Слайд 13.
– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде…. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:
1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
– Зачитайте. Объясните.
(Дети зачитывают. Объясняют.)
7. Д/з Дифференцированная работа
Учитель предлагает выбрать детям задание пожеланию.
1) по учебнику упр.78;
2) работа со словарем: найти пару фразеологизмов – антонимов и составить
предложения.
3) творческая работа: проиллюстрируй любой фразеологизм.
Слайд 14.
“Спасибо за урок …”