Урок русского языка по теме "Фразеологизмы-антонимы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить обучающихся с новыми фразеологизмами ,обогащая их словарный запас;
  • познакомить с фразеологизмами-антонимами;
  • учить находить фразеологизмы-антонимы в тексте, объяснять их значение и употреблять их в речи.

Оборудование: мультимедийный проектор; экран; набор карточек с фразеологическими оборотами; карточки к заданию №4;учебник “Русский язык”(2 часть); мультимедийная презентация.

Ход урока

Организационный момент.

1. Актуализация знаний.

На экране появляется Слайд 1.

– Прочитайте. Разберите слово по буквам. На каждую букву слова придумайте слово, которое ассоциируется со словом “словарь”.(Учащиеся называют слова.)

С – слово
Л – любознательность
О – обучение
В – внимание
А – алфавит
Р – развитие
Ь -

– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
(– О словарях.)

– Что такое словарь?
(– Справочная книга.)

– Какие бывают словари?
(Толковый, Обратный, фразеологический….)

Для чего нужны словари?
(– Чтобы быть грамотными, уметь объяснять, растолковывать смысл, значения слов. объяснять происхождения слов.)

– Сегодня мы поработаем с одним из этих словарей. А каким, вы сейчас поймёте сами.
(Появляется Слайд 2.)

– Прочитайте выражения на слайде.
(– Бить ключом. – Яблоку негде упасть. – Кот наплакал.)

– Какие мысли возникли? Что это за выражения?
(– Это фразеологизмы.)

– Что такое фразеологизмы?
(– Устойчивые (постоянные) сочетания слов.)

– Значит, с каким словарём будем работать?
(Фразеологическим.)

– Кто сформулирует тему нашего урока?
(– Я думаю, тема урока “Фразеологизмы”.)

(Появляется Слайд 3 с темой урока.)

– Давайте попробуем объяснить значение представленных фразеологизмов.
(Дети высказывают свои предположения: яблоку негде упасть – много народу, кот наплакал – очень мало.)

– Обратимся к словарю из учебника и проверим, правильно ли мы объяснили значение фразеологизмов.

– Какой словарь понадобится?
(– Фразеологический. Дети открывают в учебнике “Русский язык” 2 ч.)

Дети высказывают свои предположения: бить ключом – бурно протекать, яблоку негде упасть – много народу, кот наплакал – очень мало.)

2. Проверка индивидуальной работы.

– 1-й ряд объясняет первый фразеологизм.
– 2-й ряд объясняет второй фразеологизм.
– 3-й ряд объясняет третий фразеологизм.

– (Учащиеся находят толкование фразеологизмов по рядам. Зачитывают свои ответы.)

Появляется следующая строка, Слайд 3.

– Правильны ли были наши предположения?
(-Да.)

3. Мотивация.

– Для чего выполняли задание?
(– Познакомиться с новыми фразеологизмами, обогатить свой словарный запас.)

Целепологание.

– Это первая цель нашего урока.
(Появляется Слайд 4)Учитель высвечивает поочерёдно строки).

– А что это за вопрос у нас появился?
(Дети предполагают, что их ждёт на уроке новое открытие).

– Согласна.
– Сегодня откроем тайну русского языка с помощью фразеологического словаря.

4. Открытие нового знания.

(Учитель обращает внимание детей на Слайд 5, на нём 1 и 2 предложение.)

– Прочитайте предложения.
(Дети читают 1 и 2 предложение на слайде.)

– Вера Сергеевна объясняла решение задачи, а Петя не слушал.

– Вера Сергеевна объясняла решение задачи, а Петя ловил ворон.

– Сравните эти предложения. Кто хочет высказаться?
(– Выражение: Петя не слушал – прямое значение. Петя ловил ворон – с фразеологизмом.)

– Как изменилось 2 предложение?
(– Выражение: Петя не слушал – прямое значение.

Петя ловил ворон – с фразеологизмом.

– 2-е предложение более яркое, интересное.
– Это синонимы (обозначают одно и то же).

На слайде появляется 3-е предложение.

– Прочитайте. Сравните 3 и 2 предложение. Что изменилось?

– Объясните.
(– Во втором предложении Петя не слушал учителя, а потом стал слушать внимательно.)

– Что можем сказать об этих фразеологизмах?
(– Они противоположны по смыслу.)

– Как называются слова ,противоположные по смыслу?
(– Антонимы.)

– Так какое же открытие мы сделали?
(– Мы узнали, что есть фразеологизмы-антонимы.)

– Какую учебную задачу поставим дальше?
(– Учиться находить в словаре фразеологизмы-антонимы, объяснять их значение, употреблять в речи.)

(Появляется Слайд 6 с целями3, 4.)

5. Закрепление знаний.

Работа в парах.

Поработаем по карточкам с фразеолгизмами – антонимами.

– Хотите проверить свои силы? (– Да.)

– Составьте из данных фразеологизмов пары антонимов (данные выражения представлены в хаотичном порядке):

Кот наплакал.
Как воды в рот набрал.
Язык без костей.
Спустя рукава.
Хоть пруд пруди.
Засучив рукава.

Проверка.

– А теперь сравните свою работу с эталоном.

(Появляется Слайд 7.)

– Проведём упражнение “Встали-сели сели ниже” (физкультминутка).
– Кто справился со всеми заданиями – встали.
– Кто допустил ошибку – сели.
– Кто не справился с заданием – сели ниже.
(Самопроверка по эталону на слайде. Упражнение “Встали – сели – сели ниже”.)
(Дети проверяют свою работу и оценивают себя.)

– Спасибо за эту работу. Молодцы.

Фронтальная работа.

Появляется Слайд 8.

– Посмотрите на словари, изображённые на слайде.

– Что вы о них знаете?
(Этимологический – объясняет происхождение слов.)

– Почему они вместе? Что вы думаете?
(Может быть, фразеологические обороты тоже откуда-то возникли.)

– Давайте понаблюдаем, откуда пришли эти выражения?
(Появляется Слайд 9.)

– Что увидели?
(– На нём даны фразеологизмы.)

– Прочитайте первую группу выражений.
(– Ход конём. Привести к общему знаменателю. Сгущать краски.)

– Откуда пришли эти фразеологизмы?

Я думаю в одном случае так говорили художники или маляры.
(– Я думаю шахматисты или хлебороб. Значит из профессий.)

– Согласна.
– Молодцы.

(Появляется на Слайде 9 название выражений: “Профессии”.)

– Прочитайте вторую группу выражений.

(– Не от мира сего.
– Как зеницу ока.)

– Какие мысли возникли?
(– Я думаю это говорили люди в давние исторические времена.)

– Эти выражения пришли к нам из старославянского языка.
(Появляется следующая строка Слайда 9: “Старославянский язык”.)

Работа на перспективу.

– Прочитайте третью группу выражений.

(– Ахиллесова пята.
– Авгиевы конюшни.)

– Интересно?
(– Да.)

– Если заинтересовались 3-ей группой фразеологизмов, то узнаете о них на следующих уроках.

6. Работа в группах.

Появляется Слайд 10.

– Прочитайте.

(Мой друг Юра гонял лодыря. Дома он бил баклуши. Родители снимали с него стружки.)

– Понравился вам мальчик Юра?
(– Нет.)

– Почему?
(– Ленивый, равнодушный, огорчает родителей.)

– Замените подчёркнутые фразеологизмы, выбрав в скобках подходящие по смыслу антонимы.

– Обратитесь к словарю, если испытываете затруднения.
(Дети работают в группах по карточкам со словами-помощниками.)

– Проверим. Что получилось?

– Теперь вам мальчик нравится ?

– Что нам помогло изменить смысл текста?
(От каждой группы выступает эксперт.)

– Запишите текст. Проверьте.

Появляется Слайд 11.

1-я группа – 1-е предложение.

Мой друг Юра мастер на все руки.

2-я группа – 2-е предложение.

Дома он работал, засучив рукава.

3-я группа – 3-е предложение.

Родители в нём души не чаяли.

(Дети оценивают себя.)

– Оцените себя цветной фишкой (красный цвет – отлично, жёлтый – хорошо, зелёный – не справились).

Рефлексия.

Слайд 12.

– Давайте проанализируем наш урок: вспомним цели. (по ходу ответа детей появляются строки на слайде)

– Какие открытия сделали?
(– Я узнал, что есть фразеологизмы – антонимы.
– А я узнал новые фразеологизмы.
– А я учился употреблять фразеологизмы в речи.)

Слайд 13.

– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде…. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:

1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

– Зачитайте. Объясните.

(Дети зачитывают. Объясняют.)

7. Д/з Дифференцированная работа

Учитель предлагает выбрать детям задание пожеланию.

1) по учебнику упр.78;
2) работа со словарем: найти пару фразеологизмов – антонимов и составить предложения.
3) творческая работа: проиллюстрируй любой фразеологизм.

Слайд 14.

“Спасибо за урок …”