Тема урока: Как образуются понятия
Тема учебного раздела: Человек и информация
Продолжительность урока: 45 минут
Порядковое место учебного занятия: четвертый урок в данной теме
Уровень учащихся: базовый
Цель: создать условия для изучения и закрепления материала по теме урока.
Задачи:
Образовательные:
- дать учащимся общее представление об основных логических приемах формирования понятий - анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес учащихся; деятельностные компетенции;
- развивать у учащихся логическое мышление, память, внимание;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, творческую активность, исследовательские навыки.
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный
Формы обучения: беседа, самостоятельная работа, коллективная работа
Оборудование: проектор, интерактивная доска, персональные компьютеры
Средства обучения
Презентация-тест (Приложение2), созданная на основе заготовки, подготовленной А.Г. Баханским, доцентом кафедры теории и методики обучения информатике НИРО. Презентация будет работоспособна только при низком или среднем уровне безопасности.
План урока
- Организационный момент (1 мин).
- Актуализация и проверка усвоения изученного материала (5 мин).
- Изучение нового материала (13 мин).
- Закрепление изученного материала (10 мин).
- Домашнее задание (1 мин).
- Практическая работа (15 мин).
Ход урока
1`. Организационный момент
2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала
Учитель вызывает одного ученика к ИД для выполнения заданий (слайды 2 и 3 Приложения1) и обсуждения с учащимися основных моментов темы "Понятие как форма мышления".
3. Изучение нового материала
Беседа учителя и учащихся с использованием презентации, выполнение предложенных заданий. Запись темы урока в тетрадях.
Учитель: Назовите фигуры, из которых составлен этот автомобиль (слайд 4).
Ученики перечисляют фигуры.
Учитель: Сейчас вы выполнили операцию анализа: вы разделили объект на составные части (слайд 5 - определение).
Запись понятия в тетрадях.
Операция, обратная анализу называется синтез (слайд 6). Ребята, выполните, пожалуйста, задание: Инфознайка уронил CD диск. Когда он собрал осколки, один осколок оказался лишним. Какой?
Слайд 7. Загадка. В тексте загадки указаны существенные признаки объекта. Мысленно соединив их вместе (произведя операцию синтеза), вы получили ответ.
Запись понятия в тетрадях.
Вопрос учащимся: Среди этих пяти карточек найти три одинаковых (совпадающих с точностью до поворота). Отражать карточки нельзя. (слайд 8).
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны произвести сравнение. (на слайде появляется определение).
Для закрепления дается еще одно задание (слайд 9)
Запись понятия в тетрадях.
Вопрос к учащимся: Отвлекаясь от размера и цвета, выделите лишь форму рисунка, сосчитайте, сколько нарисовано солнышек. (слайд 10).
После обсуждения и выполнения задания на слайде появляется определение.
Задание (слайд 11): Сколько устройств, изображенных на рисунке, предназначены для вывода какого-либо из видов информации?
Учитель: Для выполнения данного задания вам пришлось абстрагироваться (отвлечься) от всех признаков объектов, кроме одного, существенного для ответа на вопрос.
Запись понятия в тетрадях.
Задание (слайд 12): В первом столбце таблицы перечислены объекты, сгруппированные по некоторому признаку. Определите эти признаки.
Учитель: В ходе выполнения задания вы произвели обобщение существенных признаков (т.е. свойств и отношений), присущих ряду однородных предметов. Обобщение - это мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.
Запись понятия в тетрадях.
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с основными формами логического мышления.
Задание (слайд 13): Заполните пропуски устно. Проверьте свои ответы (слайд 14).
Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков, присущих ряду однородных предметов.
Для выделения существенных признаков необходимо абстрагироваться (отвлечься) от несущественных, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов.
Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно расчленить предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию - синтез частей предмета, отдельных признаков в единое целое.
Закрепление изученного материала
Учитель вызывает одного ученика к ИД для закрепления полученных на уроке знаний с помощью задания-теста (Приложение2).
Выполняются задания № 3, 4, 6-8 на стр. 40-42 учебника.
Домашнее задание
Учебник стр. 38-40 (прочитать), Самое главное Р.т. стр. 45 № 11, 12, 16, 17, 18
Практическая работа
- Практическая работа № 8 (Задание 1), учебник, стр. 140. Работа выполняется учащимися самостоятельно по приведенному в учебнике описанию.
Список литературы
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
- Босова Л.Л., Босова А.Ю.. Уроки информатики в 5-6 классах. Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.
- Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса /Л. Л. Босова. - 4-е изд., - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Логика: Учебное пособие / А.Д. Гетманова, А.Л. Никифоров, М.И.Панов и др. - М.: Дрофа, 1995
Использованные Интернет-ресурсы
- Презентация использует макрос Drag and Drop, созданный hw@lemitec.de
- It-n.ru - сообщество творческих учителей
- www.infoznaika.ru - задания 2010 г.
- www.konkurskit.ru - конкурс Кит, задания 2008 г.