Приложение (статья в редакции автора)
Русский язык 2 класс
Тема: Вводный урок. Ознакомление с учебником. Что мы знаем о тексте и предложении.
Цели урока:
1.Ознакомить учащихся с новым учебником.
2. Восстановить и закрепить полученные ранее знания о тексте и предложении как единице речи.
3. Формировать умение выделять предложения в устной речи и оформлять его на письме.
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока
- Отгадайте загадку.
Есть у радости подруга
В виде полукруга,
На лице она живет
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится,
Грусть-тоска её боится. (Улыбка)
- Подарите друг другу улыбки и начнём урок.
- Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Для этого вы вспомните, что необходимо иметь школьнику; послушайте загадки.
1) То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать
Что такое я ? (Тетрадь)
2) Стальной конёк
По белому полю бегает,
За собой фиолетовые
Следы оставляет. (Ручка)
3) Споря, кто быстрей, два братца
День и ночь по кругу мчатся
Старший брат нетороплив,
Младший брат нетерпелив. (Часы)
4) Кто быстрее всего на свете? (Мысль)
5) Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш)
6) Ты беседуй чаще с ней
Будешь вчетверо умней. (Книга)
7) Я люблю прямоту,
Я сама прямая
Сделать новую черту
Всем я помогаю. (Линейка)
- Итак, какое слово у нас получилось? (Русский)
- Отгадайте ещё одну загадку.
Всегда во рту, а не проглотишь? (Язык)
- Сколько и какие значения имеет слово “язык”?
- Какое получилось словосочетание? (Русский язык)
- Словосочетание “русский язык” - это предмет, который мы продолжаем изучать.
- Полистайте учебник. Кто автор данной книги? Посмотрите на условные обозначения на стр. 2.
2. Чистописание
Молоток я раздобыл
Из дощечек букву сбил
Сколько здесь дощечек?
- Три
А какая буква? - (И)
- Сегодня на минутке чистописания мы повторим, как пишутся заглавная И и строчная и. Но прежде чем начнем писать сделаем массаж пальчиков.
Массаж пальчиков
Начинаем мы считать (руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак).
Раз, два, три, четыре, пять (постепенно открывают по одному пальцу каждой руки, начинают с большого пальца).
Это – котик, вытри ротик (большим пальцем водят вокруг рта).
Это – носик-хитроносик (указательным пальцем водят по носу).
Это – ёжик-ворчунишка (средний палец сгибается и разгибается).
Это - мишенька-поптышка (безымянный палец сгибается и разгибается, одновременно покачивается, изображая движение медведя).
Это – зайка-убегайка (поднимаем обе руки, мизинцами трогаем уши, как будто шевелятся ушки зайки).
Кто последний? Догоняй-ка (быстро опускают руки на место).
3. На доске:
И.и
Ива, иголка
4. На доске: Незаметно прошло лето. Дни стали короче. По небу поплыли серые тучи. Засеял мелкий холодный дождь.
- Что записано на доске? (Текст)
- Из чего состоит текст? (Из предложений)
- Докажите, что это текст?
- Сколько предложений в тексте? (4)
- Как вы определили? (Каждое предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой)
- А как в устной речи одно предложение отделяется от другого? (В начале предложения интонация повышается, к концу – понижается. Между предложениями выдерживается пауза.)
- Спишите текст в тетрадь.
5. Работа с учебником
- стр. 3 упр. 1 – выполняют самостоятельно (письменно)
- Объясните смысл пословицы, которую вы записали?
- Вспомните другие пословицы о труде.
6. Итог урока
- Что сегодня на уроке мы с вами повторяли?
- Чем текст отличается от предложений?
7. Домашнее задание
Стр. 3 упр. 2.
8. Выставление оценок
Русский язык 4 класс
Тема: Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с новым учебником.
2. Повторить понятия о предложении, типы предложений по цели высказывания, интонации.
3. Познакомить с написанием “словарного” слова.
Ход урока
Cтр. 150-156 – находятся памятки.
Cтр. 146-148 – словарь для справок.
3. На доске
И и
Купи кипу пик.
- Что обозначает слово кипа? (Кипа – пачка или связка предметов, лежащих один на другом)
- Что обозначает слово пика? (Пика – колющее оружие, род копья)
4. Работа по карточкам
- Составьте предложения и запишите.
а) Летели, лебеди, старые, впереди, сильные, сзади, и, слабые, молодые.
б) Каравана, в впереди, халата, верхом, едет, проводник, ишаке, на.
в) Туча, лиловая, медленно, впереди, из-за, поднималась, леса.
- Какие предложения по цели высказывания вы записали?
- Какие еще есть предложения по цели высказывания?
5. Словарная работа
На доске: ВПЕРЕДИ
- По-разному образуются слова в русском языке. Слово ВПЕРЕДИ образовалось путем слияния предлога В с формой предложного падежа единственного числа устаревшего существительного ПЕРЕД. Это существительное имело значение “передняя часть”. Так как слово ВПЕРЕДИ не изменяется, в нём мы выделяем такие части слова ВПЕРЕДИ (слово разобрано по составу). Предлог превратился в приставку, а окончание стало суффиксом.
- Придумайте предложение, используя в нём слово ВПЕРЕДИ.
- Запишите слово в словарь
6. Письмо под диктовку
Как хорош лес поздней осенью! В мягком воздухе разлит осенний запах. Тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями. Сквозь бурые сучья деревьев белеет неподвижное небо. На липах висят последние золотые листья.
- Подчеркните главные члены предложения.
7. Итог урока
- С каким словом из словаря мы познакомились?
- Назовите, какие предложения по цели высказывания вы знаете.
8. Домашнее задание
Стр. 3 упр. 2. Выучить слово из словаря.
9. Выставление оценок.