Открытый урок по русскому языку. Класс-комплект к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой

Разделы: Начальная школа


Приложение (статья в редакции автора)

Русский язык 2 класс

Тема: Вводный урок. Ознакомление с учебником. Что мы знаем о тексте и предложении.

Цели урока:

1.Ознакомить учащихся с новым учебником.

2. Восстановить и закрепить полученные ранее знания о тексте и предложении как единице речи.

3. Формировать умение выделять предложения в устной речи и оформлять его на письме.

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока

- Отгадайте загадку.

Есть у радости подруга
В виде полукруга,
На лице она живет
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится,
Грусть-тоска её боится. (Улыбка)

- Подарите друг другу улыбки и начнём урок.

- Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Для этого вы вспомните, что необходимо иметь школьнику; послушайте загадки.

1) То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать
Что такое я ? (Тетрадь)

2) Стальной конёк
По белому полю бегает,
За собой фиолетовые
Следы оставляет. (Ручка)

3) Споря, кто быстрей, два братца
День и ночь по кругу мчатся
Старший брат нетороплив,
Младший брат нетерпелив. (Часы)

4) Кто быстрее всего на свете? (Мысль)

5) Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш)

6) Ты беседуй чаще с ней
Будешь вчетверо умней. (Книга)

7) Я люблю прямоту,
Я сама прямая
Сделать новую черту
Всем я помогаю. (Линейка)

- Итак, какое слово у нас получилось? (Русский)

- Отгадайте ещё одну загадку.

Всегда во рту, а не проглотишь? (Язык)

- Сколько и какие значения имеет слово “язык”?

- Какое получилось словосочетание? (Русский язык)

- Словосочетание “русский язык” - это предмет, который мы продолжаем изучать.

- Полистайте учебник. Кто автор данной книги? Посмотрите на условные обозначения на стр. 2.

2. Чистописание

Молоток я раздобыл
Из дощечек букву сбил
Сколько здесь дощечек?
- Три
А какая буква? - (И)

- Сегодня на минутке чистописания мы повторим, как пишутся заглавная И и строчная и. Но прежде чем начнем писать сделаем массаж пальчиков.

Массаж пальчиков

Начинаем мы считать (руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак).

Раз, два, три, четыре, пять (постепенно открывают по одному пальцу каждой руки, начинают с большого пальца).

Это – котик, вытри ротик (большим пальцем водят вокруг рта).

Это – носик-хитроносик (указательным пальцем водят по носу).

Это – ёжик-ворчунишка (средний палец сгибается и разгибается).

Это - мишенька-поптышка (безымянный палец сгибается и разгибается, одновременно покачивается, изображая движение медведя).

Это – зайка-убегайка (поднимаем обе руки, мизинцами трогаем уши, как будто шевелятся ушки зайки).

Кто последний? Догоняй-ка (быстро опускают руки на место).

3. На доске:

И.и

Ива, иголка

 4. На доске: Незаметно прошло лето. Дни стали короче. По небу поплыли серые тучи. Засеял мелкий холодный дождь.

- Что записано на доске? (Текст)

- Из чего состоит текст? (Из предложений)

- Докажите, что это текст?

- Сколько предложений в тексте? (4)

- Как вы определили? (Каждое предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой)

- А как в устной речи одно предложение отделяется от другого? (В начале предложения интонация повышается, к концу – понижается. Между предложениями выдерживается пауза.)

- Спишите текст в тетрадь.

5. Работа с учебником

- стр. 3 упр. 1 – выполняют самостоятельно (письменно)

- Объясните смысл пословицы, которую вы записали?

- Вспомните другие пословицы о труде.

6. Итог урока

- Что сегодня на уроке мы с вами повторяли?

- Чем текст отличается от предложений?

7. Домашнее задание

Стр. 3 упр. 2.

8. Выставление оценок

Русский язык 4 класс

Тема: Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с новым учебником.

2. Повторить понятия о предложении, типы предложений по цели высказывания, интонации.

3. Познакомить с написанием “словарного” слова.

 Ход урока

Cтр. 150-156 – находятся памятки.

Cтр. 146-148 – словарь для справок.

3. На доске

И и

Купи кипу пик.

- Что обозначает слово кипа? (Кипа – пачка или связка предметов, лежащих один на другом)

- Что обозначает слово пика? (Пика – колющее оружие, род копья)

4. Работа по карточкам

- Составьте предложения и запишите.

а) Летели, лебеди, старые, впереди, сильные, сзади, и, слабые, молодые.

б) Каравана, в впереди, халата, верхом, едет, проводник, ишаке, на.

в) Туча, лиловая, медленно, впереди, из-за, поднималась, леса.

- Какие предложения по цели высказывания вы записали?

- Какие еще есть предложения по цели высказывания?

5. Словарная работа

На доске: ВПЕРЕДИ

- По-разному образуются слова в русском языке. Слово ВПЕРЕДИ образовалось путем слияния предлога В с формой предложного падежа единственного числа устаревшего существительного ПЕРЕД. Это существительное имело значение “передняя часть”. Так как слово ВПЕРЕДИ не изменяется, в нём мы выделяем такие части слова ВПЕРЕДИ (слово разобрано по составу). Предлог превратился в приставку, а окончание стало суффиксом.

- Придумайте предложение, используя в нём слово ВПЕРЕДИ.

- Запишите слово в словарь

6. Письмо под диктовку

Как хорош лес поздней осенью! В мягком воздухе разлит осенний запах. Тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями. Сквозь бурые сучья деревьев белеет неподвижное небо. На липах висят последние золотые листья.

- Подчеркните главные члены предложения.

7. Итог урока

- С каким словом из словаря мы познакомились?

- Назовите, какие предложения по цели высказывания вы знаете.

8. Домашнее задание

Стр. 3 упр. 2. Выучить слово из словаря.

9. Выставление оценок.