Горизонтальная карьера педагога: обретение обшей значимости сделанного каждым

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии, Логопедия


В 2009 году в методическом объединении учителей-логопедов ДОУ Советского территориального управления комитета образования администрации Волгограда стартовал фестиваль презентаций "Моё педагогическое кредо" (Приложение 1). Этапы фестиваля стали смотром убеждений, взглядов, основ мировоззрения участников МО. Ведь "credo", в переводе с латыни означает "верую". А профессия педагога невозможна без веры в идеалы, в лучшее будущее, в свои силы и силы своих учеников.

В последнее время, в связи с происходящими в обществе процессами гуманизации, актуализировалась проблема становления педагога, обладающего качественно новым мышлением. Появился профессионал, способный конструировать логику педагогических процессов, анализировать их целостные свойства. Характер нового мышления определяется личностными источниками: потребностями, влечениями, установками и ценностями самого педагога. А это значит, что особенную актуальность приобретают рефлексивные процессы и оценки.

Рефлексия - это процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний. Предполагает он особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость человека. У детей рефлексии почти нет, и у взрослого она не разовьётся, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы. Понятие рефлексии возникло в философии и означало оно процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Интересно, что Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от всего внешнего, телесного. А Локк отделял рефлексию от ощущения, трактуя её, как особый источник знания - внутренний опыт. В отличие от нашего внешнего опыта, основанного на свидетельствах органов чувств. Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой психологии интроспективной, позволяющей человеку заглянуть вглубь самого себя.

В социальной психологии существует несколько иная, более интересная и значимая для нас педагогов, членов одного образовательного учреждения, родителей обучающихся трактовка. Рефлексия здесь выступает в форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью лиц - того, как они в действительности воспринимаются другими людьми или общностями. И рефлексия здесь - не просто знание или понимание человеком самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции, представления. А когда содержанием последних выступает предмет деятельности совместной и многолетней развивается особая форма рефлексии - отношения.

Интересна и трактовка рефлексии, как процесса удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием коего выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

Отечественные психологи отмечают, что для более глубокого понимания рефлексии её нужно рассматривать на сложных, многочисленных, реальных социальных группах, объединенных значимой совместной деятельностью, например, обучением и воспитанием детей. Это и есть педагогическая рефлексия.

Рассмотрим влияние педагогического опыта, стажа работы педагога на формирование его профессиональной позиции (Приложение 2). Рефлектируя, размышляя можно понять, что является главным для педагога на определённом этапе его карьеры, во взаимодействии с коллегами, с детьми и их родителями, что может окрылить его, подбодрить, дать ему почувствовать собственную значимость, ощутить свою неповторимость, индивидуальность. Эти размышления помогут нашему профессиональному сообществу наметить конкретные меры поддержки, в которых и молодые специалисты, и зрелые педагоги нуждаются и прямо, и косвенно.

Стаж работы от 1 до 5 лет характеризуется преобладанием знаний над умениями, концентрацией на собственных возможностях, склонностью к самоизменениям, открытостью всему новому, активным профессиональным поиском. Но одновременно, и преобладанием дисциплинарных мер воздействия на детей, неустойчивостью в своих педагогических оценках.

Конечно, для начинающего учителя важны эмоциональная поддержка, постоянное развитие уверенности в своих силах, акцент на собственных, пусть небольших, достижениях, в продвижении по избранной стезе. И ещё очень важно доверие, открытость в отношениях.

В период от 6 до 10 лет работы у педагога происходит формирование устойчивой профессиональной позиции, расширение и совершенствование методов обучения и воспитания, повышение значимости выбранной профессии.

Всякому педагогу на данном этапе необходима помощь в осознании и реальных ограничений, и своей "звёздности", за которыми следует значительное расширение позитивных личных возможностей.

В период от 11 до 15 лет работы педагоги обычно осознают противоречия между имеющимися возможностями и желанием профессиональных изменений. Возникают стереотипы в работе, одновременно расширяются коммуникативные умения.

Какова же реальная ценная поддержка для педагога на данном этапе? Это привлечение к наставнической и проектной деятельности, помощь в рефлексии достижений, расширение возможностей восприятия инноваций, привлечение к экспериментальной деятельности.

Психологи отмечают, что профессиональный период от 16 до 20 лет отмечается кризисом самосознания между "Я - реальным" и "Я - идеальным", возможным снижением профессионализма, формированием устойчивых механизмов защиты и, одновременно, ростом увлечённости работой.

И на этом этапе педагогам нужно больше самостоятельности, творчества. Необходима помощь в обобщении опыта работы, в распространении данного опыта среди коллег, с целью повышения самооценки педагога.

Стаж от 21 до 25 лет отмечается наибольшей увлечённостью работой, сформированностью профессионально значимых качеств, но, одновременно, критичностью и настороженностью во взаимодействии с другими специалистами. Важную услугу здесь призвана оказать опора на авторитет педагога, его опыт, привлечение к наставничеству молодых коллег.

Только добиваясь чего-то вместе, мы осознаём себя общностью. Совместно разрабатываемые проекты, участие в конкурсах различного ранга сближает учителя, его воспитанников и их родителей крепко и надолго, работает на авторитет педагога.

Утверждают, что срок работы с детьми более 25 лет грозит возникновением синдрома "эмоционального сгорания", невосприимчивостью ко всему новому, нарушением взаимодействия с коллегами и воспитанниками, психоэмоциональным перенапряжением.

Во-первых, и такому зрелому педагогу необходима помощь в анализе своих достижений, демонстрации этих достижений коллегам, родителям и детям, педагогическая рефлексия (Приложение 3).

Во-вторых, освоение и использование в работе новых технологий, методик (Приложение 4), технических средств обучения является мощным стимулом и гарантией достижения новых профессиональных высот.

В третьих, одним из механизмов предотвращения эмоционального выгорания педагога является правильное построение собственной педагогической карьеры (Приложение 5).

В японской системе треков существует понятие карьеры вертикальной и горизонтальной. Сделать в сфере образования вертикальную карьеру - это, значит, стать завучем, директором, методистом. В силу недостаточности ступеней вертикального роста, вопрос такой карьеры явно проблематичен. К тому же, многим не захочется лишать себя непосредственного общения с детьми.

В педагогике актуально сегодня "перемещение по горизонтальной плоскости". Логика здесь такова: сменяя участки работы, педагог лучше узнаёт всю структуру деятельности своего учреждения, расширяет профессиональный кругозор, спектр интересов и возможностей, повышает свою технологическую культуру, вносит коррективы, проектирует, ощущает себя нужным и значимым.

Вот как выглядит трековая схема в школе: педагог - член педсовета - участник методического совета - руководитель временной творческой группы - автор проекта - руководитель методического объединения - член психолого-медико-педагогического консилиума - инициатор проведения проблемных семинаров - член аттестационной группы, участник совета специалистов, да всего и не перечислишь.

Это не ново, скажет кто-то и будет прав. Новизна подхода в том, что данная перспектива - не обуза, а возможность применить свои силы с различных сторон, реализовать свой творческий потенциал, постоянно повышать свой профессионализм и мастерство, актуализируя тем самым качественную сторону инициативной общественной деятельности, обретая радостное и неустанное движение вперёд, предотвращая синдром "эмоционального выгорания".

Горизонтальную карьеру необходимо рассматривать как переход от индивидуальных достижений к обретению общей значимости сделанного каждым. И это является важным и для педагогического, и для родительского и для ученического сообществ (Приложение 6).

Методический совет, методическое объединение призваны быть творческими двигателями. Рассматривая проблемы, они генерируют идеи. Идея, помогающая решить проблему, должна заинтересовать учителя, который имеет опыт в работе с проблемой и, соответственно, должен иметь право трансформировать идею, предложенную советом и объединением. Спускаясь в массы, идея трансформируется, без этого она нежизнеспособна.

Именно каноны и догмы часто отпугивают людей творческих (Приложение 7). Заранее заданные шаблоны тормозят поиск и инициативу. И здесь самое главное последовательность. Не стыдиться самого себя. И шаг за шагом делать то, что считаешь нужным. Верить себе. Ведь ни для кого не секрет, что самостоятельность, инициативность и творческий поиск идут неразрывно рука об руку. Идут дорогой радости постижения, счастья приобщения, успешности воплощения - к горизонту!

Можно представить реальные победы, решения каких-либо трудных проблем в виде звёзд, сияющих во Вселенной. Сверкающие новыми гранями, более яркими оттого, что рождённые проблемами идеи трансформировались, преобразовались, мотивировали многих. Многих, хотя и не всех. Их потенциал почему-то недостаточно реализуется, не работает. Нет личной заинтересованности. Если педагог не захочет внедрять инновационную технологию, его никто не сможет заставить этого сделать. Или же всё сведётся к формальности. Как же пробудить личную заинтересованность? Возникло очень удачное сравнение методической сокровищницы, копилки с пещерой Али-бабы и сорока разбойников. Если мы все вместе сумеем извлечь драгоценные камни - идеи - на белый свет, то они своим сиянием озарят не зажженные звёздочки, заставят их сверкать вначале отражённым, а затем и ярким самостоятельным светом.

А поможет нам и нашим коллегам (Приложение 8) в этом фестиваль презентаций "Моё педагогическое кредо".